Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Ранняя половая жизнь

Первый сексуальный опыт, несомненно, является одним из важнейших переживаний человека, которое влияет на его подход не только к физическому контакту в будущем, но и к формированию отношений. К сожалению, более раннее развитие детей и подростков, большая их свобода и независимость от мира взрослых, а также сексуальная революция обусловили тенденцию к снижению возраста начала половой жизни. Чем опасно преждевременное вступление в сексуальные отношения?

Первая влюблённость побуждает человека искать близость в форме сексуальных контактов – инициации. Это способствует приобретению нового опыта, необходимого для построения будущих отношений. Проходят проверку действительностью планы и мечты о близком и настоящем партнёрстве и создании семьи. Поэтому первый сексуальный опыт очень важен. Если он пройдёт неудачно и до достижения соответствующей эмоциональной зрелости, возможность дальнейших счастливых отношений с другим человеком может стать неосуществимой.
Хуже разговоров о сексе может быть только молчание о нём. К сожалению, тема первого полового контакта, как и половое воспитание в целом, считается табу для разговоров в школе и дома. Игнорируя и замалчивая её, взрослые подталкивают детей к самостоятельным поискам информации и ранним «экспериментам». Преждевременный половой контакт (13–16 лет) губителен для эмоционального и полового развития молодого человека. Среди множества нежелательных эффектов: заниженная самооценка, депрессии, суицидальные попытки, отвращение к общению и даже отношениям, незапланированная беременность, склонность к случайным связям, развитие различных сексуальных дисфункций и т. д.

Причины ранней половой жизни:
1.    Быть как все. Проявляется в нездоровом окружении, где подобное поведение – норма. Подростки не хотят выделяться из группы и пытаются в какой-то мере вписаться в её правила. Часто встречается в заведениях типа интернатов, а также при проживании вне дома.
2. Ложные идеалы. Чрезвычайно большое влияние на более раннее начало сексуальных отношений оказывает широкодоступный эротический контент, который можно найти в интернете и который распространяется по телевидению. Благодаря стандартам, навязанным кино, художественной литературой и СМИ, многие подростки, особенно девушки, имеют ошибочные представления о первом сексе. Одни ожидают романтическую ночь при свечах и страсть, другие думают, что это будет самое большое удовольствие, которое они когда-либо испытывали. Но правда в том, что опыт у всех разный. Иногда он оправдывает ожидания, а иногда ужасен и оставляет психологическую травму на всю жизнь.
3. Поднятие самооценки и попытка самоутверждения. Подростки очень часто испытывают неуверенность, стыд, неприятие собственного тела: «Я некрасивая», «У меня прыщи на лице» и т. д. Половые отношения – это как противоядие против комплексов, доказательство себе и другим, что «со мной всё в порядке». Многим также кажется, что это сделает их более популярными, отразит «крутизну» и взрослость.
4. Неумение отказывать и принуждение. Насилие на свиданиях представляет собой реальную и серьёзную опасность. Хотя большинство жертв – девушки, есть случаи, когда ими становятся и парни. Многие подростки интерпретируют собственничество и агрессивное поведение партнёра как признак любви.
Принуждение к сексу нередко предваряет эмоциональное насилие и жёсткий контроль. Партнёр запрещает общение с друзьями и семьёй, принуждает быть постоянно на связи, проверяет сумочку, личные вещи. Ведёт себя крайне ревниво (требует отчёта, где и с кем была девушка, безосновательно обвиняет её в измене), не гнушается поднять руку, указывает, как надо одеваться или сколько макияжа наносить, запугивает и т. д.
Многие подростки не рассказывают своим родителям о токсичных отношениях, потому не понимают, что представляет собой жестокое обращение, не хотят терять «свободу» и боятся, что не смогут найти другого партнёра.
5. Попытка удержать возлюбленного и «я дарю тебе себя». Подобный «бартер» ни к чему хорошему не приведёт. Это акт не любви, а самопожертвования. Едва ли такое лёгкое достижение «главного приза» у партнёра вызовет уважение или желание ценить такие отношения.
6. Получение выгоды. Характерно для семей с низким материальным достатком. Как правило, чаще происходит с девушками. Им хочется получить какие-то недоступные им вещи или предметы роскоши, поэтому они практикуют секс ради денег или с ухажёром, способным удовлетворить их материальные запросы.
7. Консервативное воспитание. Ранняя половая жизнь, сопровождающаяся незнанием, страхом и тревогами, нередко свойственна подросткам, которым не хватает общения с родителями, особенно с мамой. Постоянное замалчивание данной темы, строгое воспитание часто приводят к тому, что родители узнают о проблеме в последний момент, когда ребёнку некуда деваться.
8. Вседозволенность. Встречается в семьях с высоким материальным достатком, где дети не знают слова «нет» и купаются во «всех благах мира». Родители часто не удосуживаются хоть как-то их воспитывать, или воздействие на ребёнка сводится к его материальному обеспечению, а манеры, нормы поведения и нравственные установки оказываются за бортом. В таких семьях в раннюю половую жизнь чаще вступают мальчики, причём изначально не уважая партнёршу или относясь к ней как к вещи.
9. Неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные домашние скандалы, отсутствие одного из родителей, их неадекватность, равнодушие к потребностям ребёнка, их обесценивание, отсутствие тепла и понимания приводят к тому, что он стремится добрать физическую ласку и внимание в чужих объятиях.

