Что не так с самооценкой?
Сложно найти тинейджера, который хотя бы однажды не усомнился в себе.
При адекватной самооценке это вполне нормальное и даже необходимое для
самоопределения явление. Однако если с уверенностью беда, то подросток
боится высказать своё мнение, сделать выбор или принять решение,
испытывает к себе отвращение, болезненно реагирует на замечания… Как
уберечь ребёнка от излишней самокритики и помочь стать увереннее?
ПРИЧИНЫ НЕЛЮБВИ К СЕБЕ
Всё начинается с семьи!
Воспитание – один из важнейших факторов развития самооценки. Родители закладывают основу,
из
которой формируется восприятие ребёнка. Отсутствие доверительных
отношений, эмоциональная депривация (неспособность выражать тёплые
чувства по отношению к другому),
гиперопека могут сказаться на
уверенности в себе. Маме и папе нужно показать детям любовь, научить
критически мыслить и объяснить, почему важно принять себя со всеми
достоинствами и недостатками.
Вне дома
Как
правило, родители всегда поддерживают ребёнка, но вне семейного
гнёздышка всё не так радужно. Нездоровое социальное окружение – ещё одна
причина низкой самооценки. Например, если ребёнок столкнулся с травлей в
школе. Или находится в числе обидчиков, потому что боится стать изгоем,
если пойдёт против окружения. В обоих случаях человек длительное время
«варится» в стрессовой ситуации: постоянно испытывает тревогу,
беспомощность, не уверен
в себе. В будущем ему будет тяжелее реализовать жизненные планы, обрести самостоятельность.
Я недостаточно хороший
Такие
мысли возникают, если подростка часто наказывали, пренебрегали им,
оскорбляли («Все дети нормальные, а ты…»), многое запрещали. Негативные
убеждения можно разделить на три группы: первая связана с дефектностью
(«Я не такой хороший, как остальные»), вторая – с беспомощностью («У
меня ничего не получится»), третья – с нехваткой любви («Я никому не
нужен»).
Белая ворона
Любой
подросток переживает из-за того, как выглядит. И неудивительно, в этом
возрасте начинается гормональная перестройка, меняется тело, ломается
голос. И есть особенности, которые переживаются детьми наиболее
болезненно: например, появление акне. Не чувствуя себя симпатичным,
подросток начинает сомневаться в себе. Ему кажется, что все вокруг
смотрят на него так же придирчиво, как он на себя в зеркале. Но это
поправимая ситуация. Сложнее, когда нет
никаких дефектов, но человек
всё равно не чувствует себя уверенно: «У меня короткая шея», «Одна рука
длиннее второй», «Волосы недостаточно мягкие и шелковистые» и т. д. Ещё
хуже, когда внешние данные становятся поводом для насмешек: «Я в классе
самая высокая, поэтому
меня постоянно обзывают дылдой».
«Одуванчик» и «орхидея»
На
самооценку могут влиять особенности характера и темперамент. Допустим, в
семье двое детей: ребёнок-одуванчик, ребёнок-орхидея. Первый более
позитивный, ему легче найти выход из конфликтных ситуаций. Второй
ранимый и чувствительный, застенчивый, ему труднее справляться с
жизненными обстоятельствами. К тому же «орхидеи» склонны замалчивать
проблемы, подчиняясь чужому мнению и игнорируя свои взгляды, интересы,
чувства.
Признаки низкой самооценки
• Неудовлетворённость собой, чрезмерная самокритика.
• Постоянный страх допустить ошибку.
• Нерешительность.
• Чувствительность к чужому мнению или критике (ребёнок принимает близко к сердцу сказанное в его адрес).
• Агрессивное поведение, враждебность (как защитная реакция).
• Желание всем угождать.
• Потребность оправдываться.
• Завистливое отношение.
• Болезненная ревность («Ты дол-жен общаться только со мной!»).
• Пессимизм.
