Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Родители и преподаватели – дружные союзники или ярые оппоненты

Начался новый учебный год. И вместе с решением множества организационных, финансовых и межличностных вопросов на первом месте нередко оказывается одна из самых важных проблем – взаимодействие между родителями и преподавателями. Казалось бы, эти стороны в учебном процессе связаны одной целью – максимально эффективно, полноценно и комфортно обучить детей. В чём же могут быть разногласия?

Существует множество пунктов, по которым расходятся взгляды родителей и преподавателей. Однако наиболее острый конфликт возникает из-за распределения зоны ответственности за обучение и воспитание детей.

Рассмотрим эту проблему с разных сторон.

С точки зрения многих родителей, преподаватели должны возложить на себя ответственность за воспитание и образование ребёнка, за его успехи и неудачи. С другой стороны, педагоги часто винят родителей в неправильном воспитании детей, отстранении от учебного процесса. В результате и одни, и вторые правы. Но и те, и другие ошибаются.

Постараемся разобраться с зоной ответственности каждой стороны в процессе учебной деятельности и понять, что же по силам выполнить родители, а что могут сделать учителя. Во-первых, обе стороны обязаны признать, что на них возлагается важная миссия: формирование правильного восприятия ребёнком процесса обучения и своей роли в нём. Но вот способы достижения этой цели отличаются.

Что должны делать родители

1. Интересоваться. Следует не просто спрашивать у учащегося: «Ну, как дела в школе?», довольствуясь ответом «нормально». Нужно искренне интересоваться ребёнком. И не только его учебой, но и жизнью, и мечтами, и стремлениями. Он должен чувствовать, что его мнение не пустой звук. Тогда и для него не будут пустым звуком ваши слова и пожелания.
2. Внимательно слушать. Важно не только спрашивать, но и слышать. Не перебивать на полуслове, не пропускать половину сказанного. Внимательно выслушивать ребёнка. Помните, что уважение к ближнему и умение выстраивать диалог первоначально формируются в семье.
3. Быть ребёнку другом. Принимайте и поддерживайте его, относитесь к нему как к равной личности. Какие бы ситуации не возникали в образовательном учреждении и вне его, будьте для ребёнка не только судьёй, но и любящим его человеком, которому можно довериться. Тогда и в процессе обучения он будет чувствовать себя увереннее.
4. Уважать преподавателей. Никто не сможет сформировать у ребёнка серьёзное и ответственное отношение к обучению, если в семье будет проявляться и пропагандироваться неуважительное и унижающее отношение к преподавателям и их работе. Есть вопросы – всегда решайте их как культурные, образованные люди.
5. Дозировать требования к ребёнку. Помните, он не обязан реализовывать ваши грандиозные фантазии и далекоидущие планы. Та планка, которую вы ставите перед ним, может оказаться слишком высокой, а иногда и ненужной. Не выполнив ваши требования, школьник может почувствовать себя недостаточно хорошим, успешным. Помните, что ребёнок – это отдельная личность, которая может отличатся от той, которую вы хотите видеть.

Что необходимо выполнять преподавателям

1. Быть примером. И не только в плане моральных качеств. Это даже больше касается любви к собственному делу, к преподаваемому предмету. Поверьте, учащиеся видят и чувствуют, как вы относитесь к своей работе. И воспринимают вас соответствующе.
2. Находить индивидуальный подход. Да, иногда это оказывается трудным делом, но оно всегда того стоит. Помните, нет абсолютно плохих, глупых детей. Есть ребята, которые не знают, в чём могут быть хорошими и умными.
3. Искать сильные стороны. У каждого ребёнка есть сильные и слабые стороны. В процессе учёбы почему-то часто делают акцент именно на том, что не получается, а это в корне неверно. Выделение сильных сторон учащегося, похвала за успешное выполнение задания – всё это поддерживает интерес к обучению и способствует формированию устойчивой самооценки.
4. Забыть о ярлыках. Навешивать ярлыки – одна из грубейших ошибок, которую допускают преподаватели. Мало того, что на основе ситуативных данных делаются выводы о возможностях учащегося в целом, так ещё и прогнозируется его дальнейшее будущее. Обратите внимание, что слова, сказанные сгоряча, могут отразиться на психике ребёнка и его личности.
5. Уважать себя. Пререкания и скандалы с родителями, а тем более с учащимися бессмысленны. Спокойствие и уверенность благотворно влияют на представление о вас и о вашей работе даже в самых сложных и конфликтных ситуациях.

Эти несложные правила позволят усвоить принципы грамотного и продуктивного взаимодействия каждой из сторон. Ведь только взаимодополняющая, совместная и слаженная работа преподавателей и родителей в процессе учебной деятельности способна привести к максимально приемлемому для всех результату.

ЕКАТЕРИНА МУРАВИЦКАЯ, психолог