Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Сказка в помощь

Многие дети не умеют сдерживать свои чувства, эмоционально неустойчивы и переживают частую смену настроений. Как уберечь их от психоэмоционального перенапряжения и стрессов? Ответ кроется в сказкотерапии.

В современном обществе остро стоит вопрос борьбы и преодоления стресса, снятия психоэмоционального напряжения, выработки стрессоустойчивости организма, поскольку жизнь современного человека характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации к окружающей среде из-за влияния быстро меняющихся условий существования. Именно эти условия служат причиной стрессов и напряжения. Незнание, неумение и порой неспособность человека бороться с ними и являются предпосылками для расстройства физического и психологического здоровья.

Возраст познания мира

Проблема психоэмоционального напряжения, психологических нагрузок, стрессовых состояний у детей дошкольного и школьного возраста очень актуальна в наше время. Дошкольный возраст – это период впитывания любой получаемой информации, накопления знаний. Такие дети характеризуются доверчивым отношением к окружающему миру, повышенной восприимчивостью, особенной внимательностью и эмоциональностью (их психическая деятельность обычно ярко окрашена различными эмоциями).

Многие дети совершенно не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Дошкольный возраст отличается непосредственностью и откровенностью в выражениях и проявлениях различного рода эмоций (радости, горя, печали, страха и т. д.). Поэтому эмоциональность любого ребёнка выражается в эмоциональной неустойчивости и напряжении, кратковременных и бурных проявлениях радости, горя, гнева, страха, частой смене настроений.

Причиной эмоциональной неустойчивости и напряжения выступают стрессовые состояния различного характера, которые возникают в необычно сложной и непривычной для ребёнка ситуации. Как правило, такие состояния переживаются с большой внутренней напряжённостью и требуют огромных затрат энергоресурсов организма, приводят к ослаблению иммунитета.

Стресс и психоэмоциональное напряжение

Чтобы понять, что применять для устранения стрессовых состояний и психоэмоционального напряжения, необходимо разобраться, что это такое. Современные психологи дают много определений понятию «стресс». В целом его трактуют как «состояние неспецифического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся перестройкой всех систем организма». Стресс – психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований.

Психоэмоциональное напряжение – это уже совокупность всех эмоциональных переживаний, которые снижают эмоциональный фон человека и приводят к потере мотивации в дальнейшей деятельности, чувству дискомфорта, апатии, беспомощности и безысходности, собственной ненужности, излишней тревожности и беспокойству, склонности к аффектам.

Лечение сказкой

Своевременное снятие стрессового состояния и психоэмоционального напряжения способствует устранению возможных негативных последствий, но, чтобы всё обошлось без потерь, стоит прибегнуть к профилактическим методам и недопущению скопления напряжения.

Особенно востребованными в работе со стрессовыми состояниями и психоэмоциональным напряжением являются различные методики и приёмы арт-терапии, игротерапии, куклотерапии, драматерапии, ароматерапии, проективные методики. Но наиболее распространена сказкотерапия.

Этот клиентоориентированный психокоррекционный метод активно используется психологами в работе с детьми различных возрастных категорий, однако наиболее эффективен при устранении разного рода психологических проблем у дошкольников.

Сказкотерапия основывается на 5 видах сказок: художественных; дидактических; психокоррекционных; психотерапевтических; медитативных. Для каждой заявленной проблемы (ситуации) либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие произошедшему сказки.

Использование сказкотерапии в коррекции стрессовых состояний, психоэмоционального напряжения, эмоциональных перегрузок является, на мой взгляд, самым безопасным и интересным методом. Ведь с помощью сказки можно понять и обсудить с ребёнком причины его тревожности, раздражительности, неуверенности или боязливости, агрессивного поведения, негативного отношения к кому-либо (чему-либо), попытке что-то скрыть от близких. При этом ребёнок сам прорабатывает свою проблему и переносит на собственный эмоциональный фон.

 

Управляя эмоциями

По мере социализации в обществе, адаптации в детском коллективе, расширения сферы общения со взрослыми и сверстниками дети дошкольного возраста испытывают на себе действие огромного количества социальных факторов, требующих определённых усилий от ребёнка, чтобы активизировать его эмоциональный фон. Поэтому в этот период перед малышом стоит серьёзная задача: правильно выражать свои чувства и эмоции, сдерживать и управлять ими в различных ситуациях.

Именно сказка позволяет ребёнку овладеть этим непростым искусством. Например, малыш пришёл в новый детский коллектив, постепенно адаптируется в нём, пока боится новых требований и правил, стесняется своих высказываний. В скором времени состоится новогодний утренник, где он вместе со всеми воспитанниками будет танцевать и рассказывать стихотворение в малознакомой обстановке и при большом количестве взрослых. Поэтому ребёнок испытывает стресс, неуверенность и тревогу. Необходимо подобрать для него готовую коррекционную сказку либо составить новую, в которой будет зашифрована информация о его страхе, стрессе, неуверенности и волнении, а также о способах их преодоления.

Во время коррекционного занятия ребёнок не только слушает эту сказку, но и вместе с психологом проигрывает способы преодоления своего страха и тревоги, идентифицируя себя с главным героем. В сказке можно разместить психологические ресурсы каждого малыша. Например, его семью, близкое окружение. Тем самым мы обеспечим ребёнку психологическую защиту в преодолении стрессовой ситуации. Также можно предложить ему нарисовать к сказке иллюстрации, слепить сказочных героев, придумать свою историю полностью либо с этим же главным героем и др.

 

Вариаций использования сказкотерапии может быть множество, но подход строго индивидуальный. В процессе такой работы малыш не только знакомится со своими переживаниями, но и учится справляться с ними.

Сказкотерапия – это своеобразный процесс воспитания внутреннего мира ребёнка, развития его личностных и душевных качеств, повышения уровня осознанности событий и поступков, их правильности, приобретения знаний о законах жизни и природы.

Давайте будем верить в добрые сказки и учить этому своих детей!

ТЕКСТ: РИММА ЗАКУРИНА, педагог-психолог яслей-сада № 110 г. Гродно