Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дети дождя. Игры с водой и крупой

Продолжаем знакомить с играми для детей с расстройствами аутистического спектра. Подобранные сенсорные и сенсомоторные упражнения развивают мелкую моторику ребёнка, совершенствуют его речевые навыки и помогают ему выработать схемы поведения в различных ситуациях, в том числе при взаимодействии с другими людьми.

Игры могут быть использованы для самостоятельных занятий с ребёнком в домашних условиях, причём как в комплексе, так и по отдельности. Например, упражнения с водой оказывают успокаивающее воздействие, поэтому могут применяться в качестве эмоциональной разрядки после более сложных развивающих занятий.

Моем овощи
Понадобятся небольшой таз с водой, кубики основных цветов, пластмассовые муляжи овощей и фруктов. Продемонстрируйте ребёнку красный кубик и предложите найти в ёмкости с водой овощ такого же цвета, помыть его и передать вам. Когда все овощи и цвета будут проговорены, подведите итоги: «Что мы делали? Мыли овощи!»

Цветная вода
Потребуются акварельные краски, кисточки, 3 пластиковых стакана с водой, 3 мяча основных цветов (синего, жёлтого, красного). Поставьте стаканы в ряд на столе и накройте пластиковыми мячами. Комментируя свои действия, снимите красный мяч, возьмите на кисточку красную краску, опустите в стакан и разболтайте. Ребёнок должен повторить эти манипуляции с другими стаканами. По мере выполнения задания задавайте уточняющие вопросы: «Что мы взяли?», «Какой мяч по цвету?», «Какую краску мы взяли?».

Мячики в тазике
Положите рядом с тазом с водой разноцветные пластиковые мячики. Ребёнок должен, проговаривая свои действия, взять мяч, постучать по полу и бросить в воду. Можно задавать уточняющие вопросы: «Какой мяч по цвету?», «Какой он на ощупь?», «Что ты сейчас делаешь?» и т. д.

Шум в стакане
Задание лучше всего проводить в ванной или на кухне. Ребёнку предлагается выполнить просьбу-инструкцию: «Открой сейчас кран, налей воду в пластиковый стакан, закрой его крышкой, опусти в её отверстие трубочку и подуй в неё». Комментируйте его действия: «Водичка шумит, бурлит в стакане “буль-буль-буль”. Ой, пролили воду! Какая лужица получилась! Возьмём губку и вытрем стол».
Когда ребёнок чётко усвоит некоторые несложные действия, необходимо предоставлять ему всё больше самостоятельности при выполнении заданий.

Кто живёт в пруду?
Потребуется пластиковый контейнер с водой, большая и маленькие разноцветные фигурки лягушек. Расскажите ребёнку, что контейнер – это пруд, в котором живут лягушки: «Вот мама-лягушка (покажите большую фигурку), а вот её детки – маленькие лягушата. “Ква-ква-ква! – говорит лягушка. – Дети, прыгайте за мной!”». Ребёнок должен отправить в пруд всех лягушат: «Прыгай, жёлтый лягушонок» и т. д.



Морские путешественники
Понадобятся таз с водой (море) и пластиковые фигурки черепахи, морского конька, краба, медузы и осьминога. Возьмите, например, черепаху (можете прочитать о ней четверостишие), опустите на воду, а потом спросите: «Что делает черепаха?». Ребёнок должен сказать: «Черепаха плывёт!»

Пароход
Понадобится таз с водой (море) и бумажный пароход. Опустите на воду судно: «Плывёт по морю пароход и гудит. То тихо (ребёнок должен тихо пропеть звук "у"), то громко (громко пропеть звук "у"). Молодец! А теперь давай подуем на наш пароход!». Следите, чтобы малыш дул на корабль, а не в щёки.

Дождинки
Понадобятся рис, поднос (большая тарелка), бумажная туча с продетыми в неё на шнурках каплями-дождинками. Пока ребёнок насыпает рис на поднос, показывайте тучу и комментируйте: «Пошёл дождь, “дождинки” падают».

Зайка прыгает
Понадобятся манная крупа и поднос. Надо нарисовать путь зайки. Ребёнок указательными пальчиками обеих рук одновременно «прыгает» по крупе – оставляет заячьи следы.

Дорожки зверят
Понадобятся манная крупа и поднос. Задача – показать, как передвигаются за мамой-черепахой черепашата. Ребёнок большим, средним пальцами и мизинцем (указательный и безымянный загнуты) правой руки проводит дорожки на крупе, проговаривая: «Черепашата передвигаются медленно». Предложите малышу показать, как прыгают с кочки на кочку лягушата. Ребёнок сначала рисует кочки указательным пальцем одной руки, а потом обеими руками одновременно.

Ниточки для воздушных шариков
Понадобятся манная крупа, поднос и шарики, наполненные гречневой, перловой и рисовой крупой. Шарики лежат на подносе с манкой, на которой ребёнок с дозированной помощью


ОЛЬГА ШЕРШЕНЬ, учитель-дефектолог яслей-сада № 3 г. Лиды