Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Шаг к уверенному будущему

Часто подросткам трудно ответить на вопрос, кем они видят себя в будущем. Приоритетом являются хобби и личная жизнь: встреча с друзьями, вечеринки, первая влюблённость. Подростки только учатся выстраивать отношения с людьми, понимать других и себя, свои желания. К школе подрастающее поколение относится либо как к возможности пообщаться со сверстниками, либо как к нудному долгу: знания не важны, лишь бы аттестат поскорее забрать. Какая уж тут профориентация…

Факторы, которые мешают определить своё призвание:
1. Чрезмерная разносторонность
Прекрасно, когда у ребёнка много увлечений и интересов, ведь, пробуя себя в разных сферах, он определяет, что ему подходит, побуждает развиваться. Но с профориентацией могут возникнуть проблемы, поскольку трудно выбрать из списка увлечений то, которое не захочется бросить, когда подрастёшь, а тем более посвятить ему жизнь.
2. Отсутствие интересов
Если для одного подростка сложно выбрать увлечение, которое могло бы стать смыслом жизни, то для другого проблематично найти хобби по душе. Такие подростки находятся под бдительным родительским оком и не стремятся выйти из зоны комфорта. При этом они не ощущают, что не имеют интересов, потому что есть друзья, с которыми можно проводить всё свободное время, домашние задания, социальные сети и компьютерные игры. И вот, когда подросток сталкивается со сдачей выпускных экзаменов, ЦТ и определением в дальнейшей жизни, ему кажется, что на него давят родители и учителя. Возникает неуверенность в себе, которая уничтожает желание что-то делать и вынуждает откладывать принятие решения, надеясь, что всё образуется само по себе.
3. Ошибочное представление о профессии
Любая профессия имеет свои достоинства и недостатки, но, насмотревшись фильмов и различных ток- шоу, подростки романтизируют то, чем хотели бы заниматься, и очень
разочаровываются, когда их представления не совпадают с реальностью. Они видят красивую картинку: известность, успешность, богатство. И не задумываются, с какими трудностями сталкивается человек. Например, мечта стать актёром. Подростку кажется, что достаточно таланта, чтобы прославиться, но он забывает о тяжёлом труде, постоянном совершенствовании мастерства, запоминании больших текстов, умении справляться со стрессовыми ситуациями и не расстраиваться после неудачных кастингов и проб.
4. Незнание своих сильных сторон
К осознанию своих возможностей люди приходят, когда взрослеют. У некоторых задатки проявляются в раннем возрасте, остальным же требуется больше времени, чтобы понять, к чему у них есть предрасположенность. Есть подростки, которые не воспринимают свои способности как преимущества и думают, что их умения под силу большинству. Из- за непонимания или незнания своих сильных сторон им труднее определиться с профессией.
5. Страх в принятии решений
Подростку может казаться, что выбор профессии – это судьбоносное решение, которое определит всю дальнейшую жизнь. Страх ошибиться сковывает по рукам и ногам, ведь появляются мысли, что он не получит второго шанса и не сможет реализоваться, если не определится с будущим сразу после окончания школы. С этой проблемой могут сталкиваться и взрослые, отучившиеся в учебном заведении и устроившиеся на работу, которая им не по душе. Главное в такой ситуации – понимать, что всегда есть возможность пройти пере- подготовку или попробовать себя в других сферах.

По словам Юлии Яцкевич, педагога- психолога Белорусского государственного университета, выбор профессии обусловлен множеством различных аспектов, среди которых важно обращать внимание на личность подростка, особенности его нервной системы, уровень тревожности из-за неудач, а также влияние социальных факто- ров. Если родители работают врача- ми и у ребёнка есть предрасположенность к этой сфере, вероятнее всего, что он пойдёт по их стопам. Также определение профессиональной деятельности зависит и от умения принимать решения, но тут учитываются несколько пунктов: сталкивается ли человек с трудностями при этом, может ли увидеть другие варианты действий и умеет ли правильно расставлять приоритеты, находясь в конкретной ситуации. Некоторым проще, когда решают за них.

ПЕДАГОГ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКА

Определение профориентации зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных характеристик человека. Поэтому задача учителя – разработать план работы для решения проблемы самоопределения школьника:
1. Уделите внимание изучению личности ученика и определению его сильных сторон.
2. Убедите школьников попробовать себя в различных сферах. Для этого можно предложить им вступить в кружки по интересам: кому-то понравится спорт, кому-то – танцы, пение и т. д. Интересы под- ростка в будущем помогут определиться с призванием в жизни.
3. Познакомьте учащихся с различны- ми профессиями, по возможности устраивайте экскурсии на места работы, чтобы можно было сформировать представление о специальности, её плюсах и минусах.
4. Помогите ученикам в выборе учебного заведения и/или поступлении в выбранные вузы и профессиональные учреждения образования.
5. Используйте разнообразные методы работы: дискуссии, беседы, групповые и индивидуальные творческие игры, связанные с профориентацией, и др.
6. Расширьте представления о возможностях применения своих навыков и склонностей.


