Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

В детский сад? Ребёнок рад!

Ребёнок в благополучной семье, где он окружён любовью и пониманием, растёт, как цветок в оранжерее. Но не век же ему жить в тепличных условиях пусть идеального, но весьма ограниченного социума! Детям необходимо занять своё место в обществе. Процесс этот, как не без оснований опасаются многие родители, очень непростой. По определению учёных, социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм поведения, существующих в обществе, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Итак, ребёнок стоит на пороге нового мира – готовится влиться в коллектив яслей или детсада. Сколько вопросов возникает в душе любящих матерей и отцов и не даёт им, бедным, спокойно спать! Что можно предпринять, чтобы процесс социальной адаптации прошёл безболезненно и достаточно быстро? Ответ на этот вопрос нам постарается дать психолог и психотерапевт Татьяна Яровая.

– Говорят, чем скорее попадёт ребёнок в детский коллектив, тем быстрее он адаптируется.

– Годовалые дети чрезвычайно привязаны к матери, они не самостоятельные, нередко даже не умеют ходить. Такие крошки плохо переносят разлуку, поэтому их непросто успокоить, когда мать уйдёт.

Адаптация к детскому саду в два года, как правило, проходит с бо՛льшим успехом. Малыши к этому возрасту уже самостоятельнее, окружающий мир для них не менее интересен, чем родители. Они быстрее привыкают, вписываются в режим, взаимодействуют с воспитателем.

В три года адаптация зависит от того, пережил ли уже ребёнок главный кризис данного возраста. Если соответствующий период закончился или ещё не начался, то процесс проходит легче и быстрее, ведь малыш уже достаточно отделился от матери. Он активно интересуется окружающим миром, желает взаимодействовать с ровесниками. Однако если малыш попадёт в детский сад во время кризиса, то адаптация рискует затянуться: к внутреннему негативному состоянию прибавляется стресс от поступления в незнакомый детский коллектив.

Поэтому не стоит устраивать чадо в ясли, если в том нет острой необходимости. Для ребёнка, которому ещё не исполнилось трёх лет (а иногда и старше), немаловажно ощущать связь с домом и как можно больше времени проводить в семье. В данный период эмоциональная привязка к родителям весьма прочная, в детях крепнет чувство безопасности, уверенность в себе.

Большинство физиологических и психологических нужд малыша может удовлетворить только мама либо папа. Специалисты отмечают, что ребята, миновавшие стадию яслей, достигшие трёхлетнего возраста рядом с матерью, обладают большей эмоциональной устойчивостью.

– Существуют ли иные способы социализации детей, которым ещё не исполнилось трёх лет?

– Вышеизложенное не значит, что нужно отказаться, например, от посещения малышом вместе с отцом или матерью игровых занятий для раннего развития, так как это и будет первый шаг к социализации. Игровая и социально-трудовая адаптация – залог грамотного формирования сильной и ответственной личности. Благодаря игре и труду ребёнок включается в познание окружающего мира.

Игры с родителями постепенно замещают контакты с ровесниками. Это поможет детям учиться общению, проявлению черт характера. Благодаря самореализации они успешно пройдут первые шаги социальной адаптации в новом окружении.

В этом отношении замечательным подспорьем для ребёнка станет его увлечение. Хобби поможет формированию определённых черт характера. В частности, у чада появится чувство уверенности, без него трудно обойтись в нынешнее время. Увлечение способствует реализации похвальных наклонностей, обеспечит темами для коммуникации с ребятишками и взрослыми, станет базой, позволяющей приспособиться к новым обстоятельствам.

– Даже более поздняя адаптация – к детскому саду – сопровождается стрессом. Как родители могут поддержать малыша? Что мешает его комфортной адаптации?

– Нередко оказывается, что проблема на поверхности, при этом помогает разговор напрямую. Однако случается, что отец и мать сталкиваются со скрытыми сложностями. Если адаптация затягивается, то это повод обратиться к психологу.

В период адаптации необходимо нейтрализовать негативные и усилить позитивные эмоции. Наиболее ярко выражаются гнев, обида, страх. Среди положительных эмоций – любознательность и удовлетворение от самостоятельности.

В течение первых недель лучше ограничивать пребывание малыша в детсаду. Начните с трёх часов, интервал увеличивайте, не торопясь. Ребёнок должен знать, когда вы его заберёте, иначе он будет чувствовать себя покинутым. При расставании не показывайте беспокойства, ведь оно передастся сыну или дочери. Лучше расслабьтесь, улыбнитесь, пошутите.

