Занимательная кинезиология
Чтобы ребёнок научился хорошо говорить, необходимо развивать не только артикуляционную моторику, но и мелкую моторику кистей и пальцев. Поэтому учителя-дефектологи, воспитатели и родители постоянно находятся в поиске игр и упражнений, которые бы не только способствовали овладению новыми моторными умениями, но и вызывали большой эмоциональный отклик у детей. Одной из таких методик является кинезиология.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Благодаря овладению специальными моторными умениями происходит развитие различных отделов коры больших полушарий мозга и улучшение межполушарного взаимодействия. На практике это проявляется в том, что улучшается не только состояние мелкой моторики детей, но и их пространственные представления. Также повышается способность к обучению и усвоению информации, параллельно снимается стресс и оказывается профилактика дисграфии и дислексии.
Чтобы методика работала, следует использовать кинезиологические упражнения не разрозненно, а как систему. Поэтому я разработала комплексы, в которые были включены задания для энергетизации (насыщения энергией) мозга, для профилактики зрительной утомляемости, развития зрительно-моторной и реципрокной координации, мелкой моторики, а также самомассаж. Отобранные упражнения органично вплетаются в структуру как индивидуальных, так и подгрупповых логопедических занятий по формированию произношения, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Наша справка
Реципрокная координация – согласованная активность нервных центров функциональных систем, а также сложная форма координации движений (например, попеременное сжимание правой руки с одновременным разжиманием левой), нарушение выполнения которых сигнализирует о поражении межполушарных связей.
Как провести занятие
Начинайте с упражнений на энергетизацию мозга, чтобы у детей появились силы для усвоения учебного материала. Далее можно постепенно подключать хорошо известные задания для развития мелкой моторики. Например, «Колечки», «Улитка», «Пальчики здороваются», «Замок», «Лезгинка» «Кулак – ребро – ладонь» и т. д. Лучше разучивать их по отдельности, а потом включать в структуру пальчиковых гимнастик. Так воспитанники не только овладевают сложными моторными умениями, но и учатся координировать речь и движения. Кроме того, если дети знают базовые упражнения, то овладение новой пальчиковой гимнастикой происходит мгновенно. Остаётся только запомнить новое четверостишие.
В середине занятия можно проводить кинезиологические физкультминутки. Например, серию упражнений: «Командир», «Ухо – нос», «Обезьянки», «Перекрёстные шаги». Поначалу каждый элемент усваивается с трудом.
Воспитанникам часто тяжело переключиться с одного движения на другое, они нуждаются в многократной демонстрации правильного выполнения или же в опоре. Но с каждой тренировкой моторные навыки улучшаются. Постепенно можно увеличить скорость выполнения упражнений, отказаться от образца, ориентируя ребёнка исключительно на речевые инструкции. Кроме того, во время таких кинезиологических физкультминуток можно отрабатывать ориентировку в схеме тела, закреплять понятия «право-лево».
Для профилактики утомляемости глаз и развития зрительно-моторной координации прекрасно подходят упражнения «Счётные таблицы», «Восьмёрки», «Рисуем фигуры».
Для семьи и ребёнка
Кинезиологические упражнения позволяют улучшить моторные навыки. Опыт показывает, что с каждым освоенным умением овладение новым проходит гораздо легче и быстрее. Кроме того, кинезиологическая гимнастика помогает снять эмоциональное напряжение во время других занятий, повысить интерес к изучаемому материалу, настроиться на работу. Некоторые из моих воспитанников настолько полюбили кинезиологию, что при столкновении со сложными заданиями, например, при составлении рассказа по серии сюжетных картин, сами начинают массировать уши, чтобы зарядиться энергией. Выполнение таких упражнений дома способствует улучшению микроклимата в семье за счёт совместной деятельности родителей и ребёнка.
Кинезиологическая физкультминутка
Обезьянка
Правой рукой постукивать по голове, левой гладить живот. Поменять местами руки (2–3 раза).
Ухо – нос
Правой рукой тянуться к носу, левой к правому уху. Сделать хлопок. Левой рукой тянуться к носу, правой – к левому уху. Сделать хлопок.
Перекрёстные шаги
Правым локтем тянуться к левому колену, левым локтем – к правому.
Командир
Ребром правой руки тянуться ко лбу, левая – показывает «класс!». Поменять местами руки.
Комплексы упражнений для развития мелкой моторики кистей и пальцев
Комплекс № 1
Комплекс № 2
ЯНА КУСТИНСКАЯ, учитель-дефектолог яслей-сада № 30 г. Новополоцка