Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Ребёнок в беде

Некоторые родители думают: «Зачем заниматься ребёнком? Игры какие-то придумывать. Телефон в руки, и пусть мультики смотрит. А я пока поработаю». Действительно, так намного проще, но, оставшись без качественного воспитания, дети быстро отбиваются от рук. Тогда, стремясь наверстать упущенное, многие мамы и папы пытаются заставить их выполнять свои распоряжения с помощью ремня и оскорблений, нарушая тем самым права ребёнка и нанося ему тяжёлую психологическую травму.

Наравне с передачей знаний школа призвана защитить маленького человека от жестокого обращения в семье. Что делать, если вы заподозрили такое отношение к подопечному?

Молодое поколение уязвимо к влиянию внешних факторов. Бесконтрольное времяпрепровождение в интернете приводит ко всё большей десоциализации детей, неспособности занять своё место в обществе, выстроить гармоничные взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями, что приводит к постоянным конфликтам, закрытости и одиночеству. Даже малыши-дошкольники умело используют планшеты родителей, а некоторые даже имеют свои. Это ведь так удобно – отвлечь ребёнка, включить ему мультик или полезную игру.
Но, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости. Упущение родительского воспитания (замещение его гаджетами) приводит к тяжёлым последствиям: потере семейных ценностей, отсутствию социальной культуры, нравственного и духовного воспитания. Со временем, пытаясь исправить свои ошибки, родители часто выбирают самый «простой» способ – насилие или жестокое обращение, нарушая тем самым права ребёнка.

Задача нашего государства, как и любого другого, не только обеспечить подрастающему поколению социальные нужды (получение образования, создание благоприятных условий для развития и жизни), но и защитить от насилия и жестокого обращения.

Наша справка
По данным Министерства труда Республики Беларусь, в 2021 году за помощью в территориальные центры социального обслуживания населения по всей стране обратились 11 000 человек (из них 2500 – с несовершеннолетними детьми), пострадавших от насилия в семье.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Не только проявление физической силы является показателем насильственных действий, но и проявление власти над человеком. Она может выражаться в виде шантажа, угроз, запугиваний, принуждения и в других формах психологического давления. Если властное лицо (родитель, опекун, попечитель) проявляет к ребёнку пренебрежение, отказывает в заботе и помощи, то такие действия также считаются насильственными.

Любая власть, особенно родительская, сохраняет своё очарование, только если ею не злоупотреблять, и в этом смысле семейное насилие в целом – это неоправданно полная власть и слишком жёсткий контроль одного члена семьи над остальными. Нанесённая близким человеком травма нередко навсегда оставляет след или калечит ещё не до конца сформировавшуюся психику ребёнка.

Последствия домашнего насилия:
•    нервные срывы;
•    снижение самооценки, что является дополнительным источником межличностных конфликтов;
•    неврозы и другие психические заболевания;
•    высокий риск алкогольной или наркотической зависимости;
•    криминальное поведение;
•    сексуальные патологии;
•    суицидальные намерения.

Как распознать насилие
Большую часть детства и юношества дети проводят в дошкольных учреждениях и учреждениях образования. Несомненно, педагоги первыми могут заметить насилие в семье: по небрежному отношению к детям со стороны родителей, синякам, ссадинам на теле ребёнка. Нередко дети сами рассказывают учителю о жестоком обращении.

Признаки семейного насилия над детьми
Психологическое насилие:
•    покорность и податливость ребёнка;
•    импульсивность;
•    девиации;
•    депрессия и заторможенность;
•    запуганность;
•    ненависть к себе;
•    отсутствие самоуважения;
•    пессимизм;
•    недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых;
•    хроническое чувство вины, страха, стыда;
•    отстранённость от социума.

Физическое насилие:
•    синяки, ссадины, ожоги;
•    задержка физического и психологического развития;
•    тревожность;
•    приступы агрессии или гнева;
•    страх перед взрослыми;
•    боязнь тактильных контактов;
•    стремление скрыть причину повреждений и травм;
•    отсутствие друзей;
•    боязнь идти домой после школы.

Сексуальное насилие:
•    несоответствующая возрасту осведомлённость в сексуальных вопросах;
•    имитация сексуальных действий по отношению к другим детям или взрослым;
•    жалобы на проблемы со здоровьем в области половых органов;
•    тревога при плаче других детей;
•    нервный тик, покачивание, сосание пальца.


Как реагировать на выявление насилия в семье учащегося
1.    Главное, не оставаться в стороне, а хотя бы попытаться деликатно выяснить, что с происходит с ребёнком. Но ребёнок должен вам доверять, так как дети часто боятся говорить о насилии, обвиняя себя в происходящем, воспринимая это как норму воспитания.

