Что читать детям?
Этим вопросом задаётся множество родителей. И правда, детской литературы кругом навалом, но что из этого сонмища действительно заслуживает внимания юного читателя? О том, чем и как утолять информационный голод ребёнка, рассказала научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи Мария Минаева.
– Мария Андреевна, дети и литература: не устарело ли? Особенно для родителей. Не проще ли включить мультфильм, чем читать книгу?
– Дети и литература – это устареть не может. Это один из «слонов», на которых зиждется воспитание. Книга – это пища для ума. А у ребёнка огромный информационный голод. Конечно, утолять его можно и мультиками, но качественная разница налицо. Я уверена, что начинать нужно с книг. И когда ваше чадо их полюбит – тогда уже включать мультфильмы.
О пользе чтения можно говорить очень долго и нудно. Но если вы хотите, чтобы ваш ребёнок говорил на правильном русском языке, а не цитировал корявые переводы из американских мультфильмов, чтобы у него развивались фантазия и воображение, чтобы он имел своё мнение и мог его аргументировать, чтобы мог себя занять и играл сам, один, и при этом не маялся от скуки, чтобы он больше знал о мире, – читайте ему книги. Только хорошие.
– На Ваш взгляд, что значит «хорошие книги»?
– Сейчас детских книг столько, что можно просто утонуть в них. Все их не прочесть ни за что и никогда. Как же быть? Я твёрдо стою на том, что покупать детям надо только те книги, которые вы прочли сами и убедились в их качестве. Лучше ещё и отзывы почитать. А второй критерий – это сам ребёнок. Конечно, ему может понравиться и какая-нибудь ерунда, это уж мы, родители, должны фильтровать, но то, что ему не понравится, – это показательно. И третий критерий тоже есть. Про него в детской песенке бардов Никитиных хорошо поётся:
Чтобы-чтобы-чтобы снова
Добрый злого победил,
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!
Речь здесь идёт о борьбе добра со злом. Именно добра со злом, а не хорошего с лучшим – чем грешили некоторые советские мультики, не из ряда выдающихся, конечно. Это присуще, к сожалению, и современной детской православной литературе. В качестве примера назову «притчу во языцех»: книгу о некоем православном ёжике, который ходил в паломничество и молился о прекращении засухи. Такая слащавая, лишённая образности и интриги литература с такими суперположительными героями, что аж зубы сводит, во-первых, бесполезна. Во-вторых, не имеет художественных достоинств, не развивает чувства прекрасного. И как-то не веришь ни в таких благочестивых ёжиков и смиренных божьих коровок, ни в таких детей. И дети в них не верят.
– После ознакомления с такой, простите, литературой хочется обратиться к старым знакомым. Они, правда, не из официального православного лагеря: Пеппи Длинныйчулок, Мио, Паганель, Том Сойер, Чук и Гек, Витя Малеев, Алиса Селезнёва и т. д.
– Есть такой шведский писатель и художник – Свен Нурдквист. У него выпущена серия книг про котёнка Финдуса и его хозяина старичка Петсона. Они не молятся, они даже вроде каких-то особо показательных добрых дел не совершают. Но таким миром и любовью от их отношений веет, и такие они правдивые, и Финдус настолько похож на любопытного и шкодливого, но в то же время тянущегося к любящему взрослому малыша, что веришь им безоговорочно. И ребёнок верит, и моя любознательная двухлетка тащит читать каждый вечер именно эти книги.
Конечно, есть и «Рассказ о неизвестном герое» Маршака, и «Чудесный доктор» Куприна, и волшебный совершенно Шмелёв с его «Летом Господним», и «Тимур и его команда», как бы это всё вместе странно ни смотрелось. Да-да, советская литература нашим детям много дала, и в нравственном плане она на очень и очень высоком уровне.
Меня как-то поразила книжка, увиденная в православной лавке. Называлась она «Мальчик без шпаги» и повествовала о страстотерпце цесаревиче Алексее. И может быть, неплохой была эта книжка, но название меня покоробило. Потому что есть такой писатель Владислав Крапивин. Он в 1970-х годах написал книгу «Мальчик со шпагой». И автор книги о святом цесаревиче, на мой взгляд, высокомерно противопоставляет его героям Крапивина. А между тем крапивинские мальчишки-пионеры многому смогли бы научить православных отроков – и чести, и отваге, и взаимопомощи, и размышлениям о собственной душе, несмотря на пионерский галстук на шее.
Мне сейчас сложно вспомнить прям вот православные талантливые детские книжки. Ну, пожалуй, назову Юлию Вознесенскую, особо выделив у неё романы «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» и «Паломничество Ланселота», но это уже подростковая литература.
– А многоспорное фэнтези, на ваш взгляд, полезно детям?
– А Баба-яга, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, богатыри, Марья Моревна и прочие – полезны детям? Вопрос только в качестве: я убеждена, что хорошее фэнтези очень полезно. Но хорошее фэнтези на сегодня, по-моему, это три автора: Толкин, Льюис и Роулинг. Главная черта книг перечисленных авторов – это то, что их герои переступают через себя, чтобы сделать хорошо другим, жертвуют своими интересами, деньгами, репутацией, здоровьем, жизнью. Они выполняют Христовы заветы, не будучи номинально христианами. Они учат своим примером, а не дают наставления. Они правдивы. А православные ёжики – это искусственный продукт, как и сочинённые православными авторами смиренные девочки в платочках и мальчики-алтарники.
Конечно, детям нужно читать и Священное Писание, и жития святых, сейчас множество хороших адаптированных изданий. Это важно. А ещё важно, чтобы были хорошие книги, не поучающие, а подающие пример.
Нет, книг хороших много. Но взрослым, мне кажется, пока легче в этом смысле, чем детям. Я очень надеюсь, что мы сможем давать им добрую литературу постоянно.
ПЁТР ДАВЫДОВ