Игры, знания, смартфон
Как привить ребёнку интерес к учёбе – вопрос, беспокоящий как родителей, так и учителей. Особенно в эпоху повального увлечения гаджетами. В самом деле, как поступить, если чадо не желает расставаться с телефоном и засыпает с ним чуть ли не в обнимку? Куда уж тут скучные учебники и приевшиеся тетради… А что если в получение знаний можно играть?
Представьте, пришли в комнату к ребёнку, чтобы позвать его к ужину, а он заявляет, что не хочет и вообще занят прохождением математики. Думаете, фантастика? А вот и нет. Лет пять назад в обществе наперебой заговорили о геймификации. Если максимально просто, это введение в некий процесс, в нашем случае – учебный, элементов из компьютерных игр. Это может быть система поощрений в виде простых звёздочек-баллов, начисляемых за правильно выполненное задание, или желанная «ачивка» (достижение) в коллекцию.
В более усложнённых программах можно создавать своего персонажа или выбирать из предложенных. За каждое упражнение полагается некоторое количество очков опыта, которое можно потратить на развитие умений героя, предмет, повышающий его характеристики, улучшающий внешний вид или крутость. Например, по такому принципу построен LinguaLeo – российский сервис по изучению иностранных языков, учиться на котором помогает львёнок Лео. Задания формируются из нарезок фильмов, цитат из мировой классики литературы, подкастов, в итоге складываясь в «языковые джунгли», по которым бродит ребёнок или взрослый, по пути изучая иностранный язык. Каждое выполненное упражнение-квест поощряется одеждой или аксессуарами для Лео.
Также элементом геймификации может быть древо умений/целей, которых необходимо достичь в процессе обучения, шкала прогресса, наглядно отображающая количество усвоенного материала (иногда сопровождается забавными надписями или рангами).
Да и сама школьная жизнь, если вдуматься, напоминает игру в жанре РПГ (ролевой игры): зарабатываешь очки (оценки), выполняешь дополнительные квесты (поручения преподавателей, участие в олимпиадах и викторинах и т. д.) для получения разных бонусов, развиваешь умения и переходишь на следующий уровень-класс.
На вкус и цвет
Современный мир технологий чутко реагирует на запросы пользователей. Распространение мобильных технологий, популярность компьютерных игр и общая детская увлечённость гаджетами породили множество приложений и программ для лёгкого, интересного и ненапрягающего приобретения знаний и навыков. Начиная от математики и заканчивая приборостроением. Однако так далеко мы погружаться не будем и ограничим наш обзор полезными приложениями для ребёнка и учителя.
Школьные предметы в телефоне:
- Photomath – офлайн-шпаргалка, быстро сканирующая написанные от руки и напечатанные примеры и предлагающая различные варианты их решения. Достаточно навести камеру на задачу, и – вуаля! – домашнее задание проверено. Дроби, интегралы, десятичные числа, квадратные корни и всё, что пугает в математике, доступно разложено по концепциям, поэтапно разжёвано и готово занять место в памяти.
- Математика – офлайн-приложение для детей и взрослых. Приятный, интуитивно понятный интерфейс, ненавязчивый дизайн, разнообразные игры и задачи для начальной, средней, старшей школы и даже института. Есть также проверка изученного материала. Учителя оценят возможность создавать на основе приложения тесты, контрольные и домашнее задание. Единственный минус – не всегда корректный перевод.
- Emister – английский язык в весёлых играх и квестах. Удобный интерфейс, приятный дизайн, который наверняка не оставит равнодушным ребёнка, порядка 120 уроков и 3840 заданий для изучения лексики и грамматики. Три уровня сложности (начальный, средний и продвинутый), в качестве самопроверки используются быстрые тесты и сражения с другими игроками.
- Duolingo – изучение иностранного языка, основанное на технологии Microlearning. Задания группируются по сложности и тематике, много внимания уделено лексике и грамматике, причём упражнения в равной степени направлены на развитие слухового и визуального восприятия, а также тренировку памяти. Прогресс фиксируется в статистике, за усвоенный материал полагаются достижения и игровые баллы (короны), которые можно потратить в магазине. Также можно померяться знаниями с другими пользователями и завести друзей. Поощряет ежедневные занятия.