Если доверительных отношений с ребёнком нет, можете отправить его к психологу для проведения диагностики или беседы. Если доверие установлено, учитель может сам задать прямые вопросы о насилии и о том, чувствует ли ребёнок себя на данный момент в безопасности. Если педагог будет демонстрировать готовность помочь, учащийся быстрее поделится своими страхами и проблемами.
2.    Оцените, насколько высок риск домашнего насилия для данной конкретной семьи (степень семейного благополучия, злоупотребляют ли родители алкогольными или наркотическими веществами и т. д.). Ради выяснения этой информации надо постараться посетить дом ребёнка, побеседовать с его друзьями или соседями.

Поведение домашних насильников:
•    путаные или противоречивые объяснения причин травм у ребёнка;
•     нежелание внести ясность в произошедшее;
•    позднее обращение за медицинской помощью, или же оно инициировано посторонним лицом);
•    обвинение в травмах ребёнка;
•    неадекватная реакция на тяжесть повреждений (преувеличение или преуменьшение);
•    отсутствие заботы о здоровье и судьбе ребёнка;
•    невнимание, отсутствие ласки, утешения и эмоциональной поддержки в обращении с детьми;
•    зацикленность на своих проблемах;
•    рассказы о том, как их наказывали в детстве;
•    признаки психических расстройств в поведении;
•    проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, истеричность и др.);
•    публичные оскорбления и обвинения ребёнка;
•    постоянное сверхкритичное отношение к нему;
•    негативная характеристика ребёнка;
•    сравнение его с ненавистным родственником;
•    перекладывание ответственности за свои неудачи;
•    открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.

3. Определите агрессора и интенсивность жестокого обращения с ребёнком (насколько часто происходит насилие, степень его жестокости: были ли попытки удушения, использовались ли для наказания палки, шнуры, бляха от ремня и т. д.).
4. Помогите ребёнку продумать «план безопасности» на будущее. Дайте понять учащемуся, что ему нужна помощь и учреждение образования сможет её оказать, что он не одинок и такое поведения родителей не является нормой, что он может доверять педагогу, ну а педагог обязан оправдать доверие ребёнка. В противном случае жертва окончательно перестанет верить в справедливость, полностью обесценит себя, что может привести к самоповреждению или даже суициду.

Действия педагогических работников в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Существует специальный алгоритм информирования администрации учреждения, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении ребёнка.
При подтверждении признаков или фактов насилия над ребёнком или в случае получения информации от третьих лиц педагог незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего) обязан проинформировать об этом руководителя и специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Когда руководитель учреждения получил информацию о признаках или факте насилия, он должен: сообщить о наличии данных фактов в отдел по образованию и издать приказ «О проведении социального расследования» по факту предполагаемого семейного насилия в отношении ребёнка. В ходе расследования проводится объективная оценка наличия жестокого обращения. Могут привлекаться как сторонние специалисты (медики, психологи, участковый инспектор, социальные работники), так и относящиеся к данному учреждению образования. Например, педагог-психолог проводит диагностику, беседу или консультацию с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в ходе которой оценивает эмоциональное состояние ребёнка, определяет наличие и тяжесть его психотравмы и незамедлительно информирует администрацию учреждения.

Если насилие в отношении ребёнка совершено со стороны третьих лиц, в первую очередь руководитель учреждения сообщает об этом родителям, опекунам, попечителям. Если в насилии замешаны законные представители ребёнка, их не информируют. Руководитель учреждения неотложно направляет письменную информацию при подтверждении данных о насилии (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего) в органы РУВД для принятия соответствующих мер. Дальнейшая работа организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, направленными на защиту жизни и здоровья ребёнка: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 и др.

Профилактика семейного насилия
Жестокое обращение с ребёнком в семье – одно из тяжелейших социальных отклонений, наносящее внушительный ущерб положительному формированию гармоничной личности. К сожалению, насилие по отношению к детям неустранимо без создания высокоорганизованной системы профилактической работы в учреждении образования, обеспечения межведомственного взаимодействия:
1. Необходимо регулярно проводить тематические классные часы для учащихся, тренинги, интерактивные занятия по профилактике насилия. Организаторами данных мероприятий должны выступать социально-педагогическая и психологическая служба, педагоги, администрация учреждения образования.
2. Надо проводить разъяснительную работу среди родителей (опекунов, попечителей) о возможных психологических, физических и психических последствиях насилия над детьми, а также о нормативно-правовой ответственности за жестокое обращение с ними.
3. Приглашать детей и родителей на беседы и консультации к специалистам (психологам, социальным педагогам, медикам) для эффективного оказания квалифицированной помощи.
4. Создавать партнёрские отношения между учреждением образования и семьёй для повышения педагогической, психологической и правовой культуры законных представителей учащихся.
5. Привлекать семьи к участию в жизни учреждения образования.

Общество во все времена было заинтересовано в функционировании прочной семьи, способной вырастить ребёнка, здорового не только физически, но и нравственно. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации в целом.

ОЛЬГА ПАВЛОВА, методист управления идеологической и воспитательной работы Минского городского института развития образования