Ребёнок в беде
Некоторые родители думают: «Зачем заниматься ребёнком? Игры какие-то придумывать. Телефон в руки, и пусть мультики смотрит. А я пока поработаю». Действительно, так намного проще, но, оставшись без качественного воспитания, дети быстро отбиваются от рук. Тогда, стремясь наверстать упущенное, многие мамы и папы пытаются заставить их выполнять свои распоряжения с помощью ремня и оскорблений, нарушая тем самым права ребёнка и нанося ему тяжёлую психологическую травму.
Наравне с передачей знаний школа призвана защитить маленького человека от жестокого обращения в семье. Что делать, если вы заподозрили такое отношение к подопечному?
Молодое поколение уязвимо к влиянию внешних факторов. Бесконтрольное времяпрепровождение в интернете приводит ко всё большей десоциализации детей, неспособности занять своё место в обществе, выстроить гармоничные взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями, что приводит к постоянным конфликтам, закрытости и одиночеству. Даже малыши-дошкольники умело используют планшеты родителей, а некоторые даже имеют свои. Это ведь так удобно – отвлечь ребёнка, включить ему мультик или полезную игру.
Но, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости. Упущение родительского воспитания (замещение его гаджетами) приводит к тяжёлым последствиям: потере семейных ценностей, отсутствию социальной культуры, нравственного и духовного воспитания. Со временем, пытаясь исправить свои ошибки, родители часто выбирают самый «простой» способ – насилие или жестокое обращение, нарушая тем самым права ребёнка.
Задача нашего государства, как и любого другого, не только обеспечить подрастающему поколению социальные нужды (получение образования, создание благоприятных условий для развития и жизни), но и защитить от насилия и жестокого обращения.
Наша справка
По данным Министерства труда Республики Беларусь, в 2021 году за помощью в территориальные центры социального обслуживания населения по всей стране обратились 11 000 человек (из них 2500 – с несовершеннолетними детьми), пострадавших от насилия в семье.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Не только проявление физической силы является показателем насильственных действий, но и проявление власти над человеком. Она может выражаться в виде шантажа, угроз, запугиваний, принуждения и в других формах психологического давления. Если властное лицо (родитель, опекун, попечитель) проявляет к ребёнку пренебрежение, отказывает в заботе и помощи, то такие действия также считаются насильственными.
Любая власть, особенно родительская, сохраняет своё очарование, только если ею не злоупотреблять, и в этом смысле семейное насилие в целом – это неоправданно полная власть и слишком жёсткий контроль одного члена семьи над остальными. Нанесённая близким человеком травма нередко навсегда оставляет след или калечит ещё не до конца сформировавшуюся психику ребёнка.
Последствия домашнего насилия:
• нервные срывы;
• снижение самооценки, что является дополнительным источником межличностных конфликтов;
• неврозы и другие психические заболевания;
• высокий риск алкогольной или наркотической зависимости;
• криминальное поведение;
• сексуальные патологии;
• суицидальные намерения.
Как распознать насилие
Большую часть детства и юношества дети проводят в дошкольных учреждениях и учреждениях образования. Несомненно, педагоги первыми могут заметить насилие в семье: по небрежному отношению к детям со стороны родителей, синякам, ссадинам на теле ребёнка. Нередко дети сами рассказывают учителю о жестоком обращении.
Признаки семейного насилия над детьми
Психологическое насилие:
• покорность и податливость ребёнка;
• импульсивность;
• девиации;
• депрессия и заторможенность;
• запуганность;
• ненависть к себе;
• отсутствие самоуважения;
• пессимизм;
• недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых;
• хроническое чувство вины, страха, стыда;
• отстранённость от социума.
Физическое насилие:
• синяки, ссадины, ожоги;
• задержка физического и психологического развития;
• тревожность;
• приступы агрессии или гнева;
• страх перед взрослыми;
• боязнь тактильных контактов;
• стремление скрыть причину повреждений и травм;
• отсутствие друзей;
• боязнь идти домой после школы.
Сексуальное насилие:
• несоответствующая возрасту осведомлённость в сексуальных вопросах;
• имитация сексуальных действий по отношению к другим детям или взрослым;
• жалобы на проблемы со здоровьем в области половых органов;
• тревога при плаче других детей;
• нервный тик, покачивание, сосание пальца.
Как реагировать на выявление насилия в семье учащегося
1. Главное, не оставаться в стороне, а хотя бы попытаться деликатно выяснить, что с происходит с ребёнком. Но ребёнок должен вам доверять, так как дети часто боятся говорить о насилии, обвиняя себя в происходящем, воспринимая это как норму воспитания.
Если доверительных отношений с ребёнком нет, можете отправить его к психологу для проведения диагностики или беседы. Если доверие установлено, учитель может сам задать прямые вопросы о насилии и о том, чувствует ли ребёнок себя на данный момент в безопасности. Если педагог будет демонстрировать готовность помочь, учащийся быстрее поделится своими страхами и проблемами.
