Современные взгляды на проблему аутизма
Некогда аутизм считали прямым последствием недостатка родительского внимания, теперь это системные нарушения в организме, которые влияют на мозговую деятель- ность, всё чаще диагностируемые у детей. Вот только переживать не стоит: наука не стоит на месте, учёные всего мира ищут причины этого заболевания и новые методы оптимального устранения его проявлений. Не за горами тот день, когда дети-аутисты выздоровеют и начнут полноценную жизнь на радость родителям.
ПРИЗНАКИ АУТИЗМА
Во младенчестве такой ребёнок не улыбается, отсутствует вырази- тельная мимика и реакции на приближение взрослого. От полугода до 2 лет избегает зрительного кон- такта (даже с родителями), также у него отсутствует реакция на собственное имя. Имеется выраженное расстройство речи, отношение к собеседнику как к «неодушевлён- ному предмету», избегание обращения за помощью. Дело в том, что в силу пока не выясненных наукой причин аутичный ребёнок видит другого человека не как единое целое, а как «набор» отдельных частей тела. Все элементы окружения (свет, звук, запах, прикосновение) таких детей очень раздражают, поэтому они замыкаются в себе, отказываясь идти на контакт даже с самыми близкими, чем оправдывают название своей болезни – «аутист» переводится как человек, ушедший в себя.
ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ СИМПТОМЫ:
* уход от контакта с окружающими (избегание зрительного контакта);
* стремление к одиночеству (отказ от участия в сюжетно-ролевых играх);
* задержка речевого развития;
* неадекватная реакция на сенсорные раздражители (громкие звуки, мокрые пелёнки);
* крайне жёсткая стереотипность поведения – от многократных повторений простых движений (потряхивание руками, открывание-закрывание дверей и т. п.) до сложных манипуляций;
* деструктивность – деятельность часто сопровождается агрессией, самоповреждением, негативизмом.
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АУТИЗМА
* возраст родителей;
* диабет у матери во время беременности;
* наличие определённых генетических нарушений;
* эпилепсия;
* умственная отсталость.
В качестве этиологических факторов аутизма рассматриваются многие причины, однако и до настоящего времени этиологическая концепция расстройств аутистического спектра не может считаться завершённой.
АУТИЗМ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Функциональная медицина комплексно рассматривает системные заболевания у детей, в том числе исследует дисбалансы, которые могут быть основной причиной аутизма. Например, взаимосвязь кишечника и мозга, иммунитет, индивидуальную потребность в питательных веществах, непереносимость, воздействие токсинов и др.
Функциональная медицина советует:
1. Снизить возможность возникновения воспалений. Аллергия, гиперчувствительность к определённым продуктам, дисбаланс микрофлоры кишечника и инфекции могут повлиять на развитие головного мозга.
2. Исключить глютен и молочные продукты. Их компоненты могут пересекать гематоэнцефалический барьер и воздействовать на нервную систему, вызывая у некоторых людей усталость, скачки настроения и проблемы с концентрацией внимания. Кроме того, антитела молочных продуктов блокируют фолиевый рецептор в головном мозге для ряда аутичных детей.
3. Позаботиться о пищеварительной системе. Многие аутисты страдают так- же вздутием живота, диареей, запором и болями в животе. Необходимо обследовать кишечную микрофлору
и улучшить её баланс в желудочно- кишечном тракте.
4. Добавить в рацион рыбий жир. Он богат омега-3 – жирными кислотами, природными противовоспалительными средствами. Также жирные кислоты необходимы для правильного развития мозга, витамины группы А полезны для зрения, а группы D поддерживают иммунную систему.
5. Исключить рафинированные и обработанные продукты. Добавки, которые они содержат, могут вызывать поведенческие нарушения, расстройства пищеварения и др. Следует избегать пищевых красителей, включать в рацион ребёнка только цельные продукты. Обеспечить нутритивную поддержку. Хороший комплекс питательных веществ необходим для детского развития и здоровья, а при расстройстве аутистического спектра потребление его может быть затруднено из-за плохого поглощения организмом, генетической предрасположенности, банальной нехватки.
Эти меры, предложенные функциональной медициной, не избавят ребёнка от аутизма, но значительно облегчат его симптомы.
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С АУТИЧНЫМ РЕБЁНКОМ
Чтобы легче преодолеть барьер коммуникации с аутичным ребёнком, необходимо:
1. Формировать у него ощущение успеха и осознание того, что он всё может делать сам, подчёркивая, что вы пока ему только помогаете. Такое взаимодействие поможет сформировать у ребёнка уверенность в себе. При этом необходимо помнить, что, чтобы вас услышали, фразы должны быть чёткими и короткими.
2. Аутичному ребёнку сложно удерживать визуальный контакт, поэтому при общении с ним не стоит обращать на это внимание. Со стороны родителя/воспитателя коммуникация должна продолжаться, даже если ребёнок, казалось бы, потерял интерес к собеседнику – стал передвигаться или часто менять позы.
3. Гиперопека – это бич со стороны взрослых по отношению к аутичным детям. Ни в коем случае нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Конечно, проще помочь ему и сэкономить своё время, но помните, что этим вы оказываете ему медвежью услугу.
4. У аутичных детей множество различных страхов. Они боятся гулять по улице, ездить в транспорте и много чего ещё, но чаще всего они боятся всего нового. Поэтому во избежание истерик у ребёнка нужно быть чрезвычайно аккуратными при перестановках в доме, смене одежды и др.
ЛЕОНИД НЕСТЕР, главный врач Могилёвской областной психиатрической
больницы, главный внештатный психиатр главного управления по
здравоохранению Могилёвского облисполкома