Взаимопонимание с ребёнком в семье
Цель: формировать мотивации на улучшение взаимоотношений родителей и детей.
Задачи: повышать психолого-педагогическую культуру родителей; помогать понять чувства детей, анализировать опыт собственного воспитания, определить позитивные и негативные стороны влияния семейного воспитания на развитие ребёнка.
Материал и оборудование: предметы для игры «Ассоциации» (мелкие игрушки и предметы), клубок ниток, 6 лент, по количеству участников лист белой бумаги формата А4, набор метафорических ассоциативных карт Tan Doo, аудиозаписи спокойной музыки.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители. Наша встреча посвящена пониманию детей и выстраиванию эффективных взаимоотношений. Надеюсь на вашу активность и искренность.
Клубочек
Первый участник привязывает к пальцу нитку, называет своё имя и передаёт клубок не сидящему рядом родителю. Остальные делают то же самое до тех пор, пока клубок не побывает у всех. Таким образом, участники образуют сеть.
Ведущий. В жизни мы связаны, но не всегда видим эти связи. Они могут быть добрыми и обязывающими, помогающими и заставляющими. Они не исчезнут, если мы сделаем три шага вправо, присядем, попрыгаем. (Двигаются.) Почувствовали? Сейчас, сматывая клубок, скажите, чего вы ожидаете от нашей встречи. Подумайте над притчей.
Однажды один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. В это же время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла жильё и имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, их ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу. А есть мы – будет и дом. И всегда будет свет в окне дома.
Ведущий. Свет в окне не всегда предполагает уют и тепло в доме, потому что не всегда есть взаимопонимание между родителями и ребёнком. Свет в окне дома… Что это для вас? (Зажигается свеча и передаётся по кругу, каждый участник высказывается.) Для каждого из родителей ребёнок уникален, мы заботимся о них. Следующая игра поможет понять, какие разные у нас дети.
Ассоциации
Участникам предлагается назвать имя ребёнка, достать из шкатулки какой-либо предмет. Затем родители, ассоциируя предмет с ребёнком, в течение 10–15 секунд поочерёдно рассказывают о нём. Например, ключ: «Мой ребёнок любознательный, общительный. Но он не с каждым идёт на контакт. Нужно найти ключ к его сердцу – тогда он будет общаться легко и открыто».
Ведущий. Уникальность каждого из нас формируется в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья даёт первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребёнок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее его поведение в социуме.
Тема нашей встречи: «Взаимопонимание с ребёнком в семье». Мы постараемся лучше понять чувства наших детей и понять эффективную модель взаимоотношений с ребёнком.
Ребёнок-статуя
Ведущий. Требуя идеального поведения ребёнка, родителям часто приходится запрещать. Давайте посмотрим, что же чувствует ребёнок в эти моменты.
Одним из участников («ребенок») садится на стул в центре круга. Остальные («родители») по очереди подходят к нему и называют то, что запрещают своему ребёнку. Например, перестань глазеть, закрой уши, быстро рот закрой, убери руки, не ломай игрушки, не бегай. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет.
Ведущий. Что ж, у нас получился идеальный ребёнок, который делает всё так, как вы хотите. Но легко ли он пойдет по жизни? (Ответы участников.)
Сидящему предлагается встать, но он не может этого сделать. Тогда каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и «снимает запрет», то есть перефразирует. Таким образом, суть запрета остаётся, но звучит более мягко: «Не кричи – говори спокойно, пусть ребёнок общается, смеётся, поёт»; «Пусть ребёнок познаёт мир, видит, какой он яркий и интересный».
Ведущий (обращается к участнику, «исполнявшему роль» ребёнка). Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу? Ограничение какой части тела вы ощутили наиболее остро? Какие были чувства, когда предложили встать? Что хотелось развязать в первую очередь? Что вы чувствуете сейчас?
Ведущий (обращается к участникам, играющих роль взрослого). Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного «ребёнка»? Что вам хотелось сделать? Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет? Какие чувства вы испытываете сейчас? (Ответы участников.)
Сложности в процессе воспитания возникают у каждого родителя. Это нормально. Важно помнить, что все ситуации имеют причины и решения.
Объятия
Ведущий. Если вы видите ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, – обнять его и держать возле себя столько, сколько ему нужно. (Участники обнимают родителя, который исполнял роль «ребёнка».) Когда ему будет достаточно нежности, он сам даст знать.
При этом ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «всё это мелочи, до свадьбы заживёт». Просто обнимайте. Если ребёнок не позволяет себя обнять, можно посидеть рядом, подержав его за руку.
Семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Чтобы ребёнок развивался интеллектуально – двенадцать раз в день!
Помните, объятия необходимы не только ребёнку, но и взрослому. Ребёнку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогают психологически развиваться.
Родители могут проявлять любовь через прикосновение, слова поощрения, помощь, подарки. Если же ребёнок не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Не забывайте говорить с ребёнком. Разговор начинайте с перечисления его положительных качеств.
Ведущий. Когда рождается ребенок, он словно чистый лист бумаги. (Ведущий показывает лист бумаги и с каждым высказыванием сминает его часть, участники повторяют.) Дедушка говорит внуку: «В кого ты такой неугомонный, сил с тобой больше нет!». Бабушка говорит: «Проказник!». Мама, хватаясь за сердце: «Горе ты моё луковое!». Папа строго говорит: «Ты как не из нашей семьи!». Постепенно душа ребёнка превращается вот в такой комок. (Демонстрирует.) Попробуем разгладить этот лист и мысленно попросить у ребёнка прощения за обиды, которые нанесли своими словами или неблаговидными поступками. (Участники разглаживают лист бумаги.) Лист приобрёл почти первозданный вид, но следы остались. Помните, ребёнок – чистый лист бумаги, чистая пластинка. И вы, родители, своими руками создаете мелодию, которую однажды он исполнит.
Закройте глаза, представьте своего ребёнка и решите: «Я буду любить его, даже если он не лучший и не хватает с неба звёзд. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, каким бы он ни был. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю, даже если поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Идеальные взаимоотношения
Ведущий. Мысленно задайте себе вопрос: «Какими должны быть идеальные взаимоотношения с ребёнком?». Ответ постараемся получить с помощью метафорических ассоциативных карт.
Участники достают по одной карте из набора Tan Doo и в течение 2–3 минут обдумывают задание.
Ведущий. Покажите карту и расскажите, что на ней нарисовано? Какие эмоции она вызывает? Чем похожа или непохожа на ваше представление об идеальных отношениях с ребёнком?
Каждый участник высказывается. Ведущий при необходимости задаёт вопросы. Участники становятся в круг.
Рефлексия
Ведущий. Давайте выскажем мнение о нашей встрече, её значимости. (Каждый участник по очереди высказывается.)
Какие чувства вы испытывали? Что понравилось, что нет? Над чем пришлось задуматься? Получилось ли раскрыться, быть искренним? Изменились ли взгляды на воспитание? Осознали ли вы свою проблему? Удалось ли раскрыть секреты взаимопонимания с ребёнком?
Предлагаю закончить встречу на позитивной ноте. Давайте создадим ощущение победы и поаплодируем друг другу. Спасибо, до встречи!
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Как играть важную роль в жизни ребёнка
Делайте!
• Установите чёткие требования к ребёнку.
• Радуйтесь вашему малышу, восхищайтесь им, проявляйте уважение.
• Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.
• Не теряйте чувства юмора.
• Когда ребёнок общается с вами, слушайте его внимательно.
• Объясняйте ребёнку просто и понятно.
• Говорите медленно.
• Будьте терпеливы и отвечайте на все вопросы.
• Занимайтесь уборкой или приготовлением обеда вместе с ребёнком.
• Если вы увидели, что ребёнок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
• Всегда проявляйте интерес к тому, что ребёнку нравится (если он начал коллекционировать мелкие игрушки, машинки, крышки от бутылок, займитесь этим вместе с ним).
• Каждый день читайте ребёнку, играйте в игры.
• Поощряйте стремление задавать вопросы.
• Не скупитесь на похвалу и поцелуи.
• Позволяйте самостоятельно принимать решения.
• Поощряйте любопытство и воображение.
• Разрешайте игры с другими детьми.
• Заботьтесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.
• Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от любимых дел.
Нельзя!
• Перебивать ребёнка, говорить, что вы всё поняли, отвернувшись, пока он не закончит рассказ.
• Задавать много вопросов.
• Принуждать делать то, к чему ребёнок не готов.
• Заставлять делать что-нибудь, если ребёнок устал или расстроен.
• Поручать одновременно много заданий.
• Поправлять постоянно ребёнка, повторяя: «Не так! Переделай это!».
• Критиковать, особенно в присутствии других людей.
• Сравнивать малыша с другими детьми.
Помните, если родители и дети ежедневно общаются и совместно занимаются, проблем не возникает.
НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА, педагог-психолог первой категории яслей-сада № 6 г. Слонима