Игры со смертью
Помните нашумевший в своё время «Синий кит»? Думаете, на этом всё закончилось? Отнюдь. Подобные подростковые деструктивные игры существуют и сейчас. Самые популярные – «Разбуди меня в 4:20», f57 (f58), «Тихий дом», «Рина», «50 дней до моего...», «Хочу в игру». Они сменили формат, они ушли в «ТикТок», «Инстаграм», «Телеграм», они спрятались среди множества безобидных групп и каналов, однако цель у них прежняя – довести ребёнка до суицида.
Чтобы вступить в игру, ребёнок создаёт запись с хештегами и получает задание от куратора. Если участник отказывается, преступники вычисляют его IP-адрес и за
«трусость» угрожают расправиться с его родными.
ИДЕОЛОГИЯ «ГРУПП СМЕРТИ»
Это просто мешанина из интернет-страшилок, слитых воедино. Начальные задания, на первый взгляд, безобидны. Однако постепенно они становятся всё более опасными (пробраться на подъёмный кран, выбежать на дорогу перед едущим на высокой скорости автомобилем и т. д.). Последним заданием является самоубийство.
Чтобы вступить в игру, ребёнок создаёт запись с хештегами и получает задание от куратора. Если участник отказывается, преступники вычисляют его IP-адрес и за «трусость» угрожают расправиться с его родными.
СЕКРЕТ «ЗАВИСАНИЯ»
1. Адаптационный механизм. Учёные доказали, что 5 часов в интернете достаточно, чтобы перепрограммировать мозг, поскольку Всемирная паутина и компьютерные игры усиливают одни нейронные цепи и ослабляют другие, чем вызывают психологическую зависимость. Это оказывает огромное трансформирующее влияние на образ жизни и модель поведения современной молодёжи. Мозг чрезвычайно пластичен, а психика подростка ещё к тому же неустойчива, поэтому он легко перепрограммируется при решении адаптационных задач, его нервные клетки
и синапсы (нейронные связи) изменяются, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Такой адаптационный эффект приводит к «зависанию» на предлагаемых заданиях, поступающих из виртуального игрового пространства, и приводит к зависимости и рабскому их выполнению. Нечто подобное наблюдается среди подростков, «зависших» на деструктивных играх.
2.Нехватка любви и внимания. Ребёнок, получающий хорошее воспитание и живущий в благополучной семье, где родители постоянно интересуются его проблемами, где царят мир и взаимопонимание, вряд ли согласится пройти даже первый уровень игры.
3.Неумение думать самостоятельно. Если родители всегда всё решают за ребёнка, на выходе получается инфантил, который просто не умеет принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Многие начинают участвовать в игре с мыслью «Попробую, а потом брошу», но бросить оказывается не так легко.
КАК СПАСТИ ЗАИГРАВШЕГОСЯ
Когда речь идёт о безопасности ребёнка, оставим в стороне этический аспект вопроса о его праве на личную жизнь. Подобные игры – достаточный аргумент для вмешательства.
Если поведение подростка настораживает, просмотрите в браузере историю посещений, но так, чтобы он об этом не узнал. Иногда дети забывают выходить из аккаунта после работы на компьютере. Если доступ получен, просмотрите, с кем ведётся переписка, кто состоит в друзьях, на какие группы и страницы есть подписка.
После мониторинга удалите следы своего присутствия. Очистите историю в браузере с момента обращения к аккаунту подростка и закройте, чтобы не травмировать его излишней опекой и контролем.
Если подозрение подтвердилось и ребёнок действительно участник игры, ругать его нельзя. Лучше покажите, как сильно вы переживаете за него, как боитесь потерять. При этом в беседе должны участвовать оба родителя. Или тот, кому ребёнок доверяет и кого считает авторитетом.
Задача такого разговора – научить подростка критически мыслить, анализировать цель того или иного поступка, обдумывать всё, что с ним происходит. Поэтому не стоит говорить об опасности таких игр, гораздо больший эффект оказывают слова о том, что ребёнком манипулируют не совсем здоровые психически люди. Что человек, угрожающий его родным, зачастую живёт в другом городе или даже стране и через запугивание хочет заставить подростка подчиниться. Отнимать гаджет, закрывать ребёнка дома, установив над ним тотальный контроль, – бессмысленно. Если подросток захочет, то всегда найдёт способ выйти в Сеть. Поэтому надо не контролировать, а оказать поддержку, чтобы он не боялся приходить с проблемами. Больше обнимайте его, рассказывайте, как когда-то тоже попадали в неприятные ситуации, но вас выручали взрослые, чтобы ребёнок понимал, что совершать ошибки
и просить о помощи – нормально.
Если подозрение подтвердилось и ребёнок действи- тельно участник игры, ругать его нельзя. Лучше покажите, как сильно вы переживаете за него, как боитесь потерять. При этом в беседе должны участвовать оба родителя. Или тот, кому ребёнок доверяет и кого считает авторитетом. Задача такого разговора – научить подростка критически мыслить, анализировать цель того или иного поступка, обдумывать всё, что с ним происходит.
Поэтому не стоит говорить об опасности таких игр, гораздо больший эффект оказывают слова о том, что ребёнком манипулируют не совсем здоровые психически люди.
Дополнительную информацию, а также квалифицированную консультацию можно получить по телефону экстренной психологической помощи «Телефон доверия»: 8 (801) 100-16-11.
ИРИНА БАРАНОВСКАЯ, психолог Могилёвской областной психиатрической
больницы, главный внештатный психолог главного управления по
здравоохранению Могилёвского облисполкома