Волшебный мир сенсорной комнаты
Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Все родители хотят видеть своего ребёнка весёлым и счастливым, довольным жизнью, умеющим общаться с окружающими людьми. Однако иногда это трудно сделать, особенно если малыш в силу своих личностных особенностей конфликтен или агрессивен, застенчив или замкнут, эмоционально неуравновешен. Задача взрослых – помочь разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Забота о психологическом здоровье дошкольника предполагает, что воспитатели и родители уделяют особое внимание к его внутреннему миру – чувствам, представлениям о себе, самооценке, Я-концепции. Чтобы помочь ребёнку, важны не только знания об эмоционально-личностных образованиях, но и специальная среда, где обеспечены психологически комфортные и благоприятные условия. Осуществление поддержки, выявление психологом вместе с родителями причин психологической дисгармонии, а также обучение приёмам регуляции эмоциональных состояний возможно в условиях сенсорной комнаты, которую можно организовать в любом дошкольном центре образования.
Сенсорная комната – это место для психологической разгрузки. Здесь свет, музыка, цвет, тактильные ощущения – всё помогает детям обогатить свою эмоциональную сферу, приобрести новый чувственный опыт, успокоиться, расслабиться или, наоборот, восстановить силы, прийти в тонус.
Например, спокойное цветовое оформление комнаты, мягкий свет, тихая музыка успокаивают и умиротворяют. А яркие светооптические эффекты стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу.
В нашем сады мы в одном помещении объединили тёмную и светлую стороны. Так привычные для детей вещи становятся совсем иными, волшебными. Здесь можно спрятаться в «сухой» дождик, поиграть со звёздным светом, поплавать в шариках, послушать пение птиц и шум водопада. Море положительных эмоций вызывает очаровательный зеркальный шар со множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков».
Мягкие игровые модули, подушки разной величины, детские мячи-массажёры, сенсорные тропы для ног, наборы тактильных шариков, световой стол для рисования песком с разными подсветками также способствуют творческому и эмоциональному самовыражению. В сенсорной комнате ребёнок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности.
Песочная терапия – очень полезна для дошкольников. Она развивает познавательные процессы, мелкую моторику, тактильную чувствительность, мануальный интеллект, помогает справляться с эмоционально-личностными нарушениями. Чтобы ребёнок стал успешнее, полезно включать в работу сказко-, цвето- и музыкотерапию, а также методы нервно-мышечной релаксации и телесно-ориентированной терапии. Это помогает коррекции нежелательных черт характера и поведения, развивает социальные и коммуникативные навыки, формирует положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, способствует сохранению и укреплению психического здоровья.
Сенсорная комната появилась в учреждении недавно, но уже завоевала популярность маленьких посетителей. Это особенный уголок, где царит атмосфера добра и благополучия, где тебя выслушают и поддержат, разделят боль неудач и радость побед, окружат вниманием и заботой, где тебя принимают таким, какой ты есть.
Комната психологической разгрузки предназначена не только для детей. Снять стресс, забыть все жизненные неприятности, гармонизировать внутреннее состояние, успокоиться, расслабиться здесь могут и сотрудники учреждения. Используется комната и для занятий по коррекции детско-родительских отношений в рамках клуба «Шаги навстречу» и «Материнской школы».
СВЕТЛАНА ОШУРОК, педагог-психолог первой квалификационной категории яслей-сада № 36 г. Лида