Учитель – ученик – родитель. Проблемы взаимодействия
Одна из важнейших проблем современного общества – деструктивные типы общения между людьми, в том числе в сфере образования. Особенно это касается триады «учитель – ученик – родитель».
Деструктивная коммуникация – это такой тип общения, при котором невозможно продуктивное и эффективное взаимодействие ввиду намеренных или непредумышленных действий по саботированию данной коммуникации.
ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЯ
1. Умалчивание Основой всех проблем здесь является утаивание важной информации.
Это тот тип, когда ребёнок не говорит родителю или учителю о возникающих трудностях в школе, родитель не может прямо задать учителю все интересующие его вопросы, а учитель не может честно высказаться о проблемах в обучении ребёнка родителю. Замкнутый круг. Ситуация может длиться до бесконечности, повторяясь снова и снова, пока не запутается настолько, что потребует приложения огромного количества времени и сил для её разрешения.
Умалчивание возникает тогда, когда нет доверия между всеми субъектами взаимодействия. Особенно серьёзные последствия возникают при нарушении контакта ребёнок – родитель. Чтобы этого избежать, необходимо учиться честному и открытому диалогу, умению слушать и слышать своего собеседника, быть терпимым к недостаткам других людей и собственным проступкам, не бояться смотреть правде в глаза и помнить, что сокрытие проблемы не приводит к её решению, а лишь усугубляет ситуацию.
2. Отрицание
Этот тип чем-то похож на предыдущий, но всё же имеет существенные отличия. Информация также не доходит до адресата, но не по причине нежелания её говорить, а из-за нежелания в неё верить. Один или все члены взаимодействия могут отрицать наличие проблемы или её серьёзность. Ребёнок может отрицать имеющиеся сложности в обучении, родитель отрицает наличие у его ребёнка таких проблем, а учитель отрицает, что не может справиться с текущей ситуацией без посторонней помощи. Все действуют по принципу «если долго не замечать проблемы, то она исчезнет». Но, к сожалению, это не так. И вместо совместного решения ситуация лишь усугубляется, что ведёт к неприятным последствиям для всех участников.
В первую очередь нужно задуматься над тем, а что именно мешает признать наличие проблемы. Гордость? Неуверенность в себе? Страх? Только поработав над собой, можно совладать с ситуацией и решить её наилучшим образом.
3. Искажение
В данном случае коммуникация между родителем, учителем и ребёнком происходит, но не самым удачным образом. Информация, которую предоставляет один или все субъекты, искажается, дополняется несуществующими или сильно подкорректированными деталями так, как выгодно говорящему. Например, ученик может рассказывать родителям, что учитель слишком строг к нему и всё время придирается, ставит плохие отметки и вообще его сильно недолюбливает, утаивая, что это происходит из-за постоянных прогулов, неподготовленности к занятиям и неподобающего поведения на уроке. Родители также могут заявлять учителю, что каждый раз проверяют уроки ребёнка, и утверждать, что всё выполнено прекрасно, хотя они физически не успевают этого сделать, приходя поздно с работы и веря отпрыску (который сказал, что всё сделал) на слово. А учитель, видя оборонительную позицию родителей и желая доказать свою точку зрения, тоже начинает приписывать ученику то поведение и качества личности, которых у него нет либо они выражены в значительно меньшей степени. Самое неприятное – это то, что в конце все начинают и сами верить в то, что они говорят, тем самым упуская истинную суть проблемы.
Важно всегда трезво оценивать ситуацию и быть честными с другими и с собой.
4. Газлайтинг
Это один из самых опасных видов взаимодействия, при котором одна из сторон заведомо искажает информацию, выставляя другого в неадекватном свете. В таких ситуациях ученик может явно или скрыто издеваться над учителем, делая вид, что тому всё это кажется (передразнивать, портить инвентарь, срывать занятия). Причём с таким невинным лицом, что трудно поверить, что это сделано специально. К сожалению, некоторые родители также попадают под влияние своих детей и не хотят видеть всю ситуацию в целом.
В то же время газлайтинг может быть использован и со стороны учителей, когда явно плохое отношение учителя к ученику прикрывается различными уловками, а на ребёнка «спускают всех собак» по принципу «выдумываешь, не хочешь учиться» и т. д. И распознать, кто есть жертва, а кто нет, в этой ситуации бывает очень трудно, хотя возможно. Но для этого стоит постараться быть максимально спокойным и хладнокровным. Агрессору только и нужно, что расшатать вашу психику, заставить сорваться – подтвердив этим свою «неадекватность». Поэтому стоит доверять себе, своим ощущениям, поскольку чаще всего, если кажется, что над вами издеваются, то вам не кажется.
Как выйти из ситуации? Чаще всего родители оказываются как бы вне данного взаимодействия, но могут как улучшить его, так и усугубить. Не поддавайтесь на провокации, не позволяйте себя запутать, собирайте информацию, анализируйте. Ясное дело, в большинстве случаев вы будете на стороне отпрыска, но подумайте вот о чём: поддерживать его – не значит потакать, не значит не видеть его проступков. Надо принимать ребёнка таким, какой он есть, и стремиться помочь ему стать ещё лучше.
Учитель же в такой ситуации должен постараться максимально корректно донести информацию до родителя, а ученик – не бояться честно рассказать родителям о ситуации в школе.
5. Прямой конфликт
Пожалуй, этот тип деструктивной коммуникации не нуждается в излишних объяснениях. Это тот случай, когда во взаимодействии отсутствует нормальный, спокойный, уважительный диалог. Стороны чаще всего начинают переходить на личности, отрицают возможность сотрудничества и из- за переполняющих эмоций не могут мыслить ясно и здраво.
В данном случае необходимо дать себе время остыть и осмыслить всё происходящее. Ведь вопрос не в том, чтобы доказать свою точку зрения, а в том, чтобы найти оптимальный подход во взаимодействии между всеми сторонами. В триаде «учитель – ученик – родитель» не может быть победителя и побеждённого. Если проиграет хоть кто-то – проиграют все.
Подобных видов деструктивной коммуникации между учителями, учениками и родителями довольно много, однако суть не в том, чтобы рассказать обо всех, а в том, чтобы каждая из сторон поняла, что для конструктивного и продуктивного диалога необходимо не только правильно подавать информацию, но и искренне пытаться понять точку зрения собеседника. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как обучение и воспитание ребёнка.
ЕКАТЕРИНА МУРАВИЦКАЯ, психолог