Как приучить ребёнка убирать в своей комнате
Бывает, зайдёшь к ребёнку в комнату, а там такой кавардак: игрушки раскиданы по полу, кучи одежды громоздятся на стульях и кровати, а милое чадо делает вид, что всё так и должно быть. И вот когда очередная деталька от «лего» больно впивается в пятку, терпение, как правило, заканчивается. Руки сами собой упираются в бока, набирается полная грудь воздуха и далее следует гневная тирада, призывающая немедленно вернуть пространству чистоту и упорядоченность. Насколько же эффективны такие воззвания и как приучить детей к уборке?
На какие только ухищрения не идут родители, чтобы заставить чадо прибрать в детской. Тут и угрозы отдать его «нехорошим дядям», а игрушки – «другому ребёнку, которому они нужнее», и задабривание «вот уберёшь, а я тебе сладости куплю». Но и то и другое – не выход.
В первом случае будет подорвана уверенность в будущем. Ведь мама и папа – гарантия защиты ребёнка, его опора и источник любви. Поэтому чем бы вы ни руководствовались при запугивании, какие бы инструкции далее ни вкладывали, чадо с ужасом фиксирует факт, что его могут покинуть в любой момент или некая злая сила может разлучить его с родителями, оставив один на один с непонятным враждебным миром. При этом, чем младше дети, тем глобальнее эмоциональная катастрофа и тем более удручающие последствия для психики.
Во втором случае речь идёт о подкупе – весьма эффективном и потому часто используемом приёме. Вот только результат такой практики негативный:
1. «Оплаченные» требования, например, умываться по утрам, создают у ребёнка иллюзию, что все эти действия нужны не ему, а его родителям.
2. Ребёнок быстро привыкает, что за все его поступки что-то полагается, и в дальнейшем может отказаться от выполнения просьб, не подкреплённых материально.
3. Формируется представление, что всё можно купить – и дружбу, и внимание, и любовь. Поэтому объяснить ребёнку такие понятия, как взаимовыручка, альтруизм, сочувствие, может быть весьма затруднительным.
Третья ошибка поджидает родителей, уставших ждать от чада активности и решивших убрать в его комнате самостоятельно. Ребёнок такое демонстративное мученичество не оценит, а вот выводы сделает: что в его способности справляться с трудностями сомневаются (пошатнётся уверенность в себе); что, если потянуть время, проблема решится за счёт взрослых; что родители не отвечают за свои слова, поэтому можно просьбы не выполнять. Так что убрать за ребёнка можно, но это лишит его мотивации наводить чистоту в дальнейшем.
Как приучить ребёнка убирать в своей комнате
Дети 2–5 лет
Превратите уборку в закрепление знаний об окружающем мире, наработку полезных навыков и развитие способностей. Например, предложите ребёнку собрать и рассортировать игрушки по цвету, форме или назначению: куклы в одну ёмкость, мишки в другую и т. д. Попросите малыша объяснить свой выбор.
Дети 5–7 лет
Основной принцип – заинтересовать, наиболее эффективны при этом методы, сочетающие элементы игр и соревнования.
1. Превратите уборку в игру. Предложите ребёнку стать детективом, разыскивающим пропавшие вещи, и попросите вернуть их на место. Большой интерес у детей вызывает также «поход за грибами». Принцип игры прост: разбросанные предметы «превращаются» в грибы, которые нужно собрать. Для большей увлекательности можно вместе с ребёнком придумать им названия: «подстульник», «задивановик», «накреслята» и т. п. Однако помните, что увлёкшееся игрой чадо может периодически подходить похвастаться, какой большой «задивановик» ему попался, поэтому не скупитесь на похвалы и не разрушайте игровую реальность. Это укрепит желание малыша убирать в комнате.
2. Избегайте однообразия. Научиться наводить чистоту с помощью таких обыденных вещей, как губка и швабра, ребёнок ещё успеет. Ваша задача – сделать уборку интересным занятием. Поэтому придумывайте нестандартные поручения, введите в детский инвентарь борьбы с беспорядком необычные предметы. Например, разрешите использовать игрушечный пылесос или яркую метёлку для пыли. Девочке можно сшить передник, вместе выбрав и наклеив на него красивую аппликацию. Пусть процесс уборки будет связан с приятными ассоциациями.
3. Устройте соревнование. Если в семье несколько детей, организуйте состязание в стиле «Кто быстрее соберёт бумажки?» или «Кто лучше протрёт пыль на полках?» с небольшими призами участникам.
4. Предложите найти определённую вещь. Особенно эффективно при большом беспорядке в детской. Спрячьте любимую игрушку ребёнка, пусть он попытается отыскать её среди разбросанных предметов. Отчаявшись найти, малыш сам примется за уборку.
