Разрушители систем
Есть на свете уникальные и удивительные дети, сходу выделяющиеся среди сверстников. Они спокойные и уверенные в себе, творческие и очень чуткие. Чаще всего их называют детьми индиго. Но одарённость сопутствует непринятию правил и запретов, что становится серьёзной проблемой в детском саду и школе. Как, впрочем, и инаковость. Как вовремя распознать талантливого ребёнка, поддержать и примирить с системой образования?
В настоящее время принято считать, что дети индиго – уникальные и сильные. Они могут легко использовать как левое, так и правое полушария, поскольку художественно одарены и технологически продвинуты. Эти дети страстные, творческие и ранимые. Многие обладают той или иной формой экстрасенсорных способностей или чувствительности. Зачастую усиленной способностью воспринимать чувства окружающих, общаться с животными или видеть то, что, как они считают, никто другой не видит.
Несмотря на свою гениальность и необычность, дети индиго часто страдают от +проблем, которые со временем становятся преимуществами, хотя и тормозят умственное развитие на ранних этапах. Специалисты по педиатрическому поведению выдвинули теорию о том, что вся социальная конструкция такого ребёнка происходит от родителей, которые отказываются признать, что у него есть поведенческие проблемы, часто СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или расстройства аутистического спектра. В сущности, дети индиго часто страдают от непонятости, неприятия окружающими и могут отключаться (уйти в себя), потому что думают, что их считают странными. Особенно это усиливается, если ребёнок не знает никого, кто мог бы помочь понять, что он переживает.
Многие индиго обладают воинственным характером, живут интуитивными мыслями и чувствами. Им трудно приспособиться к школьной системе и контролю со стороны родителей.
Как распознать индиго
Одарённых детей легко определить по их чувствительности, творчеству, духовности и общему поведению. Они всегда очень умны и полны вопросов и требований, энергичны и активны, обладают сильной волей и большим чувством собственного достоинства и важности.
Индиго часто ориентированы на правое полушарие, поэтому их обычно привлекают занятия музыкой, искусством, они пишут стихи и уходят в духовность.
Такие дети очень страстны и преданы друзьям, которых у них бывает много. Они верят в честность в общении в частности и в отношениях в целом. Их часто сбивают с толку бесчестность, манипуляции и другие формы эгоистичного поведения, которые многие считают нормальными.
Ключевой особенностью индиго часто является гнев, вызванный навязыванием и давлением «авторитетом» – его они не признают на глубинном уровне. Они знают, что мы все равны, поэтому приходят в ярость от тех, кто берёт власть и ведёт себя диктаторски, будь то родители, учителя или начальство.
Индиго-дитя
Индиго в детстве активен, энергичен и изобретателен. Такие дети могут развлекаться и часами играть в своих мирах. У них часто есть воображаемые друзья.
Мальчики более склонны к гиперактивному и деструктивному поведению. Вероятно, это культурно обусловлено потребностью нашего общества выражать мужское доминирование, которое они улавливают на ранней стадии.
Исключительный интеллект индиго может раздражать взрослых, поскольку такие дети захотят обсудить каждую данную им инструкцию. Пока родители не поймут, что их особенный ребёнок так учит уважать своё право на выбор и уважать этот выбор, они будут сталкиваться на каждом шагу с борьбой за власть и битвой характеров.
Правильный способ справиться с индиго – быть готовым вести переговоры, объяснять и предлагать варианты. Голые инструкции «делай, как тебе говорят» вызовут только враждебность или безразличие.
Индиго-подросток
Как и большинство подростков, индиго достигает состояния перехода к половой зрелости и становится капризным и раздражительным по мере физиологических изменений тела. В этот период они часто «отключаются» от традиционного образа жизни и выбирают «альтернативы», которые считают более значимыми, весёлыми или просто сложными для взрослых.
К сожалению, многие начинают пробовать наркотики, вступают в различные деструктивные 0неформальные организации, пропадают на вечеринках, основанных на химически индуцированных состояниях блаженства, вызывающих привыкание. В этот момент подросток выражает свой гнев и неприятие системы, которая не предлагает ничего ценного для души индиго. Родителям и педагогам действительно нужно задаться вопросом, почему такие умные и творческие дети стремятся к самоуничтожению.
Другая форма саморазрушающего поведения подростков индиго возникает, когда они проецируют на себя ценности родителей и стремятся добиться сверхдостижений. Для этого такие дети часто развивают феноменальные академические и технические способности, но жертвуют эмоциональным развитием, что может нанести огромный ущерб в дальнейшей жизни, когда они будут стремиться создать значимые партнёрские отношения.
Индиго и система образования
Одарённые дети часто сильно не любят школу, особенно если им не повезло оказаться в обычной. С одной стороны, здесь они часто борются с авторитетом и давлением сверстников, что может быть довольно подавляющим для юной души индиго с небольшим реальным пониманием «власти над другими», состояний доминирования и подчинения, характерных для нашего общества. У индиго очень обострено чувство справедливости, если с ними или кем-то другим происходит что-то неправильное, нечестное, это более чем огорчает их и часто вызывает возмущение. Такие качества делают их очень сложными для учителей, родителей и, конечно же, других детей.