Как предотвратить преждевременную сексуальную инициацию?
1.     Стремитесь укреплять с ребёнком доверительные отношения, поддерживать. Интересуйтесь его жизнью, проблемами, увлечениями, мечтами. Выделяйте хотя бы полчаса своего внимания в день на общение и ласку.
2.     Рассказывайте детям (и девочкам, и мальчикам) о том, что происходит с ними и их телом в подростковом возрасте. Не только о психологических изменениях, но и о физиологических: какие гормоны вырабатываются, на что они влияют и т. д.
3.     Объясняйте, что такое здоровые отношения, чем они отличаются от токсичных, какими бывают последствия, какую ответственность надо нести перед партнёром. Дети должны знать, какими законными правами и обязанностями они обладают, только тогда они смогут сделать безопасный и здоровый выбор.
4.     Будьте искренни и не избегайте разговоров «про это» (как правильно говорить о сексе и подобных темах подробно описано в материале «Половое воспитание: в семье и школе», опубликованном в нашем журнале № 2/2022, прим. ред.). Если вы будете игнорировать вопросы о взрослых отношениях, ребёнок начнёт искать альтернативные источники информации и проверять найденное на практике.
5.     Не будьте чрезмерно строги и бескомпромиссны. Иначе дети будут до последнего бояться попросить у вас помощи, если произойдёт что-то плохое.

Сомнения и подозрения
Не слушайте тех, кто говорит «интимная жизнь подростка – не ваше дело!», ведь это ваш ребёнок и вы несёте за него ответственность. Вы имеете право знать это наверняка. Вопрос в том, как получить эту информацию, не разрушив хрупкие взаимоотношения.
Самый верный способ – откровенно поговорить. Но даже самые доверительные отношения между детьми и родителями не всегда предполагают обсуждение таких интимных вопросов. Есть несколько косвенных признаков вступления подростка в половую жизнь, но делать выводы только по ним нельзя.
К примеру, просмотр пикантного контента может говорить о вполне нормальном интересе к данной теме, но ещё не означает, что ребёнок уже вкусил запретный плод. То же можно сказать о появившейся любви к красивому белью, более тщательному уходу за телом и подбору нарядов, вращению в кругу более взрослых друзей. «Квартирные вопросы» могут быть вызваны желанием устроить обычную вечеринку дома, пока родители в отъезде. А желание остаться с ночёвкой у друга – просто ночным бдением за компьютером или настольными играми. Даже отказ девочки посетить гинеколога может быть продиктован банальной стеснительностью, особенно если её не приучили не бояться этого важного доктора.
Смутить и зародить подозрения могут резкие изменения в поведении, загадочное выражение лица в стиле «я знаю то же, что и ты, но ты не знаешь, что я уже знаю», но и здесь возможно обычное объяснение – ребёнок просто прочитал где-то информацию и теперь показывает взрослость.

Если ребёнок уже вступил в ранние половые отношения
1.    Не паникуйте и не драматизируйте. Когда-нибудь это должно было случиться. Выдохните, проглотите гнев, обвинения и причитания и успокойтесь. Ваша негативная реакция на поведение подростка, особенно если вы ещё не разобрались в вопросе, способна привести к эмоциональному срыву и психической травме. Поэтому к разговору с ребёнком надо подходить в максимально устойчивом и уравновешенном состоянии.
2.    Выясните для начала, что эти отношения собой представляют, что в них привлекает подростка, что он получает в результате.
3.    Если сложно самим начать этот разговор, желательно обратиться за помощью к специалистам.
4.    Часто у несовершеннолетних возникают проблемы с преодолением последствий: не столько правовых или социальных, сколько эмоциональных. В таких ситуациях также необходима консультация – психолога или сексолога.

И семья, и школа как места, где подростки проводят большую часть своего времени, должны информировать молодых людей и воспитывать их в сексуальном плане. Адекватное половое воспитание – крайне необходимая мера для предупреждения всех негативных последствий ранней половой жизни. Обязательно необходимо внушать подросткам, что полноту любви можно испытывать, будучи зрелой во всех отношениях личностью. Возможно, тогда в жизни молодых людей будет меньше разочарований и трагедий.


НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог