Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Каша во рту

Внимательно прислушайтесь к тому, как ребёнок говорит. Если вы услышали нечёткую, невнятную, малопонятную речь, если звуки произносятся неправильно, а голос тихий, значит, у вашего чада имеется дизартрия – речевое нарушение, которое в народе называют «кашей во рту». Что это такое и стоит ли его бояться? Давайте разберёмся вместе.

Человеческая жизнь не может обойтись без речи. Овладение ею является непременным фактором полноценного развития ребёнка. Если он не может чётко и ясно выразить свою мысль, это обязательно отразится на его успехах в дальнейшем, например, в обучении.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи (а не только произношения отдельных звуков), возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы (недостаточная иннервация речевого аппарата). То есть нарушена связь нервных волокон, по которым передаются импульсы к головному мозгу. Ребёнок во время общения «проглатывает» окончания, путает звуки, нарушает слоговую структуру слова («амавёт» вместо «самолёт»). Бывает, что все звуки по отдельности малыш может проговаривать правильно, но речь в целом нечёткая и смазанная, со слабо разработанной артикуляционной системой (работа губ, языка и челюсти).

Характерные проявления дизартрии
1. Общая моторика. Обратите внимание на то, как малыш двигается. Для этого предложите упражнения: постоять на одной ноге (левой, правой), попрыгать на двух ногах с продвижением, подбросить и словить мяч, походить на одном месте. Понаблюдайте за выполнением заданий. Что должно насторожить? Испытывает ли ребёнок трудности. Например, плохо удерживает равновесие, быстро оступается, ищет опору, мяч подбрасывает очень низко, не может удержать равновесие при остановке по команде, быстро устаёт от двигательных нагрузок.
2. Мелкая моторика. Совместно с ребёнком выполните несколько упражнений. Попросите его сложить ручки в «замок», показав, как это делается. Предложите поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочерёдно. Если малышу с трудом даются эти простые задачи или вообще находятся за гранью возможного, то не медлите с обращением к специалисту.
3. Артикуляционный аппарат. При дизартрии наблюдается вялость мышц речевого аппарата: уголки рта постоянно опущены; губы малоподвижны даже тогда, когда ребёнок говорит; активность языка очень слабая, он толстый и малоподвижный.
4. Лицевые мышцы. Постоянно напряжены, что ощущается при простом прикосновении к ним. Мимические изменения слабовыраженные либо практически отсутствуют. Губы находятся в застывшей полуулыбке.
5. Апраксия. В переводе с греческого это означает нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий. В случае дизартрии проявляется в том, что ребёнок не может выполнить движений, необходимых для произношения определённых звуков или звукосочетаний. Или же производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «найти» нужное положение губ и языка.
6. Повышенное слюноотделение. Когда малыш молчит, то всё в порядке, но стоит ему заговорить, как рот наполняется слюной, которую ребёнок может не сглатывать.
7. Голос. При повышенной речевой нагрузке не только язык не выдерживает, но и голосовые связки тоже начинают дрожать.
8. Произношение. Дизартрия характеризуется смешением, искажением, заменой или отсутствием звуков. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов влияют на разборчивость речи, а также на её внятность и выразительность. Наиболее распространённым считается дефект произношения свистящих и шипящих. Также трудности вызывают слова со сложной слоговой структурой – ребёнок опускает звуки при стечении согласных (не «парикмахерская», а «паримахеская»).
9. Интонация. Эта сторона речи часто снижена. Малышу тяжело выполнять голосовые модуляции по высоте и силе. Характерно появление назального оттенка в голосе, так как нарушается тембр речи. Темп речи чаще всего ускоренный.
10. Дыхание. Правильное дыхание – основа красивой и правильной речи. У детей с дизартрией часто наблюдается укороченный выдох, и поэтому они договаривают предложение на вдохе (захлёбываясь»).

Ликвидация нарушений
Коррекционно-педагогическая помощь учителя-дефектолога тесно связана с медикаментозной терапией, которую назначает невролог, поэтому первый шаг навстречу решению данной проблемы – это поход к врачу.

