Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Эмоциональное развитие дошкольника

Способность справляться с чувствами, понимать, помогать и утешать других – основные вехи в эмоциональном развитии ребёнка. Обмен положительным опытом раннего сострадания, понимания, доверия и надёжности с ближайшими взрослыми – важный фактор, помогающий формировать у детей социально и эмоционально здоровые, сильные стороны личности.
Эмоциональное обучение начинается в первые месяцы жизни. Последующие годы умение выражать эмоции с помощью речи, жестов или выражений лица, возможность испытывать различные эмоции, способность регулировать собственные чувства продолжают развиваться в тандеме.

С рождения дети выражают эмоции. Однако изначально они делают это без слов. Тем не менее родители могут легко определить, счастлив их ребёнок или зол. В то же время в первые месяцы жизни малыши понимают, что чувства им передаются. Это означает, что с раннего возраста они узнают успокаивающий голос матери. Со временем ребёнок учится говорить о чувствах, приобретает способность предвидеть эмоциональные ситуации и собственные реакции, а также реакции других.

Социальные навыки – часть человеческой натуры

Дети рождаются социальными существами. Они ищут контакта с другими людьми, могут узнавать их. Тем не менее малышам трудно классифицировать и обрабатывать гнев, горе, неповиновение. Вот почему важно тренировать социальные навыки, показывая, как гармоничное взаимодействие может работать.

Развитие социальных навыков с куклами

Ролевая игра с куклами – ценный опыт для малышей. Восстанавливая свою повседневную жизнь, подражая действиям взрослых, помещая свои чувства в игровой контекст, ребятишки развивают эмоциональные и социальные навыки.

Развитие социальных навыков с игровыми наборами

Ребёнок может дать волю воображению или воспроизвести собственный опыт. Это хорошо работает с красочными наборами. Можно играть самостоятельно или совместно со взрослыми, например в Ноев Ковчег, Ферму, Зоопарк, Парикмахерскую, Кухню.

Развитие моторики

Моторное развитие можно разделить на формирование крупных двигательных навыков, то есть общей подвижности тела, и его мелких. Моторные навыки включают все способы движения, которые мы выполняем с помощью пальцев рук, ног и лица. Младенцам и малышам нужно много времени и практики, чтобы выучить эти маленькие, точные движения. До тех пор, пока они не смогут сознательно вытянуть лицо, взять ложку или сложить строительные блоки друг на друга, им придётся снова и снова практиковать различные последовательности мелких движений. Это предназначено для развития необходимого уровня силы.

Младенцы должны достичь года, прежде чем они смогут поднять вещи или положить их обратно. В течение первых нескольких недель руки и мизинцы двигаются в основном благодаря захватывающему рефлексу. Это гарантирует, что в раннем возрасте малыши могут держаться за вещи неосознанно.

Конечно, моторное развитие детей тесно связано с развитием их зрения. Младенцы могут тянуться к объектам только тогда, когда полностью воспринимают окружающее и фокусируются на них.

С первого дня рождения ребёнка становится очевидным, какую руку он предпочитает использовать. Доминирующая рука станет немного сильнее, более ловкой. Левша и правша определяются с двухлетнего возраста. Большинство малышей в возрасте одного года могут поднять предмет большим и указательным пальцем, осуществить «захват пинцетом». Как только ребёнок часто будет использовать такой приём, он быстро обнаружит, насколько интересно манипулировать предметами, перемещать их, брать, хватать и заставлять подчиняться.
Во время приёма пищи можно предложить ребёнку хватать маленькие кусочки еды. Дети сами могут выбрать предмет и фокусироваться на том, что им есть дальше. Положить какой-то продукт на ложку, разместить красочную привлекательную игрушку вне досягаемости – ещё один шаг в развитии моторики.

Творческое развлечение на пляже или в песочнице

День, проведённый на пляже, может стать особенным для детей и взрослых. После того как ребятишки поплескались в воде, можно поиграть в песке. Дети хотят попробовать всё. Это потому, что пляж – огромный сундук с сокровищами и гигантская песочница. Существует множество способов играть в песке, и не только на пляже, но и в домашних песочницах, на детских площадках. Приведём несколько примеров игр с песком.

