Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Синдромом Дауна и развитие речи

Развитие речи как гарант социализации у людей с нарушениями в интеллектуальном развитии только на первый взгляд кажется чем-то недостижимым. Секрет успеха – в индивидуальном подходе, а также в доброте, терпении и поддержке.

Если ребёнок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он может учиться?
Игнасио Эстрада.

Дети, имеющие синдром Дауна, проходят те же этапы становления и развития, что и обычные. Лишняя хромосома может способствовать появлению трудностей в развитии, но это не говорит об отсутствии обучаемости. Использование специальных методик, учитывающих индивидуальные особенности развития и восприятия таких малышей, позволяет им успешно социализироваться в будущем: получить образование, профессию, создать семью.

Наша справка
Синдром Дауна – врождённая генетическая аномалия, связанная с появлением дополнительной хромосомы, которая влияет на моторику, физические характеристики и приводит к умственной отсталости. Дети с синдромом Дауна отличаются большой добротой, ласковостью, терпеливостью, не умеют ненавидеть и лгать, растут весёлыми и счастливыми. За это их часто называют «солнечными детьми».

Мотивация «солнечного ребёнка» дома и на коррекционно-развивающих занятиях:
1. Не ограждайте малыша от общения с окружающими.
2. Организуйте пространство для занятий.
3. Инструкции должны быть короткими, чёткими и соответствовать уровню понимания речи у ребёнка. Давать их необходимо пошагово.
4. Говорить нужно как можно медленнее. При возникших трудностях в понимании подкреплять слова жестами или иллюстративным материалом (различные сенсорно-зрительные опоры). Иногда задание лучше показать.
5. Выдерживайте небольшую паузу, давая ребёнку время для ответа. Постарайтесь не торопить. Подсказка, предложенная, когда он не успел додумать, только сбивает.
6. Чередуйте виды деятельности, используйте сюрпризные моменты.
7. Демонстрируйте ребёнку его прогресс: «Смотри, как у тебя хорошо получилось, а теперь вспомни, как у тебя получалось это раньше…». Стимулируйте успехи.
8. Не отвлекайтесь на посторонние дела и помните при общении о чувствах ребёнка. Он так же нуждается в доброте, ласке и внимании, как и другие дети.

Приёмы развития речи
1. Рисование с комментированием. Нарисуйте серию очень простых (схематичных) картинок, описывающих знакомые ребёнку действия. Например, можно сделать книжку «Поход в магазин» или «Идём гулять». Спросите малыша, чем он занимается на каждой из нарисованных картинок. Задавайте наводящие вопросы, увеличивая количество деталей в его рассказе.
2. Выполнение инструкций, состоящих из двух шагов или двух значимых слов. Большой и маленький мишки, большая и маленькая чашки, набор счётного материала. Включайте такие инструкции в повседневную жизнь ребёнка. Например, посадите перед ним мишек, дайте им чашки соответствующего размера и положите рядом в корзину: 2 яблока, 2 груши, 2 апельсина. Попросите ребёнка дать большому мишке яблоко и апельсин, а маленькому грушу, и т. п. Произносите инструкцию полностью. Если малыш затрудняется в выполнении, повторяйте её, не разбивая на отдельные шаги.
3. Повторение инструкции перед её выполнением. Создание таких ситуаций способствует развитию внутренней речи.
4. Разыгрывание сценок, сказок. Попробуйте разыграть сказку, стимулируя запоминание и повторение цепочек действующих персонажей: «Колобок», «Репка», «Теремок». Стремитесь, чтобы ребёнок старался сам показывать спектакль (с небольшой помощью взрослого). В качестве зрителей могут выступать близкие и значимые люди, другие дети.
5. Создание самостоятельных сюжетных игр. Стимулируйте играть в игры, имеющие сюжет, который включает последовательность действий. Например, посадить куклу на стул, снять с неё кофту, напоить чаем и уложить спать. Взрослые могут принимать активное участие. Такие игры помогают ребёнку осознать последовательность действий, которые он совершает в повседневной жизни, и развивают регулирующую функцию речи.
Протяните руку помощи «солнечным детям», чтобы их ограниченные возможности стали безграничными.

ЕКАТЕРИНА КОРОТКЕВИЧ, логопед