«Каша во рту» самостоятельно не проходит. Процесс требует чёткой систематической работы учителя-дефектолога, ребёнка и законных представителей, на которых лежит ответственность за организацию коррекционного процесса. Ответственное отношение родителей, тщательное выполнение всех предписаний специалистов – залог успеха в деле коррекции речи. Получить положительный результат можно, только приложив общие усилия.

Развивающие рукавички
Чтобы коррекционный процесс проходил в более увлекательной и интересной форме для ребёнка, поможет логоритмический тренажёр «Развивающие рукавички», который можно сделать самостоятельно. Во время работы с тренажёром у ребёнка задействуются разные каналы восприятия (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный), что очень важно для детей с дизартрией. Организация коррекционного процесса с этим многофункциональным дидактическим пособием способствует развитию мелкой моторики, речевого дыхания, силы голоса, произношения, помогает различать эмоции с помощью мимики.

Логоритмический тренажёр включает в себя: музыкально-ритмическую игру «Музыкальные пуговицы», дыхательное упражнение «Сдуй бабочку с цветочка», речевое упражнение «Придумай чистоговорку и расскажи её», логопедическую попевку «Куклы-певуньи», мимическое упражнение «Фотоальбом Колобка».

Музыкальные пуговицы
Цель – развивать темпоритмическую сторону речи.
Ребёнок, надевая перчатку, выбирает ритмический рисунок-схему и старается его отстучать сперва в медленном темпе одной рукой, а затем в ускоренном двумя руками.

Сдуй бабочку с цветочка
Цель – развивать длительный непрерывный ротовой выдох.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, «сложили» губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как будто это ветерок. Надо следить, чтобы рот при вдохе был закрыт.

Придумай чистоговорку и повтори её
Цель – развивать выразительность речи, правильное произношение, силу голоса.
Педагог предлагает ребёнку придумать чистоговорку о животном, которое он видит на перчатке (ка-ка-ка – поскакала белка, са-са-са – за кустом сидит лиса и т. д.), и проговорить её. После этого задание можно усложнить. Например, предложив отстучать ритмический рисунок с помощью пальчика или музыкального инструмента (ксилофона, металлофона, бубна). С помощью чистоговорок автоматизируются звуки, отрабатывается чёткое произношение фонем и слогов, развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Куклы-певуньи
Цель – развивать умение дифференцировать громкие и тихие звуки.
Взрослый знакомит ребёнка с большой и маленькой куклами. Предлагает придумать им имена. Затем просит провести двумя пальцами (указательным и средним одновременно) по выложенным палочками дорожкам (длинной у Кати и короткой у Наташи), громко проговаривая звук «а». Например, «Кукла Катя большая и очень громко поёт». Обратите внимание ребёнка на то, что кукла Наташа тоже поёт, она маленькая и голосок у поэтому неё тихий. Проведите пальцами по короткой дорожке и тихо пропойте «а-а-а».
Предложите малышу поиграть с куклами в «Угадайку». Прикройте рот ладошкой и произносите звук «а» громко и тихо, затем спросите ребенка: «Кто пел? Как пела кукла Катя? Тихо или громко? Повтори». Можно задание усложнить и провести игру по изображениям кукол и без дорожек.

Фотоальбом Колобка
Цель – развивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики.
Взрослый предлагает ребёнку посмотреть фотоальбом Колобка, сочинив историю. Например, однажды Зайчик встретил Колобка. Колобок показал ему свои фотографии. «Ой, какой ты везде разный!» – удивился Зайчик. Тогда Колобок сказал ему: «На этой фотографии я весёлый, потому что мне рассказали смешную историю. А здесь я увидел, как злой мальчишка обижает маленького котёнка, и очень рассердился. А здесь я вспомнил дедушку и бабушку, от которых убежал, и мне стало очень грустно. А на этой фотографии я увидел большую бабочку и был сильно удивлён, какая же она красивая! А на этой фотографии я помог маленьким котятам найти маму, я добрый». Пусть малыш попробует повторить каждую эмоцию Колобка.

ТАТЬЯНА НАСТУСЕВИЧ, учитель-дефектолог Лидских специальных яслей-сада № 16 для детей с нарушениями зрения