Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Взаперти: как пережить самоизоляцию с детьми

Вспышка коронавируса вызвала много изменений в жизни детей и их родителей. Ребятам некомфортно в вынужденной самоизоляции, взрослым сложно совмещать обязанности: удалённо работать, вести домашнее хозяйство и круглосуточно общаться с чадом. Как «выдержать» ребёнка в это непростое время, о чём с ним говорить и чем развлекать?

Во имя защиты

Не только взрослые в пандемию испытывают беспокойство и неуверенность. Поэтому особое внимание следует уделять психическому здоровью детей. Обеспечить их благополучие позволят следующие советы.
1. Поговорите с ребёнком в соответствии с его возрастом и развитием об эпидемии и изменениях в семейном распорядке дня. Побуждайте чадо задавать вопросы. Пусть примерными темами для бесед станут:
•    необходимость соблюдать гигиену – научите, как правильно мыть руки, объясните, когда это надо делать и почему это важно (можно показать онлайн-видеоматериалы);
•    знакомство с коронавирусом (как он выглядит и чем отличается от обычной простуды или гриппа, какие изменения внёс в привычную жизнь (работу, учёбу и т.д.), как влияет на разные возрастные группы);
•    карантинные меры (почему важно держаться на расстоянии 1–1,5 м от окружающих, как вести себя в общественном месте и т.д.).
Объясните, что вы сами не всё знаете, но исследования учёных обязательно расставят все точки на «i».
2. Поинтересуйтесь у ребёнка, что он чувствуют в сложившейся ситуации.
3. Защищайте детей от информации и изображений, которые не соответствуют их возрасту и могут вызывать беспокойство. В частности, контролируйте контент в интернете и социальных сетях. Ребёнку может быть трудно проверить его достоверность. Проявляйте интерес к телефонным приложениям и веб-сайтам, которыми пользуется чадо. Поговорите об онлайн-безопасности, т.к. из-за отсутствия занятий в школе интернету будет уделяться гораздо больше времени. Установите вместе с ребёнком лимит посещения Всемирной паутины и соблюдайте его.
4. Поддерживайте связь с семьёй и близкими. Обезопасьте контакты с членами семьи в карантине или лицами, особенно подверженными риску более серьёзного течения заболевания. Например, проводите видеоконференции с бабушкой и дедушкой.
5. Позвольте детям беседовать со сверстниками по телефону или с помощью видеозвонка.
6. Постарайтесь спланировать новый распорядок дня. Ребёнок привык подчинять жизнь определённому режиму: школа, секции, кружки, тренировки и т.д. Выпав из привычного графика, да ещё в самоизоляцию, он теряет определённые жизненные ориентиры и чувствует себя выброшенным в открытое море. Потому задача родителей спланировать день чада так, чтобы он оставался максимально приближенным к обычным будням. Подъём и отбой в определённое время, еда, занятия, спорт, домашние дела, досуг, в том числе совместный, – всё по расписанию.
7. Позаботьтесь о правильном питании и физической активности. Последняя должна быть адаптирована к возрасту ребёнка и составлять не менее часа в день. Если выход на улицу не запрещён, можно отправиться на прогулку в лес или парк, поиграть на свежем воздухе с другими членами семьи, покататься на велосипеде. В противном случае можно заниматься гимнастикой, используя, например, различные онлайн-упражнения. Регулярные физические нагрузки благотворно сказываются на иммунитете, здоровье в целом, а также психологическом состоянии.
8. Наблюдайте, не проявляет ли чадо симптомы стресса. Это могут быть агрессия, плаксивость, трудности с засыпанием, концентрацией внимания, головные боли. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за такое поведение. Если симптомы беспокоят, обратитесь за помощью к специалисту.
9. Объясните подросткам, что такое социальная ответственность. Дайте понять, что они не должны бесконтрольно встречаться с друзьями, но ситуация временная. Установите чёткие ограничения, акцентируя внимание на том, какое поведение независимо от эмоций неприемлемо. Например, насмешки, направленные на людей, затронутых болезнью или находящихся на карантине.
10. Помните, что ребёнок подражает родителям. Покажите, как справляетесь со сложившейся ситуацией, легко переживаете трудные времена. Поэтому берегите себя: хорошо спите, употребляйте здоровую пищу, занимайтесь физкультурой, звоните близким и друзьям. Чтобы быть полезными детям, нам самим нужна передышка и отдых. Ведь мы люди, а не ангелы с безграничным терпением и стрессоустойчивостью.

