Солнышкины сказки
Учиться общению с людьми мы начинаем в раннем детстве. Сначала узнаём о вербальных и невербальных формах коммуникации, потом приобретаем умения понимать чужие речь и эмоции, доступно излагать мысли, планы и желания, грамотно выражать чувства. Но что если по каким-то причинам всё это остаётся заблокированным? Как уберечь малыша от таких негативных последствий нарушения речи, как замедление личностного развития и познания?
В речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) нет образных выражений, мало прилагательных, словарный запас небогат и однозначен. При составлении рассказа по сюжетной картине они ограничиваются простым перечислением изображённых предметов или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, место действия, времени, не могут указать последовательность событий, выявить причинно-следственные связи, поддержать диалог.
Поэтому при работе с такими детьми значительное место должны занимать занятия, направленные на расширение и активизацию речевого запаса на основе углубления представлений об окружающем, поэтапное формирование устной речи в ходе обучения составлению различных видов предложений. Коррекция нарушений речи предусматривает также обучение самостоятельному высказыванию: пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, сюжетной картине, вопросам и опорным схемам.
Эффективное средство при работе с малышами с ТНР – сказки. Они помогают познавать окружающий мир в живых, художественных образах, в доступной форме доносят общечеловеческие ценности, нравственные понятия, повышают речевую активность, развивают связную речь, эмоциональную сферу, способствуют накоплению и активизации словарного запаса. К тому же использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, т.к. дети с ТНР часто психоэмоционально нестабильны, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.
Эффективность сказок многократно усиливают технические средства. Видео, музыка, записи звуков, издаваемых животными и птицами, шум леса, включение сказочной музыки и мультимедийных презентаций дают возможность представить необходимый материал в полном объёме.
Формы работы со сказками
Пересказ – по вопросам, частям, сюжетным картинкам, ролям, совместный пересказ ребёнка и родителя (педагога) и отражённый пересказ. Например, от имени лисы, вернувшейся домой и поведавшей лисятам о том, как она обманула козла («Лиса и козёл»).
Игра-драматизация, инсценировки (театр зверей, пальчиковый театр) – развитие общей моторики, просодической стороны речи, мимики, пантомимики («Мойдодыр», «Бармалей» «Лисичка-сестричка и серый волк» и др.).
Поиск (на картинке, по описанию, силуэту) – развитие внимания, логики, памяти.
Разбитое зеркало – подбирать разрозненные части изображения так, чтобы получился целый предмет.
Назови сказочное животное – придумывать названия удивительным животным и составлять о них описательные рассказы, развивая тем самым воображение, внимание, память.
Найди отличие – формирование навыков и умений связного пересказа, развитие внимания, логического мышления.
Оживи и разыграй – разыграть по ролям картинку с правильным изображением сюжета сказки.
Вставь слово – восстановить сказку, вставляя вместо пауз подходящие по смыслу слова или фразы. Задание помогает научиться целостно воспринимать и понимать содержание, устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать имеющийся словарный запас.