Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Учимся общаться

Многие считают, что главная задача психолога – разрешать конфликты и споры. Поэтому в кабинет такого специалиста в учреждении образования попадают только «проблемные» дети, и вся работа психологической службы направлена на коррекцию их поведения. Случается, что родители отказываются от работы с психологом, аргументируя свои действия тем, что его ребёнок «здоров», ему не нужна помощь. Поэтому важно формировать положительное отношение к данной профессии, в том числе с помощью игр, проводимых с детьми.

Коллективные детские игры развивают навыки общения ребёнка со сверстниками. Основная задача взрослого при этом – организовать процесс так, чтобы малыш научился правильно пользоваться речевыми и неречевыми средствами коммуникации, а также взаимодействовать с партнёрами без проявления агрессии.

Научись выражать эмоции

Некоторые дети легко могут выражать эмоции, для других это проблема. В песочнице все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. Дети прорисовывают эмоции, своё состояние. Перед новым годом можно рисовать пожелания друг другу, чтобы передать свои чувства через рисунок.

В последнее время большую популярность приобрёл кинетический песок. На занятиях мы часто используем его, чтобы совместно «создавать» планеты, которым дети придумывают название, историю, населяют их жителями. Данная игра развивает воображение, умение работать в команде и подчиняться общим целям.


Видеопроектор также пользуется популярностью в нашем детском саду. Благодаря демонстрации видеороликов дети переносятся в сказочные страны, подводный мир, покоряют космос. Ребятишкам нравится игра «Немое кино», когда на экране без звука демонстрируется любой сюжет (мультфильм, отрывок детского фильма, сьёмки животных и т. д.), а они озвучивают происходящее после просмотра всего сюжета (младшие) или одновременно с фильмом (старшие).

Маска



Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Маска позволяет спрятаться, замаскироваться, не показать себя настоящего.

Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, мелки, карандаши, фломастеры, ленточки, стразы, клей, спокойная музыка, примеры изображения масок.

Время: 30–50 минут.

Ход игры

Взрослый заранее прорезает в шаблоне маски отверстия для глаз и рта. Далее дети создают маски самостоятельно. После того, как они закончат, проводится презентация. Каждый ребёнок представляет лучшие стороны своего образа. При желании рассказывает и об отрицательных.

Вопросы для презентации

1. Что это за маска? Как бы вы её назвали или охарактеризовали?
2. Что видят ваши друзья, когда смотрят на маску?
3. Что маска показывает им?
4. Что хотелось бы показать этой маске?
6. Чего боится маска?
7. Какое заветное желание у маски?

Стул желаний



В помещении создаётся уютная атмосфера, можно приглушить освещение, включить спокойную музыку. В углу размещается большой стул. Дети лежат на ковре, слушают музыку, глядя на цветные огоньки. Каждый ребёнок должен сформулировать для себя заветное желание, сесть на стул и попросить его исполнения для другого.

Я желаю, чтобы … исполнилось для (имя ребёнка). Пусть моё желание принесёт (имя ребёнка) радость и восторг.

Детям сначала тяжело «поделиться» своим желанием с кем-то другим, но с каждым занятием «отдавать желание другу» им нравится всё больше и больше.
Данное упражнение хорошо проводить перед Новым годом, когда дети загадывают желание Деду Морозу не для себя, а для своих друзей.

Рука помощи

Что заставляет нас думать об обществе как о группе добрых людей? Один из основных ответов заключается в том, что его члены выручают друг друга. Это одна из причин того, что в настоящее время волонтёрство всё активнее вовлекает людей в социальную деятельность. Задача психолога – побудить детей задуматься, как малыши могут посодействовать другим.

Прежде чем приступить к творчеству, пусть каждый ребёнок подумает, как помочь людям, семье или друзьям. Раздайте красочные открытки, где каждый обведёт свою ладошку. Детям младшего возраста понадобится помощь взрослых. Теперь ребёнок может рисовать, как он или она может протянуть руку помощи: поливать цветы дома или в классе (на рисунке – лейка или цветок в горшке), объяснить задачу однокласснику (на ладошке изображены тетрадь или учебник) и т. д.

Соберите все рисунки и наклейте их на большой лист бумаги, расположив в форме радуги. Когда работа будет закончена, пусть дети расскажут о своих идеях, о том, как помочь другим.

Нарисуй то же, что и я



Командная игра, которая объясняет детям, откуда возникают недоразумения и разногласия, что позволяет в дальнейшем легче разрешать конфликтные ситуации. Правила игры просты. Кроме того, они могут быть изменены в зависимости от продвижения группы.

Материалы: белая бумага, мелки и маркеры, инструкция, простой схематический рисунок дома, дерева и солнца.

Ребёнок, который играет роль учителя, рисует что-то простое на белом листе. Если это младший дошкольник, можно предложить ему готовую фотографию или картинку. Когда ребёнок закончил с картиной, он должен объяснить части группы либо класса, что он изобразил. При этом он показывает её не всем. Некоторые воспроизводят ту же картинку, опираясь только на описание, которое услышали.

Дети старшего возраста могут попытаться воспроизвести изображение после выступления лидера. В младших группах лидер может давать советы после подсказки, а остальная часть группы постепенно следует инструкциям. Эта версия проще, потому что детям не приходится запоминать полное описание.

Чтобы упростить задачу, вместо сопоставления изображения можно использовать строительные блоки, которые дети располагают в том же порядке, что и ведущий.

После окончания рисования или расстановки блоков группа может показать свои готовые работы и сравнить их с оригиналом. Результаты могут быть удивительными, потому что финальная работа детей всегда отличается, что и указывает, что мы по-разному обрабатываем информацию. Каждый человек, исходя из своего предыдущего опыта, а также определённых предрасположенностей и навыков, воспринимает внешние раздражители по-своему.

Что дети едят на завтрак

Данная игра – небольшой художественный проект, посвящённый тому, что кушают дети из разных уголков мира. Предлагаем начать с показа фотографий ваших детей. The New York Times опубликовала очень интересные фото детей со всего мира за завтраком. Покажите их малышам и спросите, узнают ли они на столе продукты, в чём разница между нашим завтраком и завтраком их сверстников из других стран, какой завтрак им понравился больше, какой меньше, почему.

Рекомендуем прочитать статью, которая предоставляет подробности и курьёзы. Например, почему в Исландии рыбий жир – регулярно появляется на завтраке. Это интересно. После обсуждения следует перейти к художественной работе, которая потребует выполнить одну из описанных ниже задач.



Задание № 1

Нарисуйте и нарежьте завтрак своей мечты, который сочетает самые вкусные ингредиенты.

Задача № 2
Нарисуйте и нарежьте детский завтрак из другой страны, которая тебе больше всего понравилась.

Материалы: шаблоны печатных форм, цветная бумага, белая бумага, маркеры, ножницы, клей.

Нарисуйте блюдо (например, бутерброд или яйцо, приготовленное и разрезанное пополам), овощи или фрукты. Можно добавить детали: ворсинки на кожуре киви, семена в томатном диске.

Рисовать нужно на белой или цветной бумаге. Во втором случае не следует раскрашивать целое, просто сосредоточьтесь на контурах и деталях. Когда весь завтрак готов, вырежьте все элементы и наклейте их на тарелку.

Затем поставьте тарелки на огромный стол и наслаждайтесь прекрасными композициями для завтрака всей группы или класса.

Ветер дует…

Задумывались ли вы, что влияет на человеческую доброту по отношению к другим, терпимость и принятие различий? Один из основных факторов этого – знание о другом человеке, которое и позволяет его понять. Культурные коды и символы выражаются и на нашем отношении к новичкам из дальних уголков мира, особенно в однородных странах. Поговорите с детьми о том, что они думают о людях, которые приезжают из других стран в Беларусь, что они слышат о них по телевизору и на улицах. Но прежде чем начать этот серьёзный разговор, поиграйте в «Ветер дует...». Это можно осуществить на улице или в большой комнате.

Игроки располагаются по круге и отмечают своё место (например, они могут наклеить ленту с именем или снять обувь и поставить её на место). В центре круга стоит ребёнок – лидер. Когда все готовы, ведущий говорит: «Ветер дует и улетает, кто...» и перечисляет черту, которая будет описывать ученика (например, у кого есть брат, который пил молоко на завтрак сегодня, кто идёт в бассейн и т. д.). Поощряйте детей придумывать особенности, которые касаются не только физических характеристик.

Каждый, к кому применяется описание, вместе с ведущим должен покинуть своё место и перейти к другому. Таким образом один человек останется без места и должен оказаться в круге. Действие повторяется, и лидер снова произносит фразу «Дует ветер...», но на этот раз он ищет другую характеристику, которая бы описывала игрока. Игра заканчивается, когда все дети окажутся в круге.

После игры можно задать ребятишкам ряд вопросов на тему общения.

•    Что случилось во время игры?
•    Что вы узнали за это время?
•    Каковы ваши общие черты с одноклассниками? Вы заметили различия?
•    Почему знания о других членах общества так важны? Полезны ли такие знания о людях, живущих в других странах? Если да, то для чего?
•    Что говорит нам игра, что мы должны стараться сделать, чтобы наше общество было более доброжелательным?

Человеческий узел



Игра не требует предварительной подготовки. Разделите детей на группы по 10–12 человек (младшие дети должны быть в маленьких группах по 4–5 человек). Пусть каждый протянет руку и схватит двух друзей, стоящих в круге, чтобы в конце все руки детей соединились. Затем участники должны попытаться распутать узел, не отпуская рук.

После того как детям удастся распутать руки, все встанут в круг, спросите, как движения повлияли на других ребят, на тех, чьи руки они не держали.

НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, педагог-психолог яслей-сада № 161 г. Минска, руководитель методического объединения педагогов-психологов учреждений дошкольного образования Ленинского района г. Минска