Игра vs тревога

Лучшее средство для снятия напряжения и тревоги – веселье. Ещё Марк Твен говорил: «У человеческой расы было одно по-настоящему эффективное оружие – это смех, перед силой смеха ничто не может устоять». Особенно это поможет при размышлениях, чем развлечь чадо дома. Вспомните, во что вы играли, когда были в его возрасте. Прятки, дочки-матери, старый медведь, который постоянно спит, индейцы, глухой телефон – всё ещё могут заинтересовать детей. Для рёбёнка постарше также подойдут совместное приготовление еды, выпечка и её украшение. Вариантов много, надо лишь включить фантазию.

Показ мод
Отличное развлечение для девочек, которые любят наряжаться в мамину одежду. Пусть поэкспериментируют с внешностью, скомпонуют наряды и представят на домашнем подиуме.
Восхождение
Сделайте из полосу препятствий: положите подушки друг на друга, накройте одеялом – пусть это будут холмы и необитаемый остров. Задача ребёнка – лазить по холмам, избегая воображаемой воды, и попасть на остров. Игра хорошо развивает моторику.
Таинственный предмет
Положите какую-то вещь в сумку и предложите чаду по наводящим вопросам угадать, что скрыто. Можно использовать и что-то съедобное: дайте его понюхать или попробовать с закрытыми глазами.
Домики
Сделайте из большой картонной коробки (из-под телевизора или другой крупной бытовой техники) домик для ребёнка или его любимой игрушки. Вырежьте в коробке двери и окна. Пусть чадо раскрасит её – и дом готов!
Зеркало
Встаньте напротив друг друга и подражайте мимике партнёра, отрегулировав степень её сложности по возрасту чада.
Домашний оркестр
Пусть кастрюли, жестяные чашки, крышки, ложки станут на время музыкальными инструментами. Оркестр понравится не только детям, но и взрослым, которым поможет снять излишний стресс и тревогу.
Горячо – холодно
Покажите и спрячьте от ребёнка предмет и предложить найти его. Если малыш находится далеко от предмета, говорите «холодно», если близко – «горячо». Затем поменяйтесь ролями.
Клад
Дети любят находить спрятанные предметы и решать головоломки, особенно когда в конце есть приз. Напишите на листах бумаги задания-подсказки (можно в виде ребусов, загадок и т.д.). Спрячьте первую подсказку (с указанием на следующую) в легкодоступном месте. Затем оставьте столько подсказок, сколько хотите, по всему дому, создавая маршрут до точки «Х» – маленького клада.
Прыжки по лестнице
Нарежьте из газеты на полоски (5 см) и уложите их на пол в виде лестницы. Задача ребёнка – перепрыгивать через ступени.
Кто выше
Игра для нескольких малышей. Пусть они, вытянув руку, подпрыгивают возле дверной рамы как можно выше. Результаты отмечаются на косяке карандашом. Побеждает прыгнувший выше всех.

Прекрасно подойдут и всевозможные настольные игры. Чтобы дать ребёнку дополнительный стимул, установите правила, чтобы тот, кто проиграл, например, раздавал столовые приборы для еды или мыл посуду поле ужина.

Сборка головоломок развивает восприимчивость, пространственное воображение, мелкую моторику, память и способность анализировать и синтезировать. Дети, которые складывают пазлы с 2 лет, лучше справляются с математическими задачами позже. К тому же это занятие не имеет возрастных ограничений: достаточно выбрать сложность узора и размер элементов.


