Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Mузыкальная логоритмика

Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста является укрепление их здоровья.

К сожалению, у многих малышей наблюдаются проблемы в речевом развитии, особенно с произношением, что в свою очередь негативно сказывается на развитии психического и физического здоровья. Логопедическая музыкальная ритмика позволяет эффективно исправить речевые нарушения.

Проговаривание стихотворных строк в сочетании с движением облегчает речь, ритм служит своеобразным ограничителем, рамкой для сказанного. Поэтому логоритмика в музыкальной деятельности (в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями) с детьми дошкольного возраста выступает в роли стимулятора, движущей силы в коррекции речевых нарушений воспитанников, развитии дыхания, голоса, артикуляционной и мимической моторики, выработки умеренного темпа речи и её интонационной выразительности, скоординированности с движением, воспитании правильного звукопроизношения и формировании фонематического слуха.

Большой интерес у дошколят вызывают: музыкально-ритмические упражнения, формирующие чувство ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой), фонематическое восприятие (различение шумовых, а затем и музыкальных звуков), а также задания, направленные на развитие общих речевых навыков (дыхания, голоса). Особенно важны упражнения, способствующие выработке диафрагмального дыхания, увеличению объёма лёгких, продолжительности и силы выдоха. Целесообразно эти задания сочетать с движениями рук, туловища, головы.

Для коррекции нарушений слоговой структуры эффективны музыкально-ритмические движения, которые помогают развивать внимание, ориентирование в пространстве, координацию, чувство ритма, речеслуховую память.

Особой популярностью пользуется оркестр шумовых инструментов, благодаря которому включаются в работу слуховой, зрительный анализаторы, развивается чувство ритма и мелкая
моторика рук. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений целесообразно использовать разные инструменты: цимбалы, бубен, барабан, ложки и др.

Эффективны упражнения с использованием колокольчиков, направленные на развитие звуковысотного слуха. Воспитанники с интересом определяют, какой инструмент поёт выше, какой
ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой», с помощью которой дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками.
В качестве примера я подготовила несколько видеозаданий. Для их проведения понадобятся мультимедийная установка и экран.

Пчёлки
Цель – формирование умения ритмично исполнять музыкально-ритмические движения.
Глядя на экран, воспитанники повторяют за пчёлками движения, чередуя высокий и хороводный шаг, лёгкий, мягкий бег, подскоки, прямой галоп.

Сильный ветер
Цель – формирование умения самостоятельно контролировать правильное положение корпуса во время дыхания.
На экране изображено дерево, с которого нужно сдуть листики. Дети выполняют вдох через нос, выдох – через рот. На выдохе произносится удлинённый звук «ш-ш-ш».

Музыкальное настроение
Цель – освоение импровизации по предложенному музыкальному жанру.
Демонстрируются партитуры разных групп оркестра. Вступление каждой группы инструментов отмечено «затактом», изображены динамические оттенки исполнения произведения. В соответствии с видеосхемами дети оркеструют музыкальное произведение.

Куда пошла матрёшка?
Цель – изучение различных средств музыкальной выразительности.
Дети соотносят звуки по высоте, различают направление движения мелодии согласно перемещениям матрёшки.

НАТАЛЬЯ КАЧАН, музыкальный руководитель яслей-сада № 14 г. Слонима