Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Как жить с маленьким агрессором

Воспитание ребёнка, забота о его здоровье и благополучии – трудоёмкий процесс, требующий сил и терпения. И он становится тяжким испытанием, если малыш проявляет агрессию.

В последнее время родители и педагогические работники всё чаще обращаются с проблемой чрезмерной агрессивности у детей дошкольного возраста.

Выделяют два вида агрессии: полезная и вредоносная. Первая проявляется в критических для здоровья и жизни ситуациях, имеет оборонительный характер и снижается, как только опасность исчезает. Вредоносная агрессия – это жестокое, деструктивное и спонтанное поведение, связанное с личностными особенностями развития, как правило бессознательное. Возникновение вредоносной агрессии в большинстве случаев зависит от стиля воспитания в семье.

Причины появления маленьких агрессоров:

огромная эмоциональная дистанция между родителями и ребёнком;

незаинтересованность взрослых в развитии детей, отсутствие внимания к их увлечениям, желаниям и потребностям;

нехватка тепла и ласки, доверительного общения, признания;

безразличное или снисходительное отношение к проявлению детской агрессивности;

предпочтение физических наказаний как меры дисциплинарного воздействия вместо заботы и терпеливого объяснения.

Детская агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Ощущение ненужности, отсутствие любви и понимания толкают малыша на поиски возможности перестать быть лишним, обрести значимость, получить толику внимания и принятия у взрослых и сверстников. Агрессия не лучший способ добиться этого, но как сделать по-другому ребёнок не знает.

Как справиться с агрессивным ребёнком

1. Создайте теплую и доверительную атмосферу в семье.

2. Чаще проявляйте любовь (используйте ласковые слова и прикосновения, улыбки и т.д.).

3. Позвольте малышу почувствовать себя принятым и значимым.

4. Контролируйте собственные негативные эмоции.

5. Не критикуйте и не ругайте малыша перед окружающими.

6. Спокойно ведите себя в случае незначительной агрессии: не повышайте голос, не демонстрируйте власть, агрессивные позы и жесты, не насмехайтесь, не сравнивайте с другими детьми.

7. Перенаправьте агрессию в более приемлемую форму: разрешите рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, ругаться с овощами, фруктами, предложите играть в бокс, а после него – успокаивающие игры с песком и водой.

8. Обсудите проступок с ребёнком (после разрешения ситуации, когда все успокоились).

Однако данные способы должны иметь не разовый характер применения. Непоследовательность поведения взрослых может усугубить поведение ребёнка, поскольку он перестанет понимать, чего от них ожидать.

Помните, с малышом не происходит что-то скверное, за что его надо ругать и наказывать. Ему просто необходимо понимание. Проявляйте терпение, помогайте и разъясняйте, почему что-то нельзя, что он делает не так. Проявляйте внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, развивая навыки общения с окружающими.

НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА, педагог-психолог первой категории яслей-сада № 6 г. Слонима