Визуальный шум в школе
Редко увидишь учебное заведение, фойе и коридоры которого не были заполнены информационными стендами. Вроде бы это и хорошо – в специальных «кармашках» размещено столько полезной и нужной информации! Вот только тексты, набранные в Word мелким шрифтом, зачастую неудобочитаемы и создают «визуальный шум».
Визуальный шум – скопление в интерьере различных предметов, которые не сочетаются между собой, загромождают пространство, вызывают психологический дискомфорт, рассеивают внимание и способствуют быстрой утомляемости.
Источники «шума»:
• пёстрый (смешанный) декор, плитка, обои;
• различные сувениры (статуэтки, магниты и др.);
• разноцветные кухонные принадлежности;
• упаковка предметов бытовой химии, косметики и продуктов;
• информационные стенды.
Комментарий специалиста
Елена Смирнова, врач-гигиенист Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:
– При визуальном шуме мозг перегружен зрительной информацией и не может сфокусироваться на чём-то одном. Появляются рассеянность, раздражительность, проблемы со сном. Особенно сильно визуальный мусор мешает молодёжи (школьникам, студентам), так как препятствует им воспринимать и запоминать новую информацию. Поэтому и в учебных заведениях, и дома необходимо создать гармоничную обстановку:
1. Займитесь расхламлением. Если вещью не пользуются больше года, она не дарит позитивные эмоции, слишком вычурная, то от неё можно избавиться – выкинуть, отдать кому-либо или спрятать в кладовку или шкаф с непрозрачными дверками.
2. Разместите в зоне видимости предметы, которые вас радуют, смотрятся органично или часто используются.
3. Подбирайте для убранства дома однотонный декор.
4. Постарайтесь обойтись без мелких узоров, деталей (особенно если они не вписываются в дизайн интерьера).
5. Переместите предметы из ярких упаковок в обычные – однотонные и желательно одной формы.
Школьные стенды, создающие визуальный шум:
1. Не вписываются в интерьер. Попытки администрации украсить пространство, сыграв на разнообразии стендов по оформлению (например, на одной стене квадратный, на другой – волной) и расцветке, приводят к перегрузке интерьера.
2. Отвлекают внимание от важного. Яркий пёстрый стенд мешает сконцентрироваться на информации, особенно если она набрана мелким шрифтом. Внимание читателя рассеивается, а текст не запоминается.
3. Ограничивают формат подачи. В «кармашки» стендов помещаются только листы А4 в вертикальном положении – нет возможности разместить, например, один большой плакат или несколько маленьких объявлений.
Такие стенды не только не украшают стены школьных коридоров, но и, являясь сенсорным раздражителем, не позволяют ребёнку в полной мере воспринимать размещаемый текст: мозгу необходимо затрачивать больше ресурсов на фильтрацию поступающей визуальной информации.
Как исправить?
Чтобы правильно доносить информацию учащимся, родителям и педагогам, необходимо:
1. Сократить количество стендов. Да, однообразие и пустота – не решение проблемы. Но с этим справятся сложная окраска стен (с каким-нибудь концептуальным рисунком) или информационная поверхность, которая постоянно будет обновляться.
2. Упрощать текст. Оставляйте только суть – классическое «что, где, когда и что с этим делать?». Размер шрифта при этом должен быть не менее 16 пт. Дополнительный материал (более глубоко раскрывающий проблему) сделайте в электронном варианте и предоставьте доступ по QR-коду. Детям гораздо проще и интереснее читать с телефона или планшета.
3. Избегать перегрузок. Текста и картинок не должно быть очень много – это пугает и отталкивает.
4. Делать акцент на смысловой составляющей. Лучше отказаться от игры дизайном, шрифтами, картинками. Это создаёт дополнительный визуальный шум.
5. Систематизировать текст, разделив его на несколько зон:
• основную – для самой важной и актуальной информации. Простой, удобочитаемый текст, оформленный крупным шрифтом. Листы на инфодоске желательно закреплять с помощью зажимов, пробок, кнопок, металлической сетки (можно комбинировать);
• выставочную (зону изображений) – анонсы мероприятий, результаты конкурсов и т. п. Сюда идеально подойдут плакаты, рисунки и фотографии. Крепления, которыми можно воспользоваться, – струны, пробки, зажимы, подвесные системы и рамки. На них удобно размещать работы разных форматов и размеров, главное – гармонично сочетать;
• тематическую – для определённой аудитории или на конкретную тему: сведения о сдаче экзаменов, ЦТ (централизованное тестирование), уголки здоровья и т. д. Здесь должна быть краткая информация с конкретными ответами (и обязательной пометкой – на кого она рассчитана). Все подробности – через QR-код;
• презентационную – краткие сведения с изображениями о ребятах и работниках, которыми гордится школа. Фотографии с мероприятий, портретные снимки, грамоты.
Информационная доска (зона) должна восприниматься единой композицией. Сочетайте разные форматы бумаги и цвета. Контраст и разнообразие привлекают внимание.
Альтернатива
Сейчас популярны грифельные и маркерные поверхности. Руководство школы может бояться их устанавливать из опасений, что дети будут пользоваться ими не по назначению – рисовать обидные карикатуры, писать нецензурные выражения. Но это отличный инструмент для педагогов, удобный для организации групповых занятий (доски большие, ими могут пользоваться несколько человек одновременно). Кроме того, такие поверхности помогают развивать у учащихся креативность.
ЕВА ЛЕВИЦКАЯ