Самомассаж – корректируем речевое развитие
Где только не применяется этот вид пассивной гимнастики, стимулирующий центральную нервную систему, повышающий тонус мышц самых разных участков тела, расслабляющий и улучшающий настроение. Косметология, восточные практики, системы восстановления после тяжёлых травм и заболеваний… Оказывается, существенно помогает самомассаж и при коррекции детских нарушений речи.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога прежде всего направлены на укрепление здоровья детей и оптимизацию коррекционного процесса. Исключительно на всех моих занятиях по устранению недостатков в речевом развитии используется самомассаж, который осуществляется ребёнком под руководством взрослого на определённых участках тела (ушей, пальцевой мускулатуры, мышц лица, головы, шеи).
Эта здоровьесберегающая технология значительно помогает в коррекционной работе. Она повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, которые участвуют в звукопроизношении, тем самым подготавливая артикуляционный аппарат к правильной речи. Кроме того, самомассаж оказывает общеукрепляющее воздействие, содействует релаксации.
Поскольку технология применяется при работе с дошкольниками, сеансы проводятся в игровой форме. Это вспомогательный метод, посредством которого происходит развитие зрительного и слухового внимания, речеслуховой памяти, произвольной моторики и координации, мелкой моторики, творческих способностей детей. Занимательные стихотворные тексты и образы, доступные массажные движения нормализуют эмоциональную сферу малышей, вырабатывают правильный ритм дыхания, пробуждают интерес к процессу обучения.
Самомассаж лица и шеи
Стимулирует и приводит в тонус мышцы лица и шеи, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, нормализует кровоток, повышает работоспособность, улучшает общее состояние детей.
Перед самомассажем необходимо тщательно вымыть руки и принять расслабленную позу. Малыши могут сидеть на стульчиках или ковре. Разучивая движения, дефектолог вначале демонстрирует их на себе, а затем выполняет вместе с ребятами.
1. Мы ладошки растираем,
Каждый пальчик прогреваем.
Сначала растираем ладошки, затем хлопаем.
2. Теплыми ладошками
Лица умываем.
Проводим ладонями по лицу сверху вниз.
3. Пальцы, словно грабли, сгребают плохие мысли.
Граблеобразными движениями проводим от середины лба к вискам.
4. Растираем ушки сверху вниз мы быстро.
Сверху вниз или снизу вверх растираем по краю ушные раковины.
5. Ушки мы сгибаем,
Вниз за мочки тянем.
Ушные раковины нагибаем вперёд, оттягиваем за мочки вниз.
6. А затем бежим
Пальцами на щёчки.
Быстро перемещаем пальцы на щёки.
7. Разминаем щёчки,
Надуваться учим.
Круговыми движениями указательный, средний и безымянный пальцы разминаем щёки.
8. Разминаем губки,
Улыбаться учим.
Пальцами (указательным и большим) разминаем сначала нижнюю, а затем и верхнюю губы.
9. А теперь, как утки,
Клювики потянем.
Вытягиваем губы вперёд.
10. Разомнем их нежно,
Даже не пораним.
Пальцами обеих рук (указательным и большим) разминаем сначала верхнюю, затем нижнюю губы.
11. Подбородок тянем,
А потом щипаем.
Разминаем подбородок, как бы оттягивая его вниз. Пощипываем нижнюю челюсть от подбородка к ушам.
12. А теперь по шейке
Ручейком стекаем.
Поглаживаем ладонями шею от нижней челюсти к ключицам.
ЭЛЛА ТИШУРОВА, учитель-дефектолог первой квалификационной категории яслей-сада № 3 г. Круглое