Строим замки из песка



Песок и вода уже есть. Для игры детям нужны только подходящие песочные игрушки: лопата, ведро, лейка, формы. И вот строительство начинается: копаем, строим крепостную стену, возводим песочные башни. Это очень весело, когда все работают вместе, чтобы построить замок из песка. Из песочного строительства можно устроить соревнование, создав команды с друзьями, братьями и сёстрами, родителями. Посмотрим, какой замок получится самым большим. Дело не в победе, а в совместном действии, которым будет наслаждаться каждый маленький строитель.

Рисуем красивые картинки

Дети могут рисовать отличные картинки на гладком, мокром песке, используя ручку лопатки и грабли или пальцами: сердце, солнце, дом, улитку, смешные рожицы и т. д. Воображение не знает границ. Изображения могут украшаться природными материалами: камнями, ракушками, ветками, листьями. Можно открыть Музей песка, чтобы родители взглянули на все детские рисунки.

Рисование на песке имеет развивает:
•    познавательные процессы – восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение;
•    творческий потенциал, раскрытие уникальных способностей, коммуникативные навыки;
•    мелкую моторику рук, координацию движений, пластику, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, речь;
•    левое (мышление, логика) и правое (творчество, интуиция) полушария головного мозга равноценно – ребёнок создаёт рисунки левой и правой рукой;
•    эмоциональную сферу, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).



Охотимся за сокровищами

Ребятам предлагается приготовить лопату и отправится на увлекательную охоту за сокровищами! В пляжном песке скрыто множество ценностей: ракушки, камушки, стёклышки, природный материал. К сожалению, не все пляжные сокровища можно приносить домой, но можно найти место для большинства из них, используя дорожную сумку. Лучший способ – собрать в ведро предметы, которые выглядят интересными, а затем рассортировать их. Родители могут создавать «маленькие сокровища», такие как песочные формы, пустые стаканчики из-под йогурта или пучки маленьких палочек, которые затем находят охотники.

Знакомьтесь с чудесами природы

Для детей невероятно захватывающе познакомиться в непосредственной близости с природой. Какие растения и животные живут на лугу или в цветнике? Как далеко прыгает кузнечик? Как красивая бабочка развивается из гусеницы? Как красивый цветущий цветок или оранжевая тыква вырастают из крошечного семени? Как из неприметного саженца появляется величественное дерево с восхитительными спелыми фруктами? Эти чудеса природы легко вдохновляют детей. Занимаясь садоводством, они увлекательно изучают природу, времена года и экологические отношения.

Если дети достаточно взрослые, чтобы иметь собственные клумбы, они научатся нести ответственность за растения. Поймут, что это живые существа, которые растут и процветают, умирают. Такие занятия увлекательны для детей, у которых нет собственного сада, потому что они познают «правду жизни» – фрукты и овощи не растут в супермаркете, что многие цветы имеют разноцветные лепестки, а листья деревьев и кустарников сияют различными оттенками зелёного. С помощью красочных рисунков на пакетах с семенами дети могут выбирать цветы в своей любимой цветовой гамме. А когда они расцветут, малыши будут в восторге. В саду или на балконе можно потрогать и почувствовать «природу», например траву или каменные плиты под подошвами ног, кору или листья в руке.

Детям нравится, как пахнут цветы, свежескошенная трава. Они любят собирать обрезки травы и строить из неё маленькие гнёзда. Даже куча компоста, которая имеет специфический запах, – это часть сада. Кроме того, летом по всему саду стоит гул от шмелей и пчёл, слышится щебетание птиц, чириканье сверчков. И дети могут учиться слышать природу.
Что бы малыши дети не сажали в «своём» саду, они, конечно, захотят попробовать урожай. А насколько гордым будет ребёнок, если вы поставите блюдо, приготовленное из плодов его труда. Однако будьте осторожны: не всё, что растёт, можно есть. Некоторые растения ядовиты. Это также важный урок, который дети усваивают.

Развивать детей можно не только через дорогие игрушки и пособия. Нас окружает большой «развивающий центр» под названием Природа. Нужно только правильно воспользоваться предоставленными возможностями.



НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, педагог-психолог яслей-сада № 161 г. Минска, руководитель методического объединения педагогов-психологов учреждений дошкольного образования Ленинского района г. Минска