Бунтарь и пандемия
Одно дело, занимать малыша, совсем другое – подростка. Как объяснить ему, что он должен оставаться дома, что нельзя пойти к другу, посетить кинотеатр или развлекательный центр? Особенно плачевна ситуация сейчас, в период долгожданных летних каникул, ведь даже прогуляться на свежем воздухе нельзя.

Многие подростки сейчас переживают возраст бунтарства и борьбы за независимость. Вот только вместо обретения свободы и общения со сверстниками они застряли дома под пристальным надзором родителей. Добавьте к этому более или менее хаотичное дистанционное обучение, неопределённость в отношении даты экзаменов или вступительной компании, всевозможные чёрные сценарии, исходящие из средств массовой информации, и, возможно, нам будет легче понимать наших детей.

Помните, подросток находится на сложном этапе развития: процесс взросления для него очень эмоциональный и непредсказуемый. А ситуация, в которой оказалось общество, и без того вызывает стресс. Поэтому постоянное пребывание вместе может быть трудным, иногда даже раздражающим.

Постарайтесь в это непростое время стремиться к толерантности и открытости для общения. Давайте не будем забывать о требованиях и границах – они необходимы, но дайте возможность подросткам выражать свои эмоции. Побуждайте их рассказывать о том, что они испытывают. Это более ценно, чем напоминание о растущем списке домашних заданий. Давайте поможем им понять, что они чувствуют. Не стоит при этом обижаться, если они не захотят разговаривать. Важно, чтобы ребёнок просто знал, что может обсудить наболевшее с родителями в любой момент.

Когда придет время, подумайте, как чадо может позаботиться о себе. Несмотря на всю браваду и смелое поведение, подростки часто прекрасно понимают, что для них хорошо, а что нет. Если воздержаться от оценки их порой нежелательных привычек, то есть шанс, что удастся разработать элементарные принципы, которые позволят мирно пережить карантин и, возможно, даже углубить связь «родитель – ребёнок».

Как удержать подростка дома во время карантина? Во-первых, нельзя пугать болезнью и летальным исходом (я часто наблюдаю такие «меры удержания» со стороны родителей). Каждый подросток, как и мы в их возрасте, думает, что он бессмертен. Аргументы о том, что он может заболеть или умереть, не доходят до молодых людей.
Однако разговор о соблюдении карантинных мер может быть намного эффективнее. Стоит сослаться на чувство социальной ответственности, а также на ту уникальную роль, которую теперь может играть подросток, следуя рекомендациям санитарных служб. Было бы хорошо, если бы он знал, что, приняв решение остаться дома, сможет защитить близких, включая бабушку с дедушкой или родителей, от потери здоровья или даже смерти.

Родители, предлагающие детям альтернативные домашние занятия, должны помнить, что у них может быть много обязанностей из-за дистанционного обучения. К тому же подросток должен иметь возможность время от времени побыть одному. Позвольте ему сидеть перед компьютером дольше обычного. Ведь теперь это не просто инструмент для обучения, но и ниточка, связующая с друзьями и миром в целом.

Поощряйте молодёжь заниматься физкультурой дома. Пусть это будет фитнес, силовые упражнения или йога.

Для более спокойного времяпрепровождения опять-таки подойдут настольные игры, совместный просмотр старых семейных фотографий. Расскажите детям о своём прошлом: вспомните приключения, радости и неудачи, различные истории из жизни. Решение неурядиц, с которыми вы когда-то сталкивались, может помочь подросткам справиться с их текущими проблемами.

Детям такие рассказы действительно интересны.

Помните, в любой ситуации есть свои плюсы. Совместный опыт преодоления трудностей сближает. И пусть семью, словно шлюпку, швыряет по волнам коронавирусного шторма. Если относиться друг к другу, в том числе и к детям, как к партнёрам по команде, можно преодолеть эту стрессовую ситуацию с честью.

НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог