Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дистанционное обучение: мучение или счастье?

Дистанционное обучение появилось ещё в XVIII веке, но трендовым стало относительно недавно. Отчасти на это повлияла сложившаяся эпидемиологическая обстановка. История с коронавирусом наглядно продемонстрировала, что это комфортная платформа для получения образования, лёгкая и удобная, однако… не для всех. Так ли уж полезно дистанционное обучение, с какими достоинствами и недостатками сталкиваются взрослые и дети и почему залог успеха – самомотивация?

В самом деле, в условиях карантина дистанционное обучение оказалось по-настоящему эффективным решением проблемы. Давно уже существующее в ведущих зарубежных и отечественных вузах оно вдруг оказалось доступным и на уровне школьного образования. Однако совершенства на свете нет, поэтому и у этой формы обучения оказались свои плюсы и минусы.

Достоинства
1.    Освоение современных технологий. Находясь в постоянном контакте с техникой, овладевая новыми программами, дети уже со школы получают навыки, которые точно пригодятся им в будущем.
2.    Игровой компонент. Дистанционная форма обучения предполагает активное использование различных интерактивных заданий: онлайн-игр, викторин, тестов и др.
3.    Гибкость и доступность. К дистанционному уроку можно подключиться из любого уголка планеты, где только есть сеть Интернет. Особенно это значимо для учащихся, находящихся на бюллетене. Ведь из-за болезни они пропускают многое из школьной программы, в том числе контрольные и проверочные работы. Материал приходится навёрстывать, а это влечет за собой необходимость найти в плотном школьном графике дополнительное время. К тому же преподаватель не всегда может индивидуально объяснить непонятную тему.
При дистанционном обучении болеющий ученик может подключиться к занятиям, не вставая с кровати и не боясь пропустить изложение необходимого материала. Появляется больше времени на обдумывание ответа или возможность сдать задание позже. Если учащийся не сможет законспектировать пройденный материал, учитель просто может выслать ему электронный вариант.
4.    Комфортная обстановка. Благодаря уютной домашней обстановке уровень стресса детей снижается до минимума, поэтому даже самый застенчивый ученик получает шанс быть услышанным на онлайн-уроке. Более того, активность во время таких занятий может помочь побороть скромность, поэтому по выходе на офлайн-занятия он сможет полностью раскрыться в классе.


Недостатки
1.    Не всё можно изучать дистанционно. Например, практические занятия по химии или физике невозможно провести онлайн.
2.    Отсутствие живого контакта. Страдают навыки общения и социализация. Ребёнку обязательно нужно живое общение, ведь процесс передачи и усвоения новых знаний, навыков и умений эффективно происходит при живом контакте. В противном случае есть большая вероятность развития депрессивных состояний и соматических заболеваний.
3.    Стирание границ рабочего и свободного времени. При смене обстановки (школа – улица – дом) детская психика осознаёт, что происходит смена вида деятельности и задач. Поэтому ученик понимает, как себя вести: где нужно сосредоточиться, выложиться на полную и не отвлекаться, а где расслабиться и заниматься своими делами в привычном темпе. Следовательно, если ребёнок и учится, и отдыхает в одних и тех же условиях, со временем психика может стереть ту грань модели поведения и самоорганизации, которая выстраивалась с первого класса. В результате снижается уровень адаптации в социуме.
4.    Проблема самомотивации. Комфортная домашняя обстановка снижает фокус внимания, что напрямую влияет на мотивацию обучения. Границы между местом учебы и домом стираются, поэтому дом не воспринимается как место для обучения. К тому же здесь существует огромное количество соблазнов, с которыми школьнику ещё не так просто справляться, а отсутствие постоянного контроля со стороны учителя даёт иллюзию дополнительной свободы.
На самом деле дистанционное обучение требует большой самомотивации и жёсткой дисциплины, так как придётся самим распределять время на выполнение заданий, онлайн-уроки, а также постоянно бороться с прокрастинацией (желанием расслабиться и отложить работу на потом).
5.    Отсутствие контроля за выполнением заданий. Нет гарантии, что тесты и упражнения подготовил именно тот ученик, которому это было задано. Особенно это актуально для разного рода проверочных и контрольных работ.
6.    Неготовность преподавательского состава. Старшее поколение в основном не владеет необходимыми знаниями в сфере компьютерной грамотности и в целом с большой инертностью относится как к идее самообучения, так и к разного рода новшествам. Частично это мотивировано большой загрузкой школьными делами, преподаванием и подготовкой отчётно-нормативной документации.

В неравном бою
Работа современного учителя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его главная задача – мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Пока такой компьютерной системы, которая могла бы взять на себя и эффективно реализовывать эти функции, не существует. Но то, что преподавателям уже сейчас придётся придумывать новые формы контроля и мотивации учащихся, не подлежит сомнению.

Как замотивировать учащихся
1.    Поощрения. Очень хорошо работает система бонусов (освобождение от какой-либо внеклассной работы, высокие отметки и т. д.). Детям надо дать понять, что у них есть реальная возможность личной заинтересованностью и приложением усилий добиться для себя приятных условий школьного существования.
2.    Хобби. Если учитель знает о каких-либо хобби детей в классе, то может составлять креативные задания, ссылаясь на интересующие темы, или же проводить викторины, призами для которых послужат небольшие подарки, связанные с увлечениями учеников.
3.    Помощь. Станьте помощником, а не суровым учителем. Воспринимайте себя как проводник, который направляет, открывает возможности и создаёт атмосферу, где обучение – это часть жизни, а не то, что происходит в определённом месте и времени.

Дистанционная форма обучения обязательно столкнет нас с самым серьёзным противником – собственной ленью. И если человек не готов к этому поединку, то лучше и не начинать. Однако если уверенность в своих силах превозмогает прокрастинацию, есть твёрдое намерение учиться или же преподавать онлайн, то дистанционное образование может предложить разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.

Анастасия Локтева, психолог