Ах, этот тр-р-рудный звук «р»!
Выговаривать звук «р» – та ещё задача! Неудивительно, что детвора осваивает его последним, лет этак в пять–шесть. А раньше, впрочем, и не получится – очень уж сложный звук. Требует хорошо развитого речевого аппарата, сильных корня языка и уздечки. Поэтому тренироваться надо и в детском саду, и дома.
Чтобы помочь ребёнку быстро научиться выговаривать звук «р» изолированно, в словах и предложениях (закрепить правильную артикуляцию и развить фонематический слух, звуковой анализ, моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание), облеките занятие по его автоматизации в игровую форму. Например, разыграв сюжетную ситуацию «Тигр в гостях». Попутно можно развить умение образовывать простые распространённые предложения, изменять существительные по падежам и употреблять антонимы, выработать навык самоконтроля речи и сформировать положительную мотивацию к приобретению знаний. Для этого понадобятся игрушечный тигр, фигурки животных, конструктор для постройки дороги, профиль артикуляции звука «р» и изображения продуктов, в том числе содержащих в названии данный звук.
Перед началом занятия обязательно проведите артикуляционную гимнастику, например, «Язычок – наш дружок». Полезно будет выполнить такие известные артикуляционные упражнения, как «Лошадка», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье», «Болтушка», «Дятел».
Следующий этап – уточнение артикуляции звука «р». Рассмотрите вместе с ребёнком профиль артикуляции данного звука и попросите рассказать, как надо его произносить. Допустимо подсказывать наводящими вопросами: «Какое положение принимают губы и зубы при произношении звука "р"?», «Где находится кончик языка?», «Что делает горлышко?» и т. п. Пусть малыш проделает все движения возле зеркала.
После повторения пройденного материала можно переходить к сюжетным и дидактическим играм. После окончания занятия подведите его итоги и обязательно похвалите ребёнка.
Язычок – наш дружок
Язычок – наш дружок (высунуть язык),
Он в домике живёт. (Открыть рот-домик.)
В домике есть: потолочек (двигать языком по верхнему нёбу),
Полик (двигать языком внизу),
Стены (двигать языком изнутри по щеке вверх-вниз),
Есть заборчик белый-белый (улыбнуться).
Вверху (двигать языком по верхним зубам),
Внизу (двигать языком по нижним зубам).
Автоматизация звука «р» в словах
Надо накормить тигра Рому (иного персонажа со звуком «р» в имени) продуктами, в названиях которых есть звук «р». Ребёнок должен рассмотреть картинки разной еды, проанализировать, в каких словах есть заданный звук, и проговорить их: «Мы кормили Рому рыбой (помидором, грушей, кукурузой и т. д.)».
Автоматизация звука «р» в предложениях
Создайте сюжетную ситуацию: «К нашему тигру спешат друзья. Но они не знают, как к нему добраться. Давай построим дорогу и проведём по ней друзей». Проговаривайте с малышом предложения: «Мы построили с тигром дорогу для друзей. По дороге идёт корова. По дороге спешит барсук. По дороге прыгает барашек. По дороге идёт поросёнок. По дороге бежит овчарка». Можно предложить ребёнку найти и отправить за забор домашних животных: «За забор отправим корову (барашка, поросёнка, овчарку)».
Скажи наоборот
Надо закончить предложения:
1. Поросёнок весёлый, а барашек, наоборот, … (грустный).
2. Овчарка смелая, а поросёнок, наоборот, … (трусливый).
3. Тигр мягкий, а трактор… (твёрдый).
4. Барсук мелкий, а корова… (крупная).
5. У тигра хвост длинный, а у поросёнка… (короткий).
6. Поросёнок ленивый, а тигр…(трудолюбивый).
7. У тебя голос тихий, а у тигра… (громкий).
Пальчиковая гимнастика «Ходит ёжик»
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу (круговые движения ладоней с колючим мячиком между ними)
И колючками своими колется, колется (сжимание кулачков с мячиком).
А я ёжику-ежу ту тропинку покажу (линейные движения кистями рук),
Где катают мышки маленькие шишки (прокатывание мячика на тыльной стороне ладони.)
Развитие графомоторных навыков
Предложите ребёнку соотнести звук «р» с его буквой: «Давай вспомним, в каком домике живет звук "р"». В качестве закрепления малыш должен найти букву «Р» на листе бумаги и заштриховать её.
НАТАЛИЯ МАЦУТА, учитель-дефектолог яслей-сада № 4 г. Скиделя