Творчество – не удел гениев
Развитию творческих способностей, воспитанию творческой личности уделяется пристальное внимание со стороны воспитателей и учителей. Тем не менее, часто приходится сталкиваться с заблуждениями родителей относительно значения творчества в жизни ребёнка. Как избежать ошибок и помочь развить творческий потенциал?
Для начала, чтобы не было разночтений, определимся с терминологией.
Творчество – это деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности, идеи.
Креативность – это творческие способности, которые проявляются в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандартные решения, готовность к продуцированию принципиально новых идей.
Задумаемся на минуту: любая ли новая идея или объект имеет отношение к творчеству? Оказывается, существуют критерии его оценки:
1) новизна – до данного момента такой идеи или объекта не существовало;
2) ценность, т.е. идея или объект могут приносить пользу кому бы то ни было;
3) применимость, т.е. возможность внедрить и использовать.
Это довольно серьёзный набор требований. Применимы ли они к детскому творчеству?
По мнению детского психофизиолога Елены Николаевой, детское творчество – это умение ребёнка создать по отношению к себе то, что ранее им не было освоено, хотя в культуре это уже есть. Например, изучить новый приём рисования. Им могут пользоваться многие и давно, но для этого конкретного ребёнка этот приём новый, ценный, применимый, а значит, для него это акт творчества. В качестве примера вспомним эпизод из жизни немецкого математика Карла Гаусса, одного из величайших научных деятелей. Группе учеников, среди которых был Гаусс, предложили просуммировать числа от 0 до 100. Десятилетний Карл готов был дать ответ, едва учитель закончил объяснять задание. Оказалось, мальчик, в отличие от других ребят, складывал так: 0 + 100, 1 + 99, 2 + 98, 3 + 97… Получилось 50 по 100 – это 5000. И осталось ещё 50. К всеобщему удивлению, лишь ответ Карла был правильный – 5050.
Распространённые заблуждения
Многие родители считают, что творчество – это то, что имеет отношение лишь к искусству, а если ребёнок по прогнозам мамы и папы будет заниматься физикой, а не лирикой, т.е. точными науками, где действуют объективные законы, алгоритмы, то творчество ему точно не пригодится. Действительно, понятия «творчество» и «искусство» тесно связаны. Однако творчество может проявиться и в науке. Вот только небольшой список красноречивых примеров: Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Альберт Эйнштейн, Джон Уотсон и Фрэнсис Крик, Дмитрий Менделеев и много-много других гениев мысли и творческого воображения. Британский учёный-химик XVIII века, который открыл кислород и углекислый газ, Джон Пристли писал: «Действительно великие открытия, до которых никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум, способны делать лишь учёные, которые дают полный простор своему творческому воображению».
Другие родители считают, что творчество – это что-то вроде «вишенки на торте», его присутствие в жизни ребёнка желательно, но не обязательно. Убедительным опровержением этой точки зрения могут стать слова Роберта Грина, автора книги «Мастер игры» о поиске предназначения и секретах успеха выдающихся людей с мировыми именами, внёсших вклад в развитие цивилизации. Рассуждая о значении развития творческого взгляда на действительность, он призывал: «Давайте учиться замечать, что окружающим нам вещам можно найти новое, необычное применение. Видя и переживая что-то, мы должны уметь взглянуть на это под разными углами зрения и увидеть новые возможности, помимо лежащих на поверхности. Благодаря этому мы когда-нибудь сумеем превратить перья в материал для полёта». В данном случае под творчеством подразумевается способность видеть мир в новой перспективе, выходить за рамки общепринятого подхода.
Важным аргументом в пользу необходимости развития творческих способностей является то, что многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (логико-математическом интеллекте) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали огромную значимость творческого потенциала. Ещё Альберт Эйнштейн отмечал, что логика может привести от пункта А в пункт Б, а воображение куда угодно. В современном мире преимущества имеют люди с творческими задатками, обладающие нестандартным мышлением. Эта тенденция отмечается в разных сферах человеческой деятельности: медицине, науке, образовании, бизнесе. И этот список можно продолжать. Профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века Патрик Гриффин уверен, что уже сегодня в связи с развитием цифровых технологий и роботизацией развитие навыков творческого мышления и творческой изобретательности становятся важными условиями успешной реализации человека.
Оптимистично звучит и тот факт, что наследственность не является важнейшим фактором будущей творческой продуктивности. Превратятся ли детские творческие импульсы в творческий характер, в большей степени зависит от влияния родителей и педагогов. Но нужно понимать, что взрослые способны как помочь, так и помешать развиться творческому потенциалу ребёнка.
Родители должны быть готовы с самого раннего детства все как будто бы эксцентричные идеи и поступки воспринимать как интересные и многообещающие, даже если эти идеи покажутся нелепыми и примитивными, а их реализация – утомительной. Если необычные проявления личности ребёнка будут восприниматься лишь как повод для раздражения, родители рискуют подавить, а не развить творческие наклонности. Об этом в середине XX века говорил Пол Торренс, создатель системы измерения творческих способностей. Эти слова остаются актуальными и сегодня.
Что нужно для того, чтобы творить
Татьяна Черниговская, учёный, специалист в вопросах нейронауки и психофизиологии, даёт следующие рекомендации:
• отключить рациональное, дать волю чувствам и эмоциям, снять когнитивный контроль, забыть, что знал и умел (дети, кстати, способны на это больше, чем взрослые, чьё мышление находится в прокрустовом ложе готовых знаний, стереотипов и шаблонов);
• смотреть на вещи незамутнённым взглядом;
• не оглядываться на авторитеты;
• не бояться ошибок и оппозиционных знаний.
Это полезно знать родителям, чтобы применять по отношению и к себе, и к детям, потому что, как говорил Гёте, «проблема большинства людей состоит в том, что они воздвигают вокруг предметов и идей искусственные стены».
Важно помнить и о том, что мешает проявлению творческих способностей:
• пристальный контроль со стороны взрослых;
• беспристрастная оценка результатов детского творчества;
• соревновательный характер деятельности;
• навязывание какой-либо точки зрения;
• ожидание грандиозных результатов.
Есть еще одна категория родителей, которые думают, что к творчеству они не способны, это не их конёк, следовательно, быть образцом творческого созидания для детей они не могут. Развенчаем и этот миф. Сергей Рубинштейн, советский психолог, писал: «Творчество свойственно каждому человеку, который мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего, что хоть в какой-то мере преобразует мир». А психолог Лев Выготский отмечал: «Творчество – не удел гениев. Творчество существует везде, где человек воображает и создаёт что-то новое».
Сегодня мы уже не можем игнорировать тот факт, что в стремительно меняющемся мире цифровых технологий дети неизбежно столкнутся с вызовом неопределённости, сложности и разнообразия. Без творческого поиска в любой сфере невозможно развитие и движение вперёд. В одном из интервью директор Института мозга человека Российской академии наук Святослав Медведев, отвечая на вопрос о том, как развивать мозг, ответил: «Мозг можно развивать, только решая творческие задачи». Решение творческих, нестандартных задач в разных видах деятельности – это естественная потребность любого ребёнка. Чуткие и внимательные родители, понимая это, будут искать возможность для своих детей испытать радость творчества и проявить креативность, о которой очень образно и жизнеутверждающе сказал Пол Торренс: «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замки на песке, приветствовать будущее».
ТЕКСТ: Татьяна Давидович, воспитатель группы продлённого дня Могилёвской городской гимназии № 1