Наша справка
Большинство современных приложений для саморазвития построено на технологии Microlearning. При этом учебный материал предоставляется в виде небольших взаимозаменяемых блоков (разбитых тестами и вопросами для самопроверки), которые могут быть адаптированы под цели обучающегося: их легко изменить, переместить или полностью исключить из образовательной программы. Поэтому преимуществами Microlearning являются доступность, мобильность, модульность и гибкость.
- Орфография русского языка – викторина по правильному написанию слов, в том числе каверзных. Слова с ранее допущенными ошибками фиксируются и повторяются в случайном порядке, чем обеспечивается запоминание. Для уточнения правил имеется ряд словарей и учебников.
- Скороболтушки – благодаря красочному дизайну, удобному интерфейсу и приятным шрифтам придётся по вкусу дошкольникам и ученикам младших классов. Кладезь скороговорок, пословиц, считалок и стихов, направленных на развитие устной речи и тренировку памяти.
- Таблица Менделеева – смартфонная таблица химических элементов. В отличие от изображения в учебнике содержит также настраиваемые свойства каждого элемента (электроотрицательность, атомную массу, температуру плавления и т. д.), ссылку на подробную статью о нём в Википедии и графическое отображение электронной оболочки.
- StudyGe – занимательная география. Флаги и столицы, численность и языки, формы правления и валюта разных стран мира. Карманный атлас и викторина по четырём категориям, позволяющая на контурной карте находить заданные государства и их субъекты. Прекрасная подготовка к географическому диктанту.
- Castle Quiz – викторины и тесты по школьным предметам (от информатики до ОБЖ). Самопроверка и расширение кругозора на 12 000 вопросов, к каждому из которых доступно подробное объяснение, а также лекции, видеоролики и другие дополнительные материалы по теме. После выбора предмета турнира подбирается случайный соперник – верные ответы гарантируют захват его замка.
Интересно
Kahoot – платформа для создания викторин, тестов, опросов и обучающих игр, идеальная для педагога. Чтобы получить к ней доступ, достаточно только зарегистрироваться. Позволяет проводить тесты в режиме реального времени, причём ученики могут видеть ход выполнения заданий и побеждающих. Аналогично устраиваются коллективные обсуждения.
Ложка дёгтя
Нет на свете совершенства. И мобильные приложения также имеют недостатки:
- Однообразность. Парадокс, но какими бы разнообразными ни были задания, а награды необычными, процесс быстро приедается. Отчасти выматывает бесконечность выполняемых упражнений – дело должно иметь завершение. Старался, тренировался, убил дракона – получи принцессу. Если драконы убиваются пачками, а принцесса вам всё ещё не светит, это надоедает. Единственная возможность удержаться – зацепиться не за результат, а за процесс достижения. Например, за общение с другими игроками, с которыми можно контактировать только в этом приложении.
- Зависимость от мотивации. Когда проходит острота первого взаимодействия, управление освоено, а большинство заданий перестало быть вызовом, заниматься становится лень. Поэтому для продолжения необходима сильная воля и мотивация.
- Привыкание к клиповой подаче информации. При долгом нелимитированном использовании может привести к снижению когнитивных способностей, в частности, деградации навыка воспринимать учебный материал в традиционной форме. Поэтому мобильные приложения должны быть вспомогательным средством получения знаний.
- «Лучшее – враг хорошего». Периодически приложения обновляются: убираются программные ошибки, улучшается дизайн, добавляются новые или удаляются старые функции. Однако часто после подобного технического и контентного совершенствования процесс обучения становится невыносимым из-за монетизации ранее бесплатных элементов и появления технических неисправностей. Избежать подобного исхода можно блокировкой обновлений, но только в том случае, если приложение способно работать в офлайн-режиме.
Новаторские педагогические методики, занимательная игровая форма, соединённые с гибкостью и доступностью мобильных устройств, способны сделать интересным самый скучный школьный предмет, увлекая ребёнка в захватывающий мир знаний.
Александрина Паршина