С другой стороны, ориентация индиго на правое полушарие мозга означает, что они изо всех сил пытаются сохранить интерес и сосредоточиться на школьной программе, разработанной для деятельности левого полушария. Потребность выражать свою энергию в движении означает, что одарённые дети неугомонны и могут иметь разрушительное поведение. К тому же индиго изрядно надоедает медленный (исключительно для них) темп и повторяющиеся задания стандартной школьной программы, которую учителя считают подходящей для обычных учеников, не понимая интеллектуальных потребностей одарённых, нацеленных на решение реально сложных задач. Когда же они начинают отставать от сверстников, то зачастую испытывают стресс и тревогу.
Поэтому проблемы индиго в школе, включая СДВГ и деструктивное поведение, являются результатом скуки и раздражения. Нарушения обучаемости, такие как дислексия, часто также отражают альтернативные способы существования и мышления, используемые такими детьми.
Каждому ребёнку необходимо образование, которое учитывает его индивидуальные потребности и интересы. У индиго эта потребность возрастает в геометрической прогрессии. Прося или заставляя выполнять задачи, которые кажутся им бессмысленными и неактуальными, можно вызвать у них не просто раздражение, но и сильное эмоциональное расстройство, в то время как другие дети спокойно мирятся с этаким положением дел.
Большинство индиго считают, что то, чему учат в школе, редко имеет отношение к реальной жизни. Это ограничивает их интеллектуальный опыт.
Важная задача школы в работе с такими детьми – оказание им помощи в познании себя, своих способностей и формирование желания пользоваться ими в жизни.
Правила организации учебного процесса с детьми индиго
1. Повышать учебную мотивацию через поддержку самооценки, систему поощрений и использование нетрадиционных и альтернативных форм работы. Например, ребёнок сам выбирает способы выполнения и вид домашнего задания.
2. Учитывать психофизиологические особенности:
• практиковать чёткость и лаконичность инструкций;
• избегать категорических запретов и установок;
• использовать мобильное чередование видов деятельности (в зависимости от степени утомляемости ребёнка);
• реализовать потребность в движении;
• снизить требования к аккуратности.
3. Развивать дефицитарные функции: повышать уровень внимания, снижать импульсивность и склонность к деструктивной двигательной активности.
4. Обучать конструктивным формам взаимодействия с учителями и одноклассниками: мирным способам решения конфликтов и споров, выражения гнева; самоконтролю; приёмам структурирования учебного времени.
Жизнь рядом с индиго
Индиго рождаются с сильным чувством собственной миссии, а обострённое чувство справедливости, развитое воображение и изобретательность, иной образ мышления, неприятие чужих правил зачастую делают их объектом насмешек и травли со стороны ровесников. Отстаивая свою правду и свой выбор, одарённые дети, как правило, идут двумя путями: активно добиваются права на «место под солнцем» с помощью кулаков либо замыкаются в себе, игнорируя раздражающий фактор. В любом случае если индиго достаточно долго заставляют чувствовать себя никчёмным и недостаточно хорошим, зачастую он начинает считать себя неудачником, поскольку не справился с реализацией своей жизненной задачи. Это делает его подавленным, злым, невротичным и стремящимся к саморазрушению.
Вовремя проявленное внимание, уважение, поддержка и подтверждение ценностей и значимости одарённого ребёнка, напротив, открывает ему путь в мир успешных и счастливых, удивительно тонко чувствующих и созидающих людей, способных принести обществу вне сомнений огромную пользу.
Десять рекомендаций по воспитанию
Столкнувшись со сложностями в школе, индиго склонны обращаться за поддержкой и помощью к близким. Помните, дети, одарённые они или нет, не предназначены быть клонами своих родителей или нести их чаяния. Уважайте индиго такими, какие они есть, и они будут процветать.
Чтобы совладать с их тонкой, свободолюбивой и упрямой натурой, родители должны следовать нескольким рекомендациям.
1. Будьте всегда честны. Дайте ребёнку честные, понятные объяснения по любой ситуации.
2. Манипуляциям «нет».
3. Проявляйте уважение. Хотя индиго и младше, это не значит, что они не мудрее, по крайней мере, с точки зрения их внутреннего состояния. Будьте уважительны. Помогите им в процессе принятия решений и в создании различных правил.
4. Поощряйте. Попытайтесь развить у ребёнка независимость и самостоятельность в принятии решений, например при выборе одежды.
5. Цените неординарные способности чада.
6. Научите ребёнка экономить энергию. Индиго очень чувствительные, поэтому у них часто могут быть сильные перепады настроения из-за энергетической обстановки в семье или окружающей среде.
7. Обучайте методам расслабления и медитации. Это позволит легче переносить различные повседневные ситуации и лучше сохранять равновесие.
8. Уважайте эмоциональную чувствительность ребёнка. Помогите ему поднять порог толерантности, чтобы лучше справляться с определёнными эмоциями.
9. Повысьте осведомленность индиго о природе и его роли в мире.
10. Предоставьте чаду свободу. Детям индиго необходимо давать абсолютную свободу, но в пределах дозволенного. Ребёнок должен знать те границы, переступать которые запрещено.
НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог