Родителям о детском чтении
Чтение детей сегодня – острая проблема для всех, кто в той или иной мере занимается развитием подрастающей личности: родителей, воспитателей, педагогов, библиотекарей. Рост визуальной культуры, различных каналов массовой коммуникации не могли не повлиять на ребят. Сейчас читают и меньше, и иначе.
Меняются характеристики чтения: длительность, способ работы с печатным текстом, стимулы, предпочтения. А ведь деформация читательского опыта ребёнка приводит к деформации его духовного и умственного развития.
Остановить этот процесс под силу только книге. Читающие люди способны проблемно мыслить, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют мысли и свободнее пишут. Книги формируют самообразовательные навыки, помогают понимать окружающих и утверждают лучшие человеческие идеалы.
Особенно важно воспитывать любовь к книге, необходимость в чтении с самого маленького возраста. Ведь для ребёнка книга – источник познания мира. Она вводит его в наиболее сложное – в сферу человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность. Так он знакомится с ситуациями, которые учат различать добро и зло, хорошие и плохие черты героев, а это, в свою очередь, пробуждает стремление к нравственным поступкам. Ранний интерес к книге поможет малышу при освоении техники чтения.
Какие книги давать читать детям
В подборе книг следует руководствоваться возрастными особенностями ребёнка. Так, дошколятам характерно практическое отношение к окружающей действительности: они ярко переживают события, активно реагируют на происходящее, целиком перевоплощаются в персонажей, полностью отдаваясь тому, что воспринимают, переживая за героев. Поэтому ребёнку особенно интересны истории, сказки, где действующие лица одного с ним возраста.
С точки зрения оформления книги для дошколят должны иметь красочные иллюстрации, т.к. дети в этом возрасте эмоциональны, их привлекает всё яркое и красивое. В плане содержания круг детского чтения должен включать произведения, разнообразные жанрово и тематически. Например, семья, детство, честь, долг, война, история и др. Темы желательно представлять малышу и как вечные, и как остросовременные. Это развивает у дошкольника широту читательских интересов и индивидуальность литературных пристрастий.
Для самых маленьких
Первыми в жизни чада должны появиться считалки, приговорки, небылицы, скороговорки, загадки. Благодаря содержанию и форме они наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, исподволь вводят в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, приобщают к самобытности и образности. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с чадом, вызвать у него положительные эмоции, симпатию, доверие. Ведь многие народные произведения позволяют вставить имя, не изменяя содержания.
Простые, короткие произведения побуждают к действию, произнесённые же нараспев, ласково, негромко – успокаивают, настраивают на сон, отдых. Большое значение такие сочинения имеют для воспитания дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Кроме того, фольклор легко воспринимается, способствует развитию речевых навыков и правильному произношению звуков, упрощает овладение речью.
Сказка ложь, да в ней намёк
Сказки упрощают процесс познания мира, а также участвуют в формировании базовых убеждений и личности малыша. Он также мысленно вторит действиям героев: проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, грустит, негодует, побеждает тёмные силы.
Начинать можно с волшебных сказок. Они знакомят не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, но и с художественной культурой. Затем вводятся бытовые сказки. Они помогают ребёнку адаптироваться в реальном мире, находить выход из трудного положения, т.к. в них герои оказываются в ситуациях, требующих смекалки и хитрости.
Писатели – детям
Многие художественные произведения для дошколят учат бережно относиться к живым существам, а также воспитывают качества, которые служат показателем уровня социального развития, характеризуют меру готовности к жизни в обществе: товарищество, уважение к старшим, честность, трудолюбие, дисциплинированность, любознательность, любовь к прекрасному. Ценностные ориентиры, выраженные в художественной форме, проникают в более глубокие пласты сознания, чем прямые дидактические указания.
В круг чтения необходимо ввести классическую литературу, а также интересные произведения современных авторов. Большое значение в раннем возрасте имеет поэзия. Она способствует овладению языком, позволяет почувствовать красоту родной речи, а знания, поданные в стихотворной форме, запоминаются на всю жизнь.
Хочу всё знать
Малышей не зря называют «почемучками». Поэтому в их чтение должны входить и познавательные книги – такие, где ребёнок, ещё не умеющий читать, сможет с помощью взрослого найти ответы на свои «почему» и «как».
Читаем всей семьёй
Дошкольник – своеобразный читатель: он воспринимает литературу на слух, и это длится до тех пор, пока он не овладеет навыком чтения. Поэтому взрослым нужно брать книгу, садиться с ним рядом и читать вслух. Когда это происходит систематически, то со временем ребёнок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец, как развивается сюжет. У малыша формируется умение слушать, развивается воображение и логическое мышление, расширяется словарный запас, он учится правильно составлять предложения.
Памятка читающей семьи
В доме должна быть создана особая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать интерес родителей к книгам, газетам, журналам. При знакомстве с книгой важно изучить обложку (прочесть фамилию автора и название книги), рассмотреть иллюстрации. Читать вслух с чадом не менее 20–30 минут ежедневно. Объяснять смысл непонятных слов, фраз и выражений. Спрашивать, чем понравилась книга, что нового малыш узнал. Заучивать потешки, небольшие стихотворения (развивает речь, память и фантазию).
Для благополучного развития чада семейное чтение очень значимо – и не только пока ребёнок не умеет читать. Ведь это время, проведённое с мамой или папой.
Пять советов родителям
Читайте, когда малышу хочется, даже в не самое удобное время.
Предваряйте чтение подготовительными вопросами. Взаимодействуйте с героями книги.
Вместе с ребёнком рассматривайте картинки.
Спрашивайте малыша, как бы он поступил на месте персонажей.
Рождённый читать
Журналист и любящий отец Джейсон Буг создал увлекательное издание «Рожденный читать. Как подружить ребёнка с книгой» (Москва, 2015). В нём обобщены знания и опыт сотен профессионалов, объединённых одним стремлением – увлечь малыша чтением. Автор даже составил список книг для чтения и обсуждения с детьми. К сожалению, многое на постсоветском пространстве не издавалось. Поэтому предлагаю варианты из приложения к этой книге от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино.
Читатель в малыше вырастет тогда, когда книга соответствует его миропониманию, запросам, душевным побуждениям, когда она отвечает на вопросы, ещё зреющие в сознании. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые воспринимают сами дети, и у дошкольников он особенно быстро меняется. Роль семейного чтения в этом огромна.
Список книг от Ольги Мяэотс
От 0 до 1 года
Колыбельные: поэтический сборник.
Ладушки: русские народные сказки, песенки, потешки. Ратмен П. Спокойной ночи, Горилла.
Русские народные сказки. Репка; Курочка Ряба. Усачев А. Колыбельная книга.
Книжки-картонки
Серия «Мои первые слова».
Книги с пальчиковыми куклами
Бурмистрова Л., Мороз В. Щенок Пушок; Кошка Мурка. Магай, В., Вильнова В. Лошадка И-го-го.
1 год
Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки. Барто А. Игрушки; Рёвушка.
Берлова А. Горшок для Феди; Каша для Феди.
Венингер Б. Серия «Котёнок Нори».
Маршак С. Где обедал воробей; Детки в клетке.
Орлова А. Яблочки-пяточки.
Русские народные сказки, основанные на повторах. Колобок; Теремок;
Рукавичка.
Чуковский К. Цыплёнок; Путаница.
Книжки-картонки
Мартин Б., Эрик К. Бурый мишка, бурый мишка, загляни в окошко! Цветаева Е. Где птичка живёт?
Эрик К. От головы до ног.
Книги без слов
Митгуш, А. В деревне.
Книжки-игрушки с движущимися элементами
Ёнедзу Ю. Радуга; Хамелеон; Удивительные кубики.
Потрогай и узнай: большие машины.
2 года
Барто А. Стихи.
Берестов В. Стихи.
Бианки В. Лиса и мышонок.
Маршак С. Сказка о глупом мышонке; Пудель; Усатый-полосатый. Михалков С. Три поросёнка.
Русские народные сказки.
Токмакова И. Стихи.
Чарушин Е. Рассказы о животных.
Чуковский К. Айболит; Телефон; Мойдодыр и др. Книжки-картинки
Виллемс, М. Заинька.
Классен Д. Где моя шапка?
Ротраут Б. Серия «Карлхен».
Скарри Р. Спасибо и пожалуйста.
Эрик К. Очень голодная гусеница; Грубианка в крапинку.
3 года
Бемкльманс, Л. Мадлен.
Бианки В. Рассказы о животных.
Джонсон К. Гарольд и фиолетовый мелок.
Дональдсон, Д. Дочурка Груффало.
Заходер Б. Стихи.
Козлов С. Львёнок и Черепаха.
Луговская Ю. Серия «Просто читать».
Маршак С. Багаж; Вот какой рассеянный; Где тут Петя, где Серёжа. Михалков С. Стихи.
Муур Л. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду.
Плывёт, плывёт кораблик (в пер. С. Маршака).
Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке.
Радлов Н. Рассказы в картинках.
Скарри Р. С утра до вечера в Городе добрых дел.
Сутеев В. Сказки и картинки.
Циферов Г. Паравозик из Ромашкова.
Чуковский К. Муха-Цокотуха; Краденое солнце; Тараканище и др. Юхансон Г. Серия «Мулле Мек – умелый человек».
Яснов М. Любой сборник.
4 года
Александрова Т. Сказка про домовёнка Кузю и его друзей. Дядина Г. Морская азбука.
Житков Б. Рассказы для детей.
Иванов С. Бюро находок. Крылов И. Басни.
Кушак Ю. Стихи.
Мориц Ю. Стихи.
Носов Н. Рассказы.
Сладков Н. Рассказы для детей.
Хармс Д. Стихи.
Хогард Э. Мафин и его весёлые друзья.
Книжки-картинки
Аромштам М. Жил-был Шорох; Желудёнок; Весенние сказки. Бесков Э. Солнечное яйцо; Дети лесного гнома.
Кали Д., Блок С. Враг.
Лобель А. Квак и Жаб круглый год; Квак и Жаб снова вместе. Лунин В. Подарки.
Макклоски Р. Дорогу утятам.
Пантелеев Л. Рассказы.
Остер Г. Стихи.
5 лет
Аким Я. Стихи.
Биссет Д. Рассказы.
Киплинг Р. Вот так сказки.
Коваль Ю. Стеклянный пруд и другие сборники.
Линдгрен А. Карлсон, который живёт на крыше.
Маяковский В. Стихи для детей.
Москвина М. Что случилось с крокодилом; Увеличительное стекло. Нёстлингер К. Серия «Рассказы про Франца».
Пивоварова И. Стихи.
Рей Р., Рей Х. Любопытный Джордж.
Самойлов Д. Слоненок пошёл учиться.
Сахарнов С. Морские сказки.
Собакин Т. Стихи.
Усачёв А. Умная собачка Соня.
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса.
Чижиков В. Петя и Потап.
Непоседам
Большая книга сказок о волках, злых и не очень (пер. А. Еремеева).Воронцов Н. Серия «Приключения кота Помпона». Григорьев О. Стихи.
Даль Р. Потрясающий мистер Фокс.
Нурдквист С. Петсон и Финдус. Рейнольдс П. Точка.
Стэк Б. Вот так книга! Увлекательно-искательные приключения. Сурова З., Дрызлова К. Занималки; Находилки.
Хавукайнен А., Тойвонен С. Серия «Тату и Пату».
«Почемучекам»
Вагин Н. Над водой, на воде и под водой.
Гиффорд К. Космос за 30 секунд.
Голдсмит М. Научные открытия за 30 секунд.
Лаваль Т. Серия «Найди и покажи».
Мёллер А. Гнёзда, норы и горшки.
Мизельский, Д., Мизельская, А. Карты мира.
Руа А., Райцак Э. Анималия: увлекательное путешествие в мир
животных.
Сахарнов С. Кто в море живёт?
Тэйлор Б. Что, зачем и почему? Энциклопедия для любознательных.
Родное слово
Азбукоўнік і лічылка: апавяданні, вершы, казкі і лічылкі. Барадулін Р. Азбука. Вясёлы вулей.
Кузняцова Ю. Першая вандроўка Мышкі.
Марук У. Чыж вярнуўся з-за мяжы.
Не сілай, а розумам: беларускія народныя казкі.
Пазнякоў М. Ехаў поўны воз дзівос; Падарожжа ў краіну загадак. Пісьмянкоў А. Мы з братам.
Сцяпанава Я. Купалінка: казкі, быліны.
Танк М. Журавель і чапля.
Турчак Г. Азбука загадкі.
Чарадзейны пярсцёнак: беларускія народныя казкі.
Чытанка для дзіцячага садка.
Чытанка для маленькіх.
ОЛЬГА СОБОЛЕВСКАЯ, ведущий библиотекарь Национальной библиотеки Беларуси