ТРЕНИНГ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
•
Я люблю себя! Помогает видеть в себе не только изъяны, но и
достоинства. Каждое утро подходите к зеркалу и признавайтесь себе в
любви. Например, похвалите, подчеркнув что-то хорошее: «Привет,
красавчик!», «Какая милая улыбка!» и т. д.
• Рожица. Позволяет
преодолеть зажатость, стеснительность и поднять настроение. Улыбнитесь,
изобразите удивление бровями, покажите язык. Экспериментируйте.
• Ода
себе. Возьмите чистый лист бумаги и запишите все свои положительные
качества. Любые. Главное, не скромничайте. По возможности расширяйте
этот список. Дополняйте его весёлыми историями. Как только почувствуете
неуверенность, сразу же перечитайте.
СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ
•
Не концентрируйся на неудачах. Они бывают у всех. Даже у взрослых. Это
всего лишь стечение обстоятельств, нехватка знаний или навыков. Лучше
учись на своих ошибках. Ставь небольшие цели и постепенно достигай.
Решённая проблема поднимает самооценку.
• Не мирись. Ни с людьми, ни с ситуациями, которые заставляют сомневаться в себе.
• Помни, что не вся критика объективна. Учись спокойно реагировать на критические заме-
чания и отделять их от издёвок и оскорблений.
•
Развивайся. Найди увлечение по душе, посвяти ему часть свободного
времени. Совершенствуясь, ты не только поднимешь самооценку, но и
сможешь найти единомышленников.
Веди список достижений. Записывай в блокнот пять (или больше) маленьких побед в день:
«Помог брату с уроками, нашёл хозяина для бездомного котёнка, помыл посуду, сходил в кино,
подготовился к самостоятельной работе».
•
Избавься от «шума». Бывает, друзья, родители, учителя требуют или
советуют слишком много. Этот «шум» иногда заглушает индивидуальность,
создаёт иллюзию безопасности («Мне сказали так сделать, значит, это
правильно»), но никак не повышает уверенность в своих силах. Спроси у
себя: «Этот совет мне поможет?», «Будет ли он полезен мне?», «Учитывает
ли он мою индивидуальность?»
• Не молчи. Если тебя что-то тревожит, расскажи об этом родителям, друзьям или учителю, которому доверяешь.
•
Читай полезные книги. Например, Томаса Армстронга «Ты можешь больше,
чем думаешь», Анну Блэк «Время услышать себя», Беверли Бэтчел «Чего ты
по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их» и др.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
•
Не сравнивайте. Вы отдаляете ребёнка от себя. У подростка может
пропасть мотивация что-либо делать. Зачем, если «сын тёти Светы учится
лучше»?
• Стройте доверительные отношения. Чаще интересуйтесь жизнью
ребёнка, его интересами, стремлениями. Учите его уважать и любить себя.
•
Уважайте мнение ребёнка и принимайте его чувства, даже если не согласны
с ними. Не стоит критиковать чадо за то, что его вкусы могут не
совпадать с вашими. Вы когда-то тоже имели предпочтения (в одежде,
книгах, музыке), не совпадающие с родительскими. Едва ли бы вам
понравилось, если бы их высмеивали. Позвольте ребёнку найти себя,
научите отстаивать
своё мнение, строить личные границы. Не давите на него, если что-то не получилось.
• Хвалите. Но только за достижения. Иначе ни к чему хорошему это не приведёт.
•
Попробуйте увлечь спортом. Во-первых, он помогает снять психологические
барьеры, следовательно, стать увереннее. Во-вторых, в процессе меняются
физические данные. Подросток может страдать от неуклюжести и акне,
сильно сутулиться – спорт способен это исправить.
Главное, найти то, что будет чаду по вкусу.
•
Разберитесь в себе. Взгляните на взаимоотношения внутри семьи. Какой
пример вы подаёте, как относитесь к друг другу, как разговариваете во
время ссор? Возможно, причина заниженной самооценки кроется в вашем
отношении к ребёнку.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ
•
Не ругайте ученика при всём классе. Если у подростка
неудовлетворительная оценка по предмету или ему трудно понять изучаемый
материал, не стоит унижать его перед всеми. Спокойно поговорите с ним на
перемене и помогите разобраться.
