Синдром выученной беспомощности
В жизни каждого человека случаются неприятные, стрессовые, травматические события. От этого никто не застрахован. Но почему же люди так по-разному на это реагируют? Одни впадают в ступор, другие паникуют, а третьи направляют силы и энергию на устранение неприятностей. Почему одни продолжают бороться, а другие сразу сдаются?
Оказывается, стратегии поведения в стрессовой ситуации зависят от множества факторов, и отнюдь не последнее место в этом списке занимает так называемая «выученная беспомощность».
Выученная (приобретённая) беспомощность – состояние человека, при котором он не пытается чем-либо поспособствовать улучшению своего положения, хотя у него могут быть для этого ресурсы. Такой человек безынициативен, тревожен, зависим, пассивен и часто занимает позицию беспомощной «жертвы обстоятельств», обвиняя кого угодно, но только не себя. Либо переходит на деструктивные самообвинения, которые ещё больше вгоняют его в состояние апатии, вплоть до депрессии. Слабый, никчёмный, безвольный, бессильный – частые прилагательные в описании таких людей.
Небольшой экскурс в историю
Понятие «выученная беспомощность» появилось благодаря психологу Мартину Селигману. После серии проведённых им экспериментов на собаках было установлено, что животные, которые не могли устранить или как-то повлиять на негативную ситуацию, через определённое время усваивали пассивную модель поведения. Даже когда у них появлялся шанс изменить положение, не использовали его, а бездействовали и покорно ждали окончания негативного воздействия.
То же самое применимо и к людям. Можно сказать, что это не врождённая черта личности, а приобретённое свойство, которое во многом формируется с раннего детства. Сейчас мы не будем рассматривать случаи, когда данная черта приобретается взрослым человеком из-за частых и длительных кризисных, стрессовых, травматических обстоятельств и невозможности повлиять на них, а затем распространяется на всё его дальнейшее поведение. Это тема для отдельной беседы. В данной статье рассмотрим вариант, когда человек с детства усвоил «выученную беспомощность» как модель поведения и мышления и не может от этого отказаться.
С момента рождения ребёнок – беспомощное существо, нуждающееся в постоянном уходе и опеке. Младенец просто не выживет без заботы о нём более взрослого индивида. Изначально, до овладения речью, он проявляет это через крик или плач. И вот уже на этом этапе начинают прослеживаться определённые тенденции в воспитании.
Как понять, что младенцу некомфортно
1. Отсутствие или слабая реакция родителей на плач или крик младенца. Если близкие никак не реагируют на зов ребёнка, у него может начать формироваться пассивный способ реагирования. Зачем пытаться что-либо сделать, привлечь внимание к проблеме, если это не имеет никакого эффекта? Сам он решить проблему не может, а на его «просьбу» о помощи никто не отвечает. Значит, незачем и стараться.
2. Адекватная реакция родителей на плач или крик. Если родители умеют правильно реагировать на зов ребёнка, это формирует у него благоприятное восприятие мира в целом и активную позицию. Если малышу будет плохо и дискомфортно, а он не сможет это устранить самостоятельно, то постарается как-то донести проблему до окружающих людей, чтобы они ему помогли.
3. Чрезмерная реакция родителей на плач малыша. Эту модель поведения называют гиперопекой. Взрослые стремятся предугадать желания младенца и удовлетворяют его потребности ещё до того, как он об этом «попросит». В дальнейшем у такого ребёнка формируется всё та же пассивная модель поведения, при которой, даже попав в неприятные условия, он не будет пытаться хоть как-то повлиять на ситуацию, а будет ждать помощи, даже не попросив о ней. По принципу «вы должны догадаться сами».
Сейчас мы рассмотрели только самый ранний уровень взаимодействия с детьми, когда те ещё не могут выразить словами свои потребности и самостоятельно их удовлетворить. А ведь в дальнейшем родители часто совершают ещё больше ошибок, укрепляя в детях пассивное отношение к жизни.
Основные ошибки в воспитании
1. Гиперопека и сверхконтроль. В ситуации тотального контроля и заботы со стороны родителей ребёнку трудно развить самостоятельность и активную жизненную позицию. А зачем? Ведь от него ничего не зависит. Всё, что ему надо, он получит и просто так, да и, собственно говоря, что ему надо тоже подскажут «заботливые» близкие. А когда, повзрослев, человек остаётся один на один с окружающим миром, он совершенно не готов брать ответственность за свои действия и решения и всё так же ждёт решения своих проблем кем-то другим, не предпринимая ничего для этого.
2. Излишняя жёсткость и критика. Это вторая распространённая ошибка. Да, не стоит постоянно хвалить ребёнка за любое действие, но и критиковать нужно правильно, не отбивая желания делать что-то самостоятельно. «Опять у тебя не получилось!», «Какой же ты неумеха!», «Из твоих затей никогда не выйдет ничего хорошего!», «Не умеешь делать – так и не берись!», «От твоей помощи одни проблемы!» – часто родители в злости говорят подобные вещи, забывая о том, какую негативную программу получают дети. А потом возникает удивление: «Почему же ребёнок такой пассивный, безынициативный, апатичный?». А всё потому, что он усвоил: его действия не приносят ничего хорошего, а лишь усугубляют ситуацию. Значит, лучше ничего не делать, чтобы не стало ещё хуже.
3. Неумение отличать возможное от невозможного. Да, люди не всесильны. Есть вещи, которые изменить не в нашей власти. Катастрофы, стихийные бедствия, болезни, смерть. Всё это – неотъемлемая часть жизни. Сталкиваясь с подобными ситуациями, человек испытывает беспомощность, слабость, бессилие. И это нормально. Родители обязаны в общих чертах рассказать об этом ребёнку, разграничив то, что он в состоянии исправить, а что нет. Объяснить, что не стоит зацикливаться на трагических моментах, поскольку в жизни существует множество ситуаций, которые он может изменить к лучшему.
4. Завышенные требования. Если малышу давать задания, которые в силу своих возможностей он не способен выполнить либо выполняет недостаточно хорошо, у него может сформироваться убеждение, что он вообще не способен справиться с каким-либо делом. А родители только подкрепляют в нём эту уверенность.
5. Собственный негативный пример. Думаю, не стоит объяснять, как важен для ребёнка родительский пример. Мало толка от разговоров о том, что «жизнь в твоих руках», «нужно действовать», «не сиди на месте, будь активным», если мама и папа на практике не придерживаются подобного мнения, а ещё и прямо противоречат ему своими действиями. Хотите, чтобы дети были активными и успешными? Начните с себя!
Как сформировать активную жизненную позицию и позитивное отношение к себе
1. Поощряйте инициативу. Замечайте даже незначительные, на ваш взгляд, самостоятельные действия ребёнка, хвалите его за них. Допустим, если захотел сам завязать шнурки, то не нужно делать это за него, исходя из позиции «так будет быстрее» или «он ещё маленький, не справится». Помогите ребёнку, если надо, но не выполняйте всю работу.
2. Критические замечания – в уважительной форме и только по делу. По-разному воспринимаются высказывания: «Посмотри, что ты натворил, растяпа!» и «Как ты думаешь, хорошо ли ты поступил? А что нужно было сделать?». Пусть ребёнок с вашей помощью сам поймёт, что сделал что-то не так и постарается это исправить (после этого необходимо его похвалить). Помните, критиковать можно поступок, но не личность.
3. Будьте позитивным примером. Если родители сами ведут себя не так, как учат ребёнка, ничего дельного из этого не выйдет.
4. Неудачи – это нормально. Дети как можно раньше должны понять, что не всё у них будет получаться, но к этому следует относиться спокойно. Важно научить их не падать духом, если что-то пошло не так. Пусть они знают, что большинство ситуаций можно изменить в лучшую сторону, проявив смекалку, настойчивость, решительность и веру в свои силы.
5. Учите позитивному отношению к жизни. Научите ребёнка видеть хорошее в окружающем мире: радоваться солнцу, природе, родным людям, каждому новому дню. Поспособствуйте развитию позитивного мышления. Пусть вместо того, чтобы переживать «У меня не получилось сделать», малыш подумал: «А что я могу ещё предпринять, чтобы это получилось?», «Могу ли я сделать что-то другое?». Пусть он видит не одну закрытую дверь, а две открытые рядом.
6. Содействуйте повышению самооценки ребёнка. Больше хвалите его, радуйтесь успехам, не сравнивайте с другими детьми. Он должен усвоить, что родные ценят и любят его в любом случае, что даже когда родители ругают, он важен для них. Что они огорчены не им самим, а результатом его действий. И что есть много других дел, которые он выполняет хорошо.
7. Поощряйте стремление к знаниям, поиску новых решений и идей. Откликайтесь на любознательность малыша, отвечайте на его вопросы и сами их активно задавайте. Пусть он подумает и поищет решения самостоятельно.
8. Необходимо открытое и свободное общение внутри семьи, нацеленность на совместное решение сложных вопросов. Это позволит ребёнку в дальнейшем более эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Если вначале все мы слабы и беспомощны, то в процессе развития человек получает всё больше возможностей для изменения этого состояния. Большая роль отведена здесь именно родителям и их подходу к воспитанию. Помните, гораздо проще сформировать с раннего детства у ребёнка правильную модель мышления и поведения, чем потом исправлять её во взрослом возрасте!