Разрешите ребёнку брать в детсад игрушки, которые он любит: ведь они помогут чувствовать связь с семьёй. Ещё один совет: передоверьте отводить малыша в дошкольное учреждение другому члену семьи, ведь к нему ребёнок не так привязан, как к родителям. Из этого следует, что первые минуты в саду пройдут для чада не слишком болезненно.

Задача матери и отца – переживать с сыном или дочерью новый для ребёнка этап. Как это должно проявляться? Необходимо интересоваться подробностями минувшего дня: с кем играл малыш, что он узнал, чем доволен или недоволен. Дети хотят чувствовать родительское внимание, ощущать поддержку. У них не должна зародиться мысль, что они предоставлены сами себе.

Перед сном побеседуйте с сыном или дочерью о завтрашнем дне, напомните, что утром снова в садик, приободрите, дайте задание, например, затеять игру с какой-нибудь детсадовской игрушкой или угостить воспитателя конфетой.

– Какие характерные ошибки совершают родители в период социальной адаптации детей?

– Мы уже затронули вопрос об интервале начального пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Конечно, в садики принимают детей с трёх лет, но это не значит, что у каждого в таком возрасте есть соответствующая готовность к этому, особенно при пребывании в течение всего дня. Большинство малышей сможет адаптироваться по достижении трёх лет, но некоторые тяжело перенесут отрыв от родителей и в пять. Как понять, удалось ли вашему сыну или дочери адаптироваться к новым условиям в коллективе? Адаптированный ребёнок идёт в детсад с желанием, расстаётся с матерью без плача, картинных страданий.

К слову, девочки быстрее привыкают к чужим людям и новому режиму. У мальчиков адаптация проходит намного медленней, так как они эмоционально прочнее привязаны к матери и отцу, нелегко переносят расставание с ними даже на три-четыре часа. Помните об этом, анализируйте состояние сына.

Очень характерная ошибка, когда родители считают, что в садик лучше идти с осени. Как правило, малышей отправляют в данное учреждение в сентябре. Однако наиболее благоприятно в конце весны – летом. К тому времени подходят к концу занятия познавательного цикла, для воспитанников детсада наступает время творчества, самовыражения, длительных прогулок. А поскольку световой день становится более длинным, ярким и тёплым, то утреннее пробуждение протекает гораздо приятнее.

Осень неблагоприятна для адаптации. Сентябрь – начало образовательного цикла, а малышу же в первые дни пребывания комфортнее включиться в неспешные процессы. Ему необходимо осмотреться, привыкнуть, а лучшее для этого время – лето, когда в дошкольном учреждении мало воспитанников, педагоги выполнили основные образовательные программы и направили силы на ролевые игры, которые так любит ребятня.

А весной дети быстро утомляются, им сложнее сконцентрироваться. Нехватка солнечного света, хмурая погода, ранний закат солнца способствуют снижению эмоционального фона. Так что, если уж решили вести ребёнка в детсад весной, то дождитесь хотя бы мая.

– Какой срок достаточен для адаптации в детском саду?

– Некоторые родители думают, что за недельку можно привыкнуть к детсаду. Да, некоторым детям это по силам, но, увы, не всем. Поэтому первый месяц не надо оставлять ребёнка на полный день. Пара недель – срок привыкания для эмоционально устойчивых детей 5–6 лет. Мальчикам обычно потребуется около месяца. Первую неделю малыш должен пребывать в саду до обеда, затем – до полдника. Только через месяц можно попробовать перейти на весь день.

– Насколько я знаю, несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность становится обязательным итогом процесса взросления. Порой ребёнок достигает взросления, а с точки зрения педагогики остаётся социально неадаптированным. Каковы признаки завершения периода социализации?

– Существуют факторы, которые свидетельствуют о благоприятном исходе социальной адаптации. Ваш ребёнок «свой» в детском саду, если у него: хороший аппетит; крепкий сон; бодрость и хорошее настроение; восстановились ранее приобретённые навыки; прибавка в весе в соответствии с возрастом.

Факторы  успешного привыкания к детсаду:
•    хороший аппетит;
•    крепкий сон;
•    бодрость и хорошее настроение;
•    восстановились ранее приобретённые навыки;
•    прибавка в весе в соответствии с возрастом.

ТЕКСТ: ЕЛЕНА РОМАНОВА