ПОДРОСТОК И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

* Не бойтесь искать себя, свои интересы. Узнавать сильные стороны. Ищите то, от чего вы получаете удовольствие.
* Попробуйте «покреативить». Сейчас печатаются творческие книги и блокноты с заданиями, которые помогают научиться мыслить нестандартно и находить увлечения по душе. Как вариант, начните с книги «Ок, что дальше?! Как превратить мечту в профессию».
* Не бойтесь ошибаться. Лучше попробовать, чем ничего не делать, а только фантазировать.
* Запишитесь в какую-нибудь секцию. Найдёте занятие по душе и как приятный бонус познакомитесь с интересными людьми. Если не понравится, кружок всегда можно сменить.
* Смелей говорите о своих желаниях взрослым и просите их помочь или подсказать вам, как реализовать свои возможности. Если родители не хотят принять ваш выбор, попробуйте аргументировать свою точку зрения, расскажите, почему вам нравится определённая сфера и как для вас важно в ней реализоваться.
* Не посвящайте всё свободное время социальным сетям или компьютерным играм, уделите время хобби.

РОДИТЕЛИ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКА

Ни в коем случае не выбирайте профессию за ребёнка. Можно помочь принять решение, но не давить. Опыт у каждого человека разный: что подходит для одного, может быть неприменимым для другого. К тому же навязывание может негативно сказаться на будущем подростка. Поэтому важно найти то, что будет по душе ребёнку и позволит ему проявить свои способности.
1. Выясните, есть ли   увлечения у вашего ребёнка. Для этого попробуйте начать с простых вопросов: Чем тебе нравится заниматься? Какие занятия ты всегда откладываешь на потом? С какими людьми сходишься быстрее? Что тебе в них нравится? За что тебя хвалят? При этом ответ на последний вопрос нужно давать, ориентируясь на похвалу посторонних людей, так как родители не всегда могут объективно оценить сильные стороны или увидеть черты, которые, возможно, в семье являются нормой, а не особенностью.
2. Дать ребёнку возможность попробовать себя в разных ролях. Когда человек попадает в ту сферу деятельности, которая отвечает его предназначению, у него начинает получаться лучше, чем у многих других, и возникает чувство удовлетворения и радости от выполняемой работы.
3. Помочь разобраться в достоинствах и недостатках профессии, чтобы подросток чётко осознавал, с чем может столкнуться. Можно дать возможность понаблюдать за работой или испытать себя в интересующей сфере хотя бы месяц.
4. Если решение даётся мучительно, предложите взять пособие, посмотреть вузы или ссузы и вычеркнуть все специальности, которые точно не понравятся. Ведь из десяти вариантов выбрать что-то легче, чем из ста.
5. Попробуйте обратиться к психологу, который поможет выявить проблему и разобраться в ситуации.
6. Можно воспользоваться специальными тестами, которые рассчитаны помочь с выбором, но они составляют лишь малую часть от работы с профориентацией, поскольку подросток может исказить ответы. И результаты не всегда будут соответствовать действительности.

ЕСЛИ ПОДРОСТОК ВЫБРАЛ ДЛЯ СЕБЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТО…

Поддержите его стремления. Согласитесь с его выбором, даже если ваши взгляды в отношении того, что для него будет лучше, не совпадают: «Попробуй. Передумаешь, ничего страшного, это твоё решение». Конечно, не все могут позволить разные эксперименты с материальной точки зрения. Поэтому это заранее нужно обсудить и оговорить, но без манипуляций в духе «Мы на тебя столько потратим, а всё впустую». Кроме чувства вины, ничего хорошего этим не добьётесь.

Покажите, что вам не всё равно. Ребёнку нужно знать, что его семье важно, как он захочет реализоваться в жизни. Ему нужно понимать, что он на верном пути, волен принимать самостоятельные решения, но имеет поддержку семьи и уверенность, что у него всё получится.

Не передавайте свои сомнения и страхи. Тут не только важно помочь подростку избавиться от фобий, но и не «заразить» своими. Жизнь непредсказуема, но, если бояться трудностей и всегда перестраховываться, в данном случае выбрать запасную, «правильную» профессию, можно не научиться достигать успеха и поставленных целей.

Забудьте о следующих фразах, из- за которых подросток будет чувствовать себя виноватым в том, что не оправдал ваших ожиданий, и бояться ошибиться: «Эта специальность сейчас неактуальна. Нужно искать что-то более подходящее», «Как ты будешь зарабатывать на жизнь, если будешь фотографом? Лучше иди юристом», «Самое главное решение в твоей жизни – это выбор профессии».

Менять специальность, пробовать что-то новое – не удел неудачников. Искать себя, достигать цели, получать удовольствие от любимого дела – вот то, к чему должен стремиться каждый!
 
ЕКАТЕРИНА СОРОКА