Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Смартфон и дети

Мобильный телефон давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. И неудивительно! Технический прогресс последних десятилетий превратил его в высокотехнологичный карманный компьютер, по функционалу фактически не уступающий классическим ПК. Работа с документами, электронной почтой, органайзером, просмотр фильмов и телепередач, общение в социальных сетях и мессенджерах, прослушивание музыки, рисование, разнообразные игры – смартфон удовлетворяет практически любые потребности. Но если взрослый человек в состоянии на время отказаться от телефона, перенаправив внимание на другие дела, то ребёнок всецело отдаётся «зависанию» в гаджете, постепенно попадая в зависимость.

Смартфонная зависимость и её последствия

Зачастую взрослые сами подливают масла в огонь, ведь нет ничего проще, чем дать ребёнку в руки мобильник и с чистой совестью спокойно заниматься своими делами, поскольку внимание чада гарантированно поглощено игрой, просмотром мультфильмов или вольным сёрфом по Сети. Такое, казалось бы, универсальное решение занятости ребёнка, помимо привыкания, грозит также обеднением интересов, низкой двигательной активностью и слабой социальной адаптацией.

По силе порабощения детской психики смартфонная зависимость стоит в одном ряду с наркоманией. Причин этому несколько:

1. Особенности развития головного мозга. За зависимость и импульсивность отвечает одна и та же область мозга – передняя поясная кора. Удовольствие от мобильных развлечений и мгновенной переписки наполняет мозг нейрохимикатами эйфории – дофамином. Передозировка его, вызванная долгим взаимодействием со смартфоном, серьёзно отравляет мозг, а также формирует зависимость.

2. Психологический «костыль». Доктор медицинских наук Фрэнсис Дженсен, профессор нейробиологии из Пенсильванского университета и соавтор труда «Мозг подростка», отмечает, что детям и подросткам труднее, чем взрослым, даётся высказывание суждений и волевое самоограничение. Смартфоны в этом плане выступают своего рода костылём, позволяющим преодолеть стеснение и наладить общение. Однако со временем гаджет становится «соломинкой утопающего» – коммуникации без него кажутся подросткам невозможными.

3. Познание мира. Естественная потребность ребёнка – изучение окружающей среды, новые впечатления, яркие и интересные картинки, – словом, всё, что с излишком может предложить смартфон. Если родители не занимаются разносторонним развитием ребёнка, игрушки и Интернет становятся единственными источниками удовольствия. Причём легко достижимыми. Соответственно, формируется привыкание.

Перерыв в использовании гаджета при зависимости влечёт:

чувство гнева;

усталость;

рассеянность;

депрессию.

Комментарий специалиста

Ольга Реут, невролог городской детской поликлиники № 12 г. Минска

Самое серьёзное последствие смартфонной зависимости – депрессия. Это психическое расстройство, для которого свойственно снижение настроения, глубокий пессимизм, утрата способности ощущать радость, негативизм, двигательная заторможенность. Депрессия сопровождается сниженной самооценкой, потерей вкуса к жизни, а также интереса к привычной деятельности.

Чем чаще дети пользуются смартфонами, тем выше растут показатели детской депрессии и стресса. Согласно исследованию, проведённому в Центре массовой информации и детского здоровья в университете Альберта, за последние 3–5 лет «бума» постоянного использования смартфонов резко увеличилось число учащихся с эмоциональными проблемами, низким уровнем социальной адаптации, а количество подростков, переживших депрессию, выросло на 60 %. Больше трети детей, проводящих более 3 часов в день со смартфонами, страдают суицидальным синдромом, испытывают чувство безнадёжности. Поэтому оптимальное время использования смартфона в день – от 2 до 3 часов. Не больше.

ТЕКСТ: ИНГА ВИНТЕР