Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Учитель и родитель. Решить спор не конфликтуя

Для ребёнка первоначально существует два важных мира – семья и школа. С одной стороны, они являются отдельными структурами и развиваются самостоятельно, с другой – взаимодействуют между собой и оказывают большое влияние на его развитие. Психологический комфорт каждого ребёнка и результативность его обучения в школе напрямую зависят от того, как устроено взаимодействие между семьёй и школой, учителем и родителями.

Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями.
                                                                                               Андре Моруа

Школьная среда невозможна без проблемных ситуаций. Конфликты могут возникать между всеми участниками образовательного процесса. В разрешение споров между учащимися и педагогами зачастую вовлекаются родители, и это закономерно. Но как правильно решить возникшие проблемные ситуации и не создать новые?
Причины разногласий между учителем и родителем разнообразны, при этом каждая из сторон имеет свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

По мнению родителей, причинами конфликтов часто являются:
•    неумение педагога выстраивать общение с учениками, наличие фактов унижения или оскорбления («Учитель обзывает моего ребёнка», «Сын не смог ответить на вопрос преподавательницы, и она унизила его перед всем классом»);
•    разделение учителем учащихся на «любимчиков» и «остальных»;
•    недостаточная реализация индивидуального подхода к ребёнку («Моя дочь успешно справляется с заданиями на уроках других учителей, а тут впадает в ступор и не может даже слова сказать»);
•    некомпетентность педагога («Он сам ничего не знает по своему предмету и говорит всё неверно»);
•    необъективная оценка успехов ребёнка («Она специально занижает оценки», «Она слишком требовательна, когда у моего ребенка проверяет домашнее задание»);
•    учитель негативно высказывается о родителях в присутствии детей.
Наиболее распространённые претензии педагогов к родителям:
•    низкая успеваемость учащегося;
•    несоблюдение дисциплины на уроках;
•    нежелание выполнять требования педагога;
•    неуважение и бестактность ребёнка/родителей по отношению к учителю;
•    нежелание родителей признавать проступки и недостойное поведение воспитанника и т. п.

Давайте жить дружно
И родители, и учителя заинтересованы в комфортном общении. Чтобы взаимодействие было продуктивным, а разногласия не переходили в острый конфликт, родителям в первую очередь необходимо:
1.    Постараться сосредоточиться на информации и, если учитель сообщил неприятную новость, реагировать спокойно. Выражение негативных эмоций, таких как злость и обида, не способствует конструктивному разрешению ситуации.
2.    Не пытаться скрывать возникающие конфликты, стремиться к их быстрому разрешению самостоятельно или совместно с педагогом.
3.    Проявлять инициативу в общении с классным руководителем / учителем-предметником: интересоваться предъявляемыми правилами со стороны учителя, успехами своего сына или дочери, спрашивать о необходимости дополнительных занятий, принимать участие в родительских собраниях и т. п.
4.    Не допускать оправдания недостойного поступка ребёнка, чтобы он избежал наказания.
5.    Всегда в присутствии ребёнка отзываться положительно о школе и учителях, а все волнующие вопросы обсуждать в его отсутствие. Очень важно помнить, что дети всегда смотрят на отношение родителей и говорят их словами. Вы – авторитет, поэтому в первую очередь ребёнку важно ваше мнение.
6.    Надо быть тактичными и уважительными в беседе с учителем.
7.    Необходимо собирать наиболее полную информацию по каждому интересующему вопросу. Помните, что претензии со стороны учителей могут быть вполне обоснованными. Именно поэтому для продуктивного разрешения всех конфликтных ситуаций важно иметь в своём распоряжении достоверные данные о происходящем, договариваться и находить общие способы разрешения проблем.

Если конфликт начался…
Допустим, проблемная ситуация всё же возникла и вы сами заметили волнующие моменты или же об этом вам кто-то сообщил.
1.    Не стоит игнорировать разногласия в школьном коллективе. Особенно когда об этом неоднократно говорит учитель или сам ребёнок, так как это может привести к нежелательным последствиям: снижению мотивации к обучению, подавленности, преобладанию у него негативных эмоций, агрессивного поведения и т. п.
2.    Всегда оказывайте поддержку ребёнку. Однако перед тем как предпринимать какие-то действия, всесторонне изучите произошедшее, получите необходимые данные. Важно изначально проверить, обоснованны ли жалобы участников события.
3.    Организуйте беседу с учителем лично, один на один, если вы собрали факты, которые подтвердили ваши опасения (будь то оскорбление со стороны педагога или же конфликт с одноклассниками).
4.    Помните, с целью сохранения психологического комфорта важно изменить ситуацию, а не усугубить её. Вовлекайте в разрешение возникших конфликтов других родителей или учащихся только в том случае, если это необходимо. Также первоначально не стоит привлекать к разрешению конфликта администрацию учреждения образования.
5.    Не старайтесь «найти виновного» (учителя или учащегося). Лучше сосредоточиться на том, как найти выход из проблемной ситуации. Обсуждайте и ищите решение, не переходя на обвинения.
6.    Контролируйте свои отрицательные эмоции, даже если учитель негативно высказывается в ваш адрес или обвиняет: «Вы сами не следите за своим ребёнком!» и т. д.
7.    При необходимости обратитесь за консультацией к специалистам, которые не вовлечены в конфликт. Например, к педагогу-психологу, социальному педагогу или в администрацию учреждения образования. В дальнейшем это будет способствовать определению верного варианта решения конфликта в зависимости от его причины.

Конфликтных ситуаций сложно избежать, тем более их нельзя утаивать. Но чтобы между учителем и родителем преобладало конструктивное общение и такие проблемные столкновения разрешались оперативно, важно помнить, что, несмотря на различие мнений, у вас общая задача – создание благоприятных условий для развития и обучения ребёнка. Конфликт нужно воспринимать не как тупик, а как средство к развитию и поиску новых способов выхода из сложившейся ситуации.

ВАРВАРА СУВОРОВА, педагог-психолог Гродненского областного социально-педагогического центра