2. Оцените, насколько высок риск домашнего насилия для данной конкретной семьи (степень семейного благополучия, злоупотребляют ли родители алкогольными или наркотическими веществами и т. д.). Ради выяснения этой информации надо постараться посетить дом ребёнка, побеседовать с его друзьями или соседями.
Поведение домашних насильников:
• путаные или противоречивые объяснения причин травм у ребёнка;
• нежелание внести ясность в произошедшее;
• позднее обращение за медицинской помощью, или же оно инициировано посторонним лицом);
• обвинение в травмах ребёнка;
• неадекватная реакция на тяжесть повреждений (преувеличение или преуменьшение);
• отсутствие заботы о здоровье и судьбе ребёнка;
• невнимание, отсутствие ласки, утешения и эмоциональной поддержки в обращении с детьми;
• зацикленность на своих проблемах;
• рассказы о том, как их наказывали в детстве;
• признаки психических расстройств в поведении;
• проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, истеричность и др.);
• публичные оскорбления и обвинения ребёнка;
• постоянное сверхкритичное отношение к нему;
• негативная характеристика ребёнка;
• сравнение его с ненавистным родственником;
• перекладывание ответственности за свои неудачи;
• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.
3. Определите агрессора и интенсивность жестокого обращения с ребёнком (насколько часто происходит насилие, степень его жестокости: были ли попытки удушения, использовались ли для наказания палки, шнуры, бляха от ремня и т. д.).
4. Помогите ребёнку продумать «план безопасности» на будущее. Дайте понять учащемуся, что ему нужна помощь и учреждение образования сможет её оказать, что он не одинок и такое поведения родителей не является нормой, что он может доверять педагогу, ну а педагог обязан оправдать доверие ребёнка. В противном случае жертва окончательно перестанет верить в справедливость, полностью обесценит себя, что может привести к самоповреждению или даже суициду.
Действия педагогических работников в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Существует специальный алгоритм информирования администрации учреждения, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении ребёнка.
При подтверждении признаков или фактов насилия над ребёнком или в случае получения информации от третьих лиц педагог незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего) обязан проинформировать об этом руководителя и специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Когда руководитель учреждения получил информацию о признаках или факте насилия, он должен: сообщить о наличии данных фактов в отдел по образованию и издать приказ «О проведении социального расследования» по факту предполагаемого семейного насилия в отношении ребёнка. В ходе расследования проводится объективная оценка наличия жестокого обращения. Могут привлекаться как сторонние специалисты (медики, психологи, участковый инспектор, социальные работники), так и относящиеся к данному учреждению образования. Например, педагог-психолог проводит диагностику, беседу или консультацию с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в ходе которой оценивает эмоциональное состояние ребёнка, определяет наличие и тяжесть его психотравмы и незамедлительно информирует администрацию учреждения.
Если насилие в отношении ребёнка совершено со стороны третьих лиц, в первую очередь руководитель учреждения сообщает об этом родителям, опекунам, попечителям. Если в насилии замешаны законные представители ребёнка, их не информируют. Руководитель учреждения неотложно направляет письменную информацию при подтверждении данных о насилии (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего) в органы РУВД для принятия соответствующих мер. Дальнейшая работа организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, направленными на защиту жизни и здоровья ребёнка: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 года № 22, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 и др.
Профилактика семейного насилия
Жестокое обращение с ребёнком в семье – одно из тяжелейших социальных отклонений, наносящее внушительный ущерб положительному формированию гармоничной личности. К сожалению, насилие по отношению к детям неустранимо без создания высокоорганизованной системы профилактической работы в учреждении образования, обеспечения межведомственного взаимодействия:
1. Необходимо регулярно проводить тематические классные часы для учащихся, тренинги, интерактивные занятия по профилактике насилия. Организаторами данных мероприятий должны выступать социально-педагогическая и психологическая служба, педагоги, администрация учреждения образования.
2. Надо проводить разъяснительную работу среди родителей (опекунов, попечителей) о возможных психологических, физических и психических последствиях насилия над детьми, а также о нормативно-правовой ответственности за жестокое обращение с ними.
3. Приглашать детей и родителей на беседы и консультации к специалистам (психологам, социальным педагогам, медикам) для эффективного оказания квалифицированной помощи.
4. Создавать партнёрские отношения между учреждением образования и семьёй для повышения педагогической, психологической и правовой культуры законных представителей учащихся.
5. Привлекать семьи к участию в жизни учреждения образования.
Общество во все времена было заинтересовано в функционировании прочной семьи, способной вырастить ребёнка, здорового не только физически, но и нравственно. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации в целом.
ОЛЬГА ПАВЛОВА, методист управления идеологической и
воспитательной работы Минского городского института развития образования