Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Ругать или помочь

Согласно статистическим сведениям 20 % людей сталкиваются с различными нарушениями письма и чтения. Большинство детей, которые имеют такие особенности, чаще всего слышат обвинения в ленивости и невнимательности. Как распознать нарушения письма и почему об этом должны знать все, кто работает с малышами?

Как правило, в таких случаях рекомендуют писать больше диктантов. Зачастую после этого и для родителей, и для детей наступает очень трудный период: у ребёнка появляется негативное отношение к процессу письма и соответствующему предмету в школе. Чтобы этого избежать, попробуйте проанализировать ошибки, которые он допускает.

Признаки, указывающие на нарушение письма:

резкий наклон букв, меняющийся по мере письма на листе;

корявость почерка;

зеркальное написание букв;

замены букв («берево» вместо «дерево»);

перестановка слогов («сафаран» вместо «сарафан»);

частый пропуск гласных;

повтор букв в слове («тазит» вместо «тазик»);

потеря заглавных букв в начале предложений;

отсутствие точек в конце предложений;

трудности при постановке ударения;

ошибки при разделении слов на слоги;

существенные затруднения при выполнении звукового разбора.

Если такие ошибки не являются случайными и повторяются достаточно часто, важно обратиться за консультацией к логопеду. Скорее всего ребёнок имеет частичные нарушения процесса письменной речи – дисграфию.

Развитие речи дошкольников является одной из самых важных составляющих компонентов при подготовке к обучению в школе. Общепризнанно, существует неразрывная взаимосвязь между общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма. Для гармоничного овладения внутренней речью ребёнку необходим высокий уровень развития психических процессов: гнозиса, мнезиса (запоминания), праксиса, устной речи, мышления и согласованная работа четырех анализаторов – речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Наша справка

Гнозис – способность человека к узнаванию предметов по чувственному восприятию и словесным обозначениям, вырабатываемая в процессе приобретения индивидуального опыта и тесно связанная с фиксацией в памяти.

Праксис – способность воспроизводить последовательную серию движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.

Если те или иные базовые предпосылки не сформированы, существенно увеличивается риск предрасположенности к возникновению дисграфии и дислексии. Научные исследования 1968 и 1989 годов показали, что недостаточное разделение акустически сходных звуков приводит к трудностям при усвоении и начертании букв как графем. Поэтому очень важно проследить и устранить первые признаки данных нарушений и начать как можно более раннюю коррекцию.

Наша справка

Дислексия – расстройство чтения, связанное с дефектами нейроразвития либо приобретенное после черепно-мозговых травм.

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников:

1. Формирование навыка чёткого звукопроизношения.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Подготовка к овладению грамотой.

Нарушения внутренней речи – наиболее распространённые формы патологий в школьном возрасте. Затруднения при овладении письмом и чтением переносятся на все виды учебной деятельности ребёнка. В младшем школьном возрасте данная проблема может выступать в качестве причины, способствующей снижению мотивации к дальнейшему обучению и развитию.

Как избежать проблем с письмом

Наиболее эффективная мера предупреждения подобных нарушений – профилактика до поступления в школу.

Коррекционная работа включает задания, содержание которых направленно на развитие неречевых процессов, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

Основные принципы и приёмы коррекции

1. Поиск индивидуального подхода к каждому ребёнку.

2. Предупреждение наступления истощаемости и утомления посредством чередования умственной и практической деятельности, подачи материала небольшими блоками, использования интересного дидактического материала и наглядных средств.

3. Включение методов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

4. Проявление педагогического такта и постоянное поощрение за каждый успех.

Эффективные методы воздействия на эмоционально-познавательную сферу учащихся:

создание игровых ситуаций;

использование игр с поиском видовых и родовых признаков предметов;

проведение тренингов, развивающих межличностное взаимодействие;

включение психогимнастики и релаксационных ритуалов, которые позволяют снять мышечное напряжение и зажимы в области лицевой мускулатуры и кистей рук.

Занимательные упражнения

1. Собрать разрезанную букву из двух, а затем из трёх разрезанных половинок.

2. Обвести букву по точкам.

3. Слепить букву из пластилина или какого-либо другого материала.

4. Выложить образ буквы из ленты, проволоки, счётных палочек.

5. Используя правую руку, нарисовать какую-либо заданную букву в воздухе.

6. Найти правильное и неправильное написание буквы.

7. Найти часто повторяемую букву среди всех.

8. Выделить первый и последний звук в слове.

9. Определить часто повторяемый звук.

10. Определить положение звука в слове (начало, середина или конец).

11. Найти среди изображённых предметов те, в названиях которых есть изучаемый звук.

12. Найти порядковое место звука в слове с опорой на готовую звуковую схему.

13. Разделить слова на слоги, похлопав в ладоши.

ЕКАТЕРИНА КОРОТКЕВИЧ, логопед