Ругать или помочь
Согласно статистическим сведениям 20 % людей сталкиваются с различными нарушениями письма и чтения. Большинство детей, которые имеют такие особенности, чаще всего слышат обвинения в ленивости и невнимательности. Как распознать нарушения письма и почему об этом должны знать все, кто работает с малышами?
Как правило, в таких случаях рекомендуют писать больше диктантов. Зачастую после этого и для родителей, и для детей наступает очень трудный период: у ребёнка появляется негативное отношение к процессу письма и соответствующему предмету в школе. Чтобы этого избежать, попробуйте проанализировать ошибки, которые он допускает.
Признаки, указывающие на нарушение письма:
• резкий наклон букв, меняющийся по мере письма на листе;
• корявость почерка;
• зеркальное написание букв;
• замены букв («берево» вместо «дерево»);
• перестановка слогов («сафаран» вместо «сарафан»);
• частый пропуск гласных;
• повтор букв в слове («тазит» вместо «тазик»);
• потеря заглавных букв в начале предложений;
• отсутствие точек в конце предложений;
• трудности при постановке ударения;
• ошибки при разделении слов на слоги;
• существенные затруднения при выполнении звукового разбора.
Если такие ошибки не являются случайными и повторяются достаточно часто, важно обратиться за консультацией к логопеду. Скорее всего ребёнок имеет частичные нарушения процесса письменной речи – дисграфию.
Развитие речи дошкольников является одной из самых важных составляющих компонентов при подготовке к обучению в школе. Общепризнанно, существует неразрывная взаимосвязь между общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма. Для гармоничного овладения внутренней речью ребёнку необходим высокий уровень развития психических процессов: гнозиса, мнезиса (запоминания), праксиса, устной речи, мышления и согласованная работа четырех анализаторов – речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Наша справка
Гнозис – способность человека к узнаванию предметов по чувственному восприятию и словесным обозначениям, вырабатываемая в процессе приобретения индивидуального опыта и тесно связанная с фиксацией в памяти.
Праксис – способность воспроизводить последовательную серию движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.
Если те или иные базовые предпосылки не сформированы, существенно увеличивается риск предрасположенности к возникновению дисграфии и дислексии. Научные исследования 1968 и 1989 годов показали, что недостаточное разделение акустически сходных звуков приводит к трудностям при усвоении и начертании букв как графем. Поэтому очень важно проследить и устранить первые признаки данных нарушений и начать как можно более раннюю коррекцию.
Наша справка
Дислексия – расстройство чтения, связанное с дефектами нейроразвития либо приобретенное после черепно-мозговых травм.
Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников:
1. Формирование навыка чёткого звукопроизношения.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Подготовка к овладению грамотой.
Нарушения внутренней речи – наиболее распространённые формы патологий в школьном возрасте. Затруднения при овладении письмом и чтением переносятся на все виды учебной деятельности ребёнка. В младшем школьном возрасте данная проблема может выступать в качестве причины, способствующей снижению мотивации к дальнейшему обучению и развитию.
Как избежать проблем с письмом
Наиболее эффективная мера предупреждения подобных нарушений – профилактика до поступления в школу.
Коррекционная работа включает задания, содержание которых направленно на развитие неречевых процессов, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.
Основные принципы и приёмы коррекции
1. Поиск индивидуального подхода к каждому ребёнку.
2. Предупреждение наступления истощаемости и утомления посредством чередования умственной и практической деятельности, подачи материала небольшими блоками, использования интересного дидактического материала и наглядных средств.
3. Включение методов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.
4. Проявление педагогического такта и постоянное поощрение за каждый успех.
Эффективные методы воздействия на эмоционально-познавательную сферу учащихся:
• создание игровых ситуаций;
• использование игр с поиском видовых и родовых признаков предметов;
• проведение тренингов, развивающих межличностное взаимодействие;
• включение психогимнастики и релаксационных ритуалов, которые позволяют снять мышечное напряжение и зажимы в области лицевой мускулатуры и кистей рук.
Занимательные упражнения
1. Собрать разрезанную букву из двух, а затем из трёх разрезанных половинок.
2. Обвести букву по точкам.
3. Слепить букву из пластилина или какого-либо другого материала.
4. Выложить образ буквы из ленты, проволоки, счётных палочек.
5. Используя правую руку, нарисовать какую-либо заданную букву в воздухе.
6. Найти правильное и неправильное написание буквы.
7. Найти часто повторяемую букву среди всех.
8. Выделить первый и последний звук в слове.
9. Определить часто повторяемый звук.
10. Определить положение звука в слове (начало, середина или конец).
11. Найти среди изображённых предметов те, в названиях которых есть изучаемый звук.
12. Найти порядковое место звука в слове с опорой на готовую звуковую схему.
13. Разделить слова на слоги, похлопав в ладоши.
ЕКАТЕРИНА КОРОТКЕВИЧ, логопед