Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Как подобрать игрушку ребёнку

Ребёнок развивается непрерывно. Игрушки при этом помогают изучать окружение, выражать чувства, общаться и познавать себя. Игрушка – это и компаньон, и защитник, и лучший друг, и даже соучастник в шалостях и исследовании мира. Сейчас в магазинах можно найти варианты игрушек на любой вкус, но как понять, что именно нужно ребёнку?

КРИТЕРИИ ОТБОРА ИГРУШКИ:
•    Возраст ребёнка.
•    Интересы. Кто-то любит строить, кто-то складывать мозаику, кто-то мечтает об очередном наборе для творчества. Можно предлагать что-то новое, но не навязывая.
•    Безопасность как самой игрушки, так и материала, из которого она изготовлена.

ДЕТИ ДО ГОДА

Младенец нуждается только во внимании, комфортной обстановке, еде и сне. В месяц от роду можно уже использовать погремушку. В ручку малыш её ещё не может взять, но к звуку прислушается. Главное, чтобы звук не пугал, был негромким и мягким.
 
2–3 месяца

В это время можно уже подвесить фигурки над кроватью или прикрепить на её бортик (в 25–40 см от лица малыша) декоративные одно- тонные пятна – не более пяти объектов. При этом один раз в 5–6 дней их необходимо менять.

От 3 месяцев до полугода
Ребёнок осваивает всё больше движений, пытается ощупывать предметы, поэтому ему необходим развивающий коврик. Он должен быть приятным на ощупь и из натуральных материалов.

От 7 месяцев до года
Активно развивается мелкая моторика рук, влияющая на речь, мышление, координацию, память, воображение. Поэтому необходимы игрушки для её тренировки. Подойдут большие деревянные игрушки, желательно отполированные и без краски.


ДЕТИ В ГОД

Малыши учится ходить, совершенствуется мелкая моторика рук. В это время надо научить чадо пользоваться игрушками, больше проводить время вместе, изучая вместе цвета, названия животных и др. Игрушки этого периода направлены на изучение предметов по признакам: пирамидки, сортеры, стаканчики разного размера.

Можно уже познакомить с пазлами и мозаикой, главное, чтобы она была с крупными деталями. Возьмите для начала картинки, разделённые на две части. Количество фрагментов можно постепенно увеличивать. К двум годам малыш обычно собирает пазлы из 8–10 де- талей.

Особенно полезно в этот период чтение вслух. Спрашивайте в магазине специализированные детские издания из ткани или плотного кар- тона, которые содержат большие контрастные рисунки и небольшие стихотворения (дети до двух лет лучше воспринимают поэтические произведения).

ДЕТИ В 2 ГОДА

Нуждаются в личном пространстве, поскольку уже придумывают сюжеты для игр. Задача родителей – помочь малышу организовать игру. Пусть это будет несколько кукол, игрушечные животные, машинки и самолётики. Также ребёнку по-прежнему будут интересны пазлы и сортеры, подобранные по возрасту.

Как правило, в два года дети начинают увлечённо строить дома и иные конструкции. Поэтому самое время преподнести чаду строительный набор (с деталями не менее 10 см). Конструктор развивает пространственное мышление, ведь малышу приходится продумывать, как построить дом, и совершенствует моторику (для соединения деталей надо про- явить ловкость и аккуратность). Конструктор пригодится в сюжетных играх: при постройке различных зданий, парковки для машин, кукольной мебели.

Для двухлетнего ребенка стоит приобрести раскраски. Конечно, едва ли он раскрасит их аккуратно, одна- ко ему будет интересно смотреть на картинку, узнавать мультипликационных персонажей, водить по бумаге цветными карандашами. Можно рисовать с ребёнком пальчиковыми красками, попробовать лепить первые фигурки. Попробуйте разные варианты, чтобы определить интересы малыша, но не оставляйте его с набором для творчества одного, поскольку он может случайно себе навредить.

Очень хороши в это время игры в песочнице. Строить из песка замки и города, готовить куличики и пироги при помощи формочек обожают все малыши на свете. Поскольку двухлетние дети весьма активны, по вкусу им придутся и предметы для подвижных игр: мячи, кегли, скакалки и т. д.
 
ДЕТИ В 3 ГОДА

На этом этапе ребёнок начинает в игровой форме строить модели реальных ситуаций: играет в «дочки-матери», «магазин», «доктора», «школу». Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Приобретите для малыша игрушечные наборы: парикмахера, чайный сервиз, принадлежности доктора и другие предметы, отражающие различные стороны жизни. Ребёнок стремится сейчас быть похожим на взрослых, что свидетельствует о наступлении нового этапа в эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Основное требование к таким игрушкам – прочность и схожесть с оригиналом.

ДЕТИ В 4 ГОДА

С удовольствием играют в ролевые игры со сложным сюжетом. Часть игрушек становится ненужной, поскольку детская фантазия превращает конкретные предметы в воображаемые (подушку от дива- на в лошадку, карандаш в волшебную палочку, листья в деньги и т. д.). Сейчас чадо нуждается не в «навороченных» игрушках, а в функциональных, хотя и сделанных своими руками.

ДЕТИ В 5 ЛЕТ

Крупные игрушки выходят из сферы интереса ребёнка и перемещаются на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей поселяются в зоне ближайшего доступа. У детей развиваются фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

ДЕТИ В 6 ЛЕТ

Время необычных вещиц и гонки за впечатлениями. Сложный конструктор, модели кораблей и самолётов, красивые фломастеры и занимательные настольные игры, робот-трансформер, наборы для шитья и вязания – всё это придётся по вкусу маленькому первооткрывателю.

В этом возрасте дети любят делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Ребёнок гордится тем, что может дарить добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание малыша мастерить, шить, клеить и дарить результат должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в чаде трудолюбие, усидчивость и стремление делиться плодами своей работы с другими.


ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети учатся играть без игрушек. Им всё больше нравятся подвижные игры со сверстниками с мячами, скакалками и др. В играх ребёнок учится общаться и работать совместно с другими, подчиняться правилам, выигрывать и проигрывать, достойно признавать выигрыш другого. Помните, что все игрушки, кроме любимой, надо периодически менять и обновлять. Если заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то вещицу, значит, она ему сейчас не нужна. Спрячьте её подальше и, воз- можно, через некоторое время её появление вызовет у ребёнка новый интерес.

 ИНГА ФЕДОТКОВА, врач-гигиенист Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья