Цифровая репутация: как общаться в интернете
С детства мы осваиваем различные правила этикета: в общественных местах, в гостях и даже дома. А вот как вести себя в интернете, знают далеко не все. Что такое онлайн-этикет и для чего нужна цифровая репутация?
Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя.
Народная мудрость
Что такое цифровая репутация?
Цифровая репутация – это интернет-имидж человека, формирующийся на основе фото, видео, изображений, статусов, постов, публикаций и комментариев, которые он размещает в интернете. Иногда она может серьёзно отразиться на реальной жизни владельца, например, при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве. Поэтому с контентом, который выкладывается в Сеть, надо быть предельно осторожными, поскольку копии удалённых файлов, записей, комментариев/сообщений сохраняются в поисковых системах. К тому же информация может быть зафиксирована на скриншотах.
Правила онлайн-этикета для управления цифровой репутацией
• Периодически просматривайте свои аккаунты в социальных сетях. Критически оценивайте публикуемые фотографии и видео, избегайте агрессивных комментариев и постов в адрес другого человека.
• Соблюдайте нормы поведения. Человек по ту сторону монитора – не робот, неприятные комментарии могут его обидеть. Будьте вежливыми. Поступайте так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.
• Изучайте правила интернет-сообществ. Обязательно ознакомьтесь с ними, чтобы не допускать нарушений. Сеть создаёт мнимое ощущение анонимности, кажется, что за негативный комментарий ничего не будет, но это не так. Общайтесь в рамках закона.
• Сохраняйте самообладание. Постарайтесь не реагировать на грубость и провокации недоброжелателей, не комментируйте, если без этого можно обойтись.
• Не распространяйте фейки. Нужно быть осторожным и не размещать недостоверные сведения.
• Уважайте право на частную переписку. Не распространяйте в интернете информацию о других людях (реальные имена, адреса, телефоны, фотографии, конфиденциальные разговоры) без их согласия.
• Пишите грамотно. Следите за орфографией и пунктуацией в размещаемых постах. Так вы проявите уважение к подписчикам и друзьям. Избегайте набора сообщений заглавными буквами, поскольку в интернете это обозначает крик.
Явными нарушениями онлайн-этики считаются:
• плагиат;
• дезинформация (фейки);
• клевета;
• оскорбления и переход на личности;
• реклама и самореклама в не предназначенных для этого местах;
• офтоп (намеренное отклонение от темы беседы или поста).
Как защитить свою репутацию в интернете?
Очень важно защитить свои персональные данные. Например, сделайте аккаунт приватным или только для друзей. Не отправляйте людям, с которыми не знакомы в реальности, личные фотографии, видео и другую конфиденциальную информацию. Используйте сложные пароли и периодически меняйте их. Заведите два адреса электронной почты: один – для личной переписки с друзьями и близким, другой – для учёбы, подработки или интернет-заказов.
Публикуйте корректные посты в социальных сетях: всегда просматривайте материал, которым собираетесь поделиться, и избегайте потенциально оскорбительной информации.
Советы родителям
Меры по ознакомлению ребёнка с онлайн-этикетом и понятием «цифровая репутация» зависят от его возраста.
Дети 9–12 лет
Как правило, они очень любознательны. В интернете их интересует общение с ровесниками и преимущественно развлекательный контент: игры, книги, мультфильмы, популярные видеоролики и т. д. Задачи родителей сейчас:
1. Рассказать, почему нельзя разглашать конфиденциальные данные о себе или своей семье. В качестве небольшой тренировки можно предложить ребёнку поиграть в «Кто найдёт больше информации в интернете друг о друге».
2. Составить вместе с детьми правила общения в интернете.
3. Интересоваться онлайн-жизнью ребёнка: с кем он переписывается, просить показывать аккаунт перед регистрацией где-либо.
4. Объяснить, что социальные сети – не площадка для кибербуллинга. Рассказать, как этично общаться в интернете, не поддаваясь на провокации.
5. Показывать, что мама и папа всегда на стороне ребёнка и поддерживают его.
Дети 13–17 лет
Подростки пользуются интернетом намного чаще: друзья, общие интересы (кино, музыка, литература, компьютерные игры), даже заданные уроки – повод «зависнуть» в Сети. Родителям становится сложнее контролировать действия ребёнка в интернете. Что могут сделать для него мама и папа?
1. Объяснить, какую информацию лучше не выкладывать, почему надо проверять безопасность сайтов, изучать «политику конфиденциальности» приложений и игр перед их установкой.
2. Рассказать, почему нельзя использовать интернет для буллинга. Напомните, что в виртуальном мире, как и в реальном, действуют те же правила хорошего тона.
3. Дать понять, что ребёнок всегда может поделиться с родителями своими проблемами, а вы поможете ему их решить.
Важно
Многие приложения и игры при установке или первом запуске запрашивают доступ к учётным записям на устройстве, точному местоположению, контактам, фото, видео и т. д. Таким образом они собирают данные о том, где находится пользователь, с кем общается, на каких сайтах зарегистрирован и др. Поэтому при скачивании нового программного обеспечения надо просматривать, какая информация на гаджете необходима ему для функционирования, и взвешивать все за и против. Особенно в тех случаях, когда приложение запрашивает доступ к информации, выходящей за рамки его предназначения.
Комментарий эксперта
Ирина Барановская , заведующая психологическим отделением Могилёвской областной психиатрической больницы:
– Базовой потребностью человека является сохранение зоны личной безопасности, то есть сохранение защищённости, уверенности и доверия. При её нарушении он испытывает эмоциональный дискомфорт. Повышается уровень тревожности, появляется раздражительность, формируется конфликтное, враждебное и агрессивное поведение. Нахождение в постоянном стрессе приводит к искажению самовосприятия и снижению самооценки, трудоспособности и способности к обучению. Может сформироваться невротическое или неврозоподобное расстройство с депрессивной и/или тревожной симптоматикой.
Поскольку дети сейчас очень много времени проводят в интернете, общаясь со сверстниками и другими людьми, перед родителями стоит задача защитить их от негативных последствий таких бесед. Это можно сделать путём разъяснения правил общения в Сети, а также обучив ребёнка чётко и критично дифференцировать поступающую информацию.
Чтобы избежать конфликта в интернете, помните:
1. Каждый человек имеет право на своё мнение.
2. Агрессивное поведение и хамство к собеседнику порождают такое же отношение к комментатору.
3. Оскорбление человека при высказывании мнения недопустимо.
4. Если беседа перерастает в конфликт, меняйте её вектор. Не позволяйте втянуть себя в выяснение отношений.
5. Хороший ответ – обдуманный ответ. Не отвечайте сразу на выпады. Поддавшись негативным эмоциям, можно написать нечто оскорбительное, что послужит поводом для продолжения буллинга.
6. Спокойствие и выдержка – залог мира. Будьте вежливыми и доброжелательными, не реагируйте на критику и не принимайте её близко к сердцу.
7. Игнорируйте оскорбления и грубость, пусть собеседник транслирует всему миру свои невоспитанность и хамство, разрушая при этом свою репутацию.
ТЕКСТ: ЕКАТЕРИНА СОРОКА