• Расскажите подростку о его
сильных качествах. Со стороны лучше видно, что у ребёнка получается, а
что нет. Посоветуйте, как можно превратить минусы в плюсы: читать
интересные книги, участвовать в конкурсах и т. д. Не фиксируйте внимание
на его слабостях!
• Относитесь к предпочтениям ученика с уважением.
Пирсинг в ушах, накрашенные ногти или разноцветные волосы – не
показатель скверного поведения. Подросток просто находится в поисках
себя.
• Учите анализировать свои поступки. Объясните, что отличаться
от кого-то как внешне (иметь веснушки, быть высоким или низким и т. д.),
так и внутренне, это неплохо. Все люди разные. И в физическом, и в
психологическом, и в культурном плане.
• Интересуйтесь. Если заметили, что подросток чем-то расстроен, узнайте, в чём дело.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ
Надо ответить «Да» или «Нет» и посчитать количество ответов.
1. Вы часто злитесь на себя за совершённые ошибки?
2. Вас легко обидеть высказыванием в Ваш адрес?
3. Вы не любите заниматься спортом?
4. Вы часто завидуете чужим успехам?
5. Переживаете по пустякам?
6. В незнакомой компании стараетесь не выделяться, оставаться в «тени»?
7. Трудно ли Вам познакомиться с кем-нибудь?
8. У Вас нет желаний, целей, которые хотели бы реализовать?
9. Вы сплетничаете с друзьями, обсуждая кого-нибудь?
Если у вас от 1 до 3 ответов «Да» – самооценка нормальная. Если более трёх – заниженная, с ней надо поработать.
Наталья Стельмах, детский психолог:
–
Самоуважение считается одним из главных ключей к успеху в жизни.
Особенно формирование положительного имиджа и здоровой самооценки важно
для подростков.
Тинейджер с низкой самооценкой, как правило, избегает пробовать новое, не чувствует
себя
любимым, склонен винить в своих неудачах других, проявляет
эмоциональное безразличие, с трудом заводит друзей, имеет низкий уровень
мотивации. Проблемы самооценки влияют на социальную адаптацию,
психоэмоциональное и физическое здоровье, например, приводя к депрессии,
расстройствам пищевого поведения.
Как это работает? Эгоцентризм
свойственен в той или иной степени каждому подростку. Поэтому реакция
окружающих автоматически принимается им на свой счёт: улыбка случайного
прохожего кажется издевательством над причёской и т. п.
Интерпретация поведения социального окружения во многом зависит от самооценки.
Что могут сделать родители?
1.
Взгляните на свою самооценку. То, как взрослые относятся к себе,
оказывает огромное влияние на самовосприятие ребёнка. Если мама
недовольна своей фигурой, то и дочка начнёт критически относиться к
себе. Если в семье после развода обесценивается личность отца, ребёнок
постоянно слышит, что «все мужчины плохие», то мальчик воспримет это и
на свой счёт, а девочка будет запрограммирована на несчастливый брак и
полную неудачу в семейной жизни.
2. Любите, уважайте ребёнка при
любых обстоятельствах и вопреки всему. Дом должен быть крепостью, чадо
должно хотеть возвращаться. Потому что там любовь, искренность,
утешение, отдых, принятие, безопасность.
3. Проявляйте искренний
интерес и внимание. Проблемы с самооценкой у подростков тесно связаны с
неуверенностью в своих силах. Прислушивайтесь к словам ребёнка,
поддерживайте, хвалите за конструктив.
4. Поддерживайте
самостоятельность. Постоянно контролируя отпрыска, родители заставляют
его думать, что он не способен сам справляться с трудностями, делать
выбор и открывать новое.
5. Не сравнивайте ребёнка с кем-либо, в том числе и с собой («Вот я в твоём возрасте…»).
ЕКАТЕРИНА СОРОКА