Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Наладить контакт: родители особенных деток

Родители детей с тяжёлыми и/или множественными психофизическими нарушениями постоянно находятся в глубоком стрессе. Кто-то готов к взаимодействию, кто-то замыкается в своём горе и отказывается идти на контакт, кто-то самоустраняется и перекладывает все проблемы на педагога. Как найти общий язык с такими родителями?

Я не один
Законный представитель ребёнка должен чувствовать, что он не одинок в решении своей проблемы. Для этого рекомендую вести просветительскую работу: размещать тематическую информацию на стендах классов, разрабатывать памятки и буклеты, выступать на родительских собраниях. Если родители не могут ознакомиться с информацией в очном режиме, материалы по развитию и воспитанию ребёнка высылаются на адрес электронной почты для самостоятельного изучения. Данные формы работы позволяют мамам и папам понять, что их жизненная ситуация не уникальна и есть много семей, которые столкнулись с такими же проблемами.

Обмен опытом
Следующий этап – привлечение родителей к членству в родительских клубах и участию в групповых консультациях, семинарах, тренингах, различных массовых мероприятиях. Например, можно организовать марафон групповых занятий, позволяющих законным представителям особенных деток ставить конкретные жизненные цели и разрабатывать стратегии их достижения. Обмен опытом, обсуждение переживаний и трудностей, с которыми родители сталкиваются каждый день, решение общих проблем сближает и даёт возможность приобрести новых знакомых для общения, а также получить эффективные практические рекомендации или помощь специалиста. Педагог-организатор при этом воспринимается уже как неравнодушный к чужой ситуации человек, к которому всегда можно обратиться с тем или иным вопросом. Такая позиция существенно облегчает дальнейшее взаимодействие.

Как взаимодействовать c родителями особенных деток
1.    Общайтесь в формате диалога.
2.    Будьте мобильными и идите в ногу со временем. Используйте современные формы работы, в том числе с применением цифровых технологий. Самое простое – заведите родительский чат в разных мессенджерах.
3.    Изучайте запросы и выявляйте актуальные проблемы родителей. Они могут стать темами для групповых и индивидуальных встреч.
4.     Будьте активными и инициативными. Организуйте интересные мероприятия, тренинги, семинары и т. д.
5.     Обращайтесь за помощью к более опытным коллегам, администрации и специалистам (психологам, социальным педагогам), если не совсем компетентны в каком-либо вопросе.
6.    Постоянно занимайтесь самообразованием по вопросам организации работы с родителями особенных детей.

Помощь специалиста
Если наладить контакт всё же не удаётся, педагог всегда может привлечь психолога, в частности сотрудника центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Он сможет проработать с родителями детей с тяжёлыми и/или множественными психофизическими нарушениями варианты преодоления кризисной ситуации, различные страхи, образ будущего, поможет найти внутренние ресурсы, осознать собственные потребности и даст толчок к самореализации. В арсенал средств воздействия входят такие методы, как изотехники, метафорические ассоциативные карты, сказкатерапия, музыкотерапия.
Интересно
В специализированных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ежегодно проводятся исследования психоэмоционального состояния родителей особенных детей, позволяющие составить мнение о человеке и его отношении к себе, изучить его способы преодоления негативных ситуаций, выявить актуальные проблемы и др. Результаты диагностики сообщаются на индивидуальной встрече, по итогам которой предлагается курс психологических консультаций, направленных на снижение уровня тревожности, проработку кризисных ситуаций, поиск внутренних ресурсов и др.

Чек-лист. Когда стоит обратиться к психологу
Данный список можно использовать в качестве вспомогательного раздаточного материала при встречах со специалистами или на групповых мастер-классах для родителей особенных деток.

  •   Если возникает ощущение, что события и ситуации в жизни постоянно повторяются.
  •   Если преследуют тревога и страхи, но самостоятельно справиться с этими состояниями не получается.
  •     Если вы эмоционально и психологически истощены.
  •     Если постоянно сильно раздражают окружающая обстановка и люди, вы часто и незаметно для себя переходите на повышенные тона.
  •     Если вы слишком нагружаете себя домашними делами и обязанностями, берёте много дополнительной нагрузки на работе.
  •     Если сильно беспокоит какой-либо вопрос, тема или ситуация, но её не с кем обсудить.
  •     Если у вас есть зависимость или вредные привычки, мешающие вести здоровый образ жизни (алкоголизм, нарушение пищевого поведения, курение и др.).
  •    Если возникает желание разобраться в себе.


Результат работы с родителями детей с тяжёлыми и/или множественными психофизическими нарушениями может быть заметен не сразу, но постепенно взаимодействие наладится, что не может не сказаться на качестве обучения воспитанников.

МАРИНА ЛАЗАРЬ, педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Слонимского района