Подростки
В пубертатный период из-за стремительно перестраивающегося организма подростки часто испытывают сильную усталость и апатию. Кроме того, наступает переосмысление своего «я» и места в мире. Родители из центра Вселенной превращаются в обузу и посягателей на свободу, поэтому любые их просьбы и требования воспринимаются в штыки и либо напрочь игнорируются, либо выполняются с точностью до наоборот. Однако совладать можно и с юными бунтарями.
1. Признайте право подростка на личное пространство. Детская отныне воспринимается ребёнком как своеобразная крепость, тщательно оберегаемая от посягательств извне, где можно прийти в себя и переосмыслить происходящее в жизни. Не вламывайтесь на его личную территорию без стука, не устраивайте уборку без спроса, облеките требования в форму рекомендаций. Иначе ребёнок замкнётся, утратит доверие к родителям и постарается меньше бывать дома.
2. Позвольте подростку вносить изменения в детской. Объясните ему, что как часть квартиры комната должна быть чистой и аккуратной, но интерьер в ней – его выбор. Пусть подросток сам подберёт декор помещения, расставит мебель по своему вкусу. Теперь он сам с большим энтузиазмом возьмётся за соблюдение чистоты в созданном пространстве, так как будет чувствовать за него ответственность.
3. Станьте примером для подражания. Требования убрать в детской не должны исходить от человека, который сам спокойно существует в беспорядке. Ребёнок больше реагирует на поступки, а раз они разнятся с делом… Если же дома царят чистота и порядок, подросток их будет невольно поддерживать.
4. Хвалите за чистоту. Дети любого возраста нуждаются в родительском одобрении, воспринимаемом как подтверждение правильности поступков.
5. Приобретите вместе средства для уборки. Пусть ребёнок сам выберет губку, швабру и т. п.
6. Не требуйте наведения порядка, если у подростка нет настроения. Отвлекаться от проблем при помощи уборки умеют не все, а настаивание может привести к формированию стойкого отвращения.
7. Идите на компромисс. Дайте подростку понять, что прибрать надо, но договоритесь об удобном для него времени. Позвольте включить музыку и оставьте наедине с работой.
8. Подготовьте пространство к уборке. Проветрите, положите мусорные пакеты на видное место, поставьте контейнеры для грязного белья и разной мелочи и т. д.
9. Конкретизируйте требования. Подросток не всегда понимает, что именно является беспорядком. В силу погружённости в переосмысление себя он может просто не замечать грязных тарелок, стола, усыпанного фантиками, или упавшей на пол майки. Поэтому уточните: «Я хочу, чтобы ты поднял одежду и сложил её в шкаф. Собрал фантики и выбросил в урну, помыл тарелку. И в комнате станет ещё лучше».
Интересно
Часто беспорядок в комнате вызван не столько ленью подростка, сколько нехваткой места для хранения вещей. Выйти из положения помогут корзины, коробки и органайзеры.
Уборка за 10 минут
Процесс разбит на 5 простых шагов. Но при делегировании этого метода детям необходимо забыть об идеальности исполнения. Лишняя тщательность не только будет замедлять уборку, но и спровоцирует развитие таких качеств, как дотошность, мнительность и суетливость по пустякам.
1. Убрать всё с кровати и заправить её (1–2 минуты)
Каким бы грязным ни выглядел пол, сбросьте на него всё, что мешает застелить постель. Заправленная кровать сразу же делает пространство визуально чище и вдохновляет на продолжение.
2. Сложить на кровать всю одежду, разбросанную по комнате (2 минуты)
Собирайте только одежду, неважно грязная она или чистая. При демонстрации ребёнку двигайтесь по комнате быстро. Можно не держать в руках, а сразу бросать на кровать.
3. Собрать все предметы, которые «прописаны» в комнате (2 минуты)
Понадобится пара коробок/пакетов для сортировки вещей. Пусть то, что было принесено (посуда, ванные принадлежности и т. д.), окажется в коробке за дверью – с этим можно разобраться позже. Так как если возвращать всё на место сейчас, то завершение уборки отложится на неопределённый срок. В результате сортировки на полу должен остаться только мусор.
4. Убрать мусор (2 минуты)
Установите мусорный пакет или ведро посреди комнаты и быстро побросайте туда огрызки, бумажки и т. д. Конечно, ещё неплохо было бы подмести или пропылесосить, но свободный от мелкого и крупного мусора пол – уже само по себе прекрасно.
5. Рассортировать одежду (2 минуты)
Осмотрите её на предмет пятен, клякс и неприятного запаха. Чистую одежду отправьте в шкаф, грязную – в стирку.
Методика прививает самостоятельность и инициативность, учит отделять главное от второстепенного, помогает выработать умение принимать решения и нести за них ответственность.
АЛЕКСАНДРИНА ПАРШИНА