Лёгкий старт в большой мир
Сегодня знание одного и более иностранных языков открывает перед людьми огромные возможности: можно быстрее построить карьеру, свободно путешествовать, знакомиться и общаться с людьми разных культур. А ещё изучение языков развивает память и внимание, эмпатию, воспитывает усидчивость и упорство, нарабатывает коммуникативные навыки, а также расширяет общий кругозор. Поэтому многие родители чуть ли не с самого рождения отправляют своих детей на всевозможные кружки, курсы, нанимают репетиторов. Но не всегда такой подход имеет успех.
Когда ребёнок рождается, то он уже способен слышать и различать самые разнообразные звуки. Естественно, что в каждом языке они свои, причём где-то их больше, где-то меньше. Младенец уже понимает, какие звуки есть в его языке, а каких нет. Поэтому, если хотите, чтобы ребёнок как можно быстрее освоил язык, чаще разговаривайте с ним.
Для изучения родного языка детям не нужны кружки, курсы, репетиторы. В основном он осваивается через взаимодействие с окружающим миром: малыши слышат речь родителей и домочадцев, звуки из телепередач и мультфильмов, на детских площадках, в детских садах и т. д. То есть дети погружены в языковую среду и процесс изучения, запоминания и воспроизведения происходит автоматически. Поэтому, чтобы ребёнок знал два и более языков, его родители и постоянное окружение должны говорить на разных языках.
Основные принципы обучения дошкольников иностранным языкам
Обучение детей разных возрастов значительно различается. Парадокс в том, что обучать иностранному языку малышей даже сложнее, чем школьников и подростков.
1. Начинать изучение иностранного языка следует по методу родного. На занятиях нужно стараться как можно чаще обращаться к ребёнку на иностранном языке, просить его выполнить какие-либо элементарные действия (возьми бумагу, ручку; переверни страницу; встань; подними руку и т. п.).
2. Необходимо соблюдать определённую длительность учебного занятия, так как малыш не может учиться в том же темпе и объёме, что и взрослый. Он быстро устаёт, внимание рассеивается. В итоге ребёнок начинает скучать, отвлекаться, и ни к какому результату такие уроки не приведут. Нормальная продолжительность занятия для дошкольников – 30–45 минут.
3. В процессе занятия следует чередовать разные виды деятельности. Например, выучили слова и выражения на тему спорта – проведите небольшую разминку, используя их в командах. Ещё одним хорошим способом изучения новой лексики являются карточки с изображениями предметов и явлений. Также можно называть все вещи, которые находятся в комнате, – дети могут их не только увидеть, но и потрогать.
4. Для постановки правильного и чёткого произношения можно учить детские стихи, петь песенки, смотреть небольшие фрагменты из мультфильмов. Малыши будут слышать речь носителей языка, подражать им и тем самым правильно произносить слова и воспринимать живую речь на слух.
5. Дошкольники запоминают только что-то яркое и интересное. Лучше всего учить языки при помощи различных игр. Так можно изучать новый материал и закреплять пройденный.
Основная задача – сделать процесс обучения интересным и захватывающим!
6. Ещё один немаловажный фактор успеха – желание самого ребёнка! Если он будет учиться из-под палки, зубрить бесконечные слова и правила, сидя за партой, – мало того, что не будет результата, так ещё и сам ребенок может возненавидеть процесс обучения в целом. И это касается не только иностранного языка, но и других школьных предметов в будущем. Чтобы этого не произошло, превратите процесс обучения в игру!
Следуя этим советам, можно сформировать у ребёнка прочную базу знаний для дальнейшего совершенствования языка.
Дарья Полегошко, переводчик