Ранняя половая жизнь
Первый сексуальный опыт, несомненно, является одним из важнейших переживаний человека, которое влияет на его подход не только к физическому контакту в будущем, но и к формированию отношений. К сожалению, более раннее развитие детей и подростков, большая их свобода и независимость от мира взрослых, а также сексуальная революция обусловили тенденцию к снижению возраста начала половой жизни. Чем опасно преждевременное вступление в сексуальные отношения?
Первая влюблённость побуждает человека искать близость в форме сексуальных контактов – инициации. Это способствует приобретению нового опыта, необходимого для построения будущих отношений. Проходят проверку действительностью планы и мечты о близком и настоящем партнёрстве и создании семьи. Поэтому первый сексуальный опыт очень важен. Если он пройдёт неудачно и до достижения соответствующей эмоциональной зрелости, возможность дальнейших счастливых отношений с другим человеком может стать неосуществимой.
Хуже разговоров о сексе может быть только молчание о нём. К сожалению, тема первого полового контакта, как и половое воспитание в целом, считается табу для разговоров в школе и дома. Игнорируя и замалчивая её, взрослые подталкивают детей к самостоятельным поискам информации и ранним «экспериментам». Преждевременный половой контакт (13–16 лет) губителен для эмоционального и полового развития молодого человека. Среди множества нежелательных эффектов: заниженная самооценка, депрессии, суицидальные попытки, отвращение к общению и даже отношениям, незапланированная беременность, склонность к случайным связям, развитие различных сексуальных дисфункций и т. д.
Причины ранней половой жизни:
1. Быть как все. Проявляется в нездоровом окружении, где подобное поведение – норма. Подростки не хотят выделяться из группы и пытаются в какой-то мере вписаться в её правила. Часто встречается в заведениях типа интернатов, а также при проживании вне дома.
2. Ложные идеалы. Чрезвычайно большое влияние на более раннее начало сексуальных отношений оказывает широкодоступный эротический контент, который можно найти в интернете и который распространяется по телевидению. Благодаря стандартам, навязанным кино, художественной литературой и СМИ, многие подростки, особенно девушки, имеют ошибочные представления о первом сексе. Одни ожидают романтическую ночь при свечах и страсть, другие думают, что это будет самое большое удовольствие, которое они когда-либо испытывали. Но правда в том, что опыт у всех разный. Иногда он оправдывает ожидания, а иногда ужасен и оставляет психологическую травму на всю жизнь.
3. Поднятие самооценки и попытка самоутверждения. Подростки очень часто испытывают неуверенность, стыд, неприятие собственного тела: «Я некрасивая», «У меня прыщи на лице» и т. д. Половые отношения – это как противоядие против комплексов, доказательство себе и другим, что «со мной всё в порядке». Многим также кажется, что это сделает их более популярными, отразит «крутизну» и взрослость.
4. Неумение отказывать и принуждение. Насилие на свиданиях представляет собой реальную и серьёзную опасность. Хотя большинство жертв – девушки, есть случаи, когда ими становятся и парни. Многие подростки интерпретируют собственничество и агрессивное поведение партнёра как признак любви.
Принуждение к сексу нередко предваряет эмоциональное насилие и жёсткий контроль. Партнёр запрещает общение с друзьями и семьёй, принуждает быть постоянно на связи, проверяет сумочку, личные вещи. Ведёт себя крайне ревниво (требует отчёта, где и с кем была девушка, безосновательно обвиняет её в измене), не гнушается поднять руку, указывает, как надо одеваться или сколько макияжа наносить, запугивает и т. д.
Многие подростки не рассказывают своим родителям о токсичных отношениях, потому не понимают, что представляет собой жестокое обращение, не хотят терять «свободу» и боятся, что не смогут найти другого партнёра.
5. Попытка удержать возлюбленного и «я дарю тебе себя». Подобный «бартер» ни к чему хорошему не приведёт. Это акт не любви, а самопожертвования. Едва ли такое лёгкое достижение «главного приза» у партнёра вызовет уважение или желание ценить такие отношения.
6. Получение выгоды. Характерно для семей с низким материальным достатком. Как правило, чаще происходит с девушками. Им хочется получить какие-то недоступные им вещи или предметы роскоши, поэтому они практикуют секс ради денег или с ухажёром, способным удовлетворить их материальные запросы.
7. Консервативное воспитание. Ранняя половая жизнь, сопровождающаяся незнанием, страхом и тревогами, нередко свойственна подросткам, которым не хватает общения с родителями, особенно с мамой. Постоянное замалчивание данной темы, строгое воспитание часто приводят к тому, что родители узнают о проблеме в последний момент, когда ребёнку некуда деваться.
8. Вседозволенность. Встречается в семьях с высоким материальным достатком, где дети не знают слова «нет» и купаются во «всех благах мира». Родители часто не удосуживаются хоть как-то их воспитывать, или воздействие на ребёнка сводится к его материальному обеспечению, а манеры, нормы поведения и нравственные установки оказываются за бортом. В таких семьях в раннюю половую жизнь чаще вступают мальчики, причём изначально не уважая партнёршу или относясь к ней как к вещи.
9. Неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные домашние скандалы, отсутствие одного из родителей, их неадекватность, равнодушие к потребностям ребёнка, их обесценивание, отсутствие тепла и понимания приводят к тому, что он стремится добрать физическую ласку и внимание в чужих объятиях.
Как предотвратить преждевременную сексуальную инициацию?
1. Стремитесь укреплять с ребёнком доверительные отношения, поддерживать. Интересуйтесь его жизнью, проблемами, увлечениями, мечтами. Выделяйте хотя бы полчаса своего внимания в день на общение и ласку.
2. Рассказывайте детям (и девочкам, и мальчикам) о том, что происходит с ними и их телом в подростковом возрасте. Не только о психологических изменениях, но и о физиологических: какие гормоны вырабатываются, на что они влияют и т. д.
3. Объясняйте, что такое здоровые отношения, чем они отличаются от токсичных, какими бывают последствия, какую ответственность надо нести перед партнёром. Дети должны знать, какими законными правами и обязанностями они обладают, только тогда они смогут сделать безопасный и здоровый выбор.
4. Будьте искренни и не избегайте разговоров «про это» (как правильно говорить о сексе и подобных темах подробно описано в материале «Половое воспитание: в семье и школе», опубликованном в нашем журнале № 2/2022, прим. ред.). Если вы будете игнорировать вопросы о взрослых отношениях, ребёнок начнёт искать альтернативные источники информации и проверять найденное на практике.
5. Не будьте чрезмерно строги и бескомпромиссны. Иначе дети будут до последнего бояться попросить у вас помощи, если произойдёт что-то плохое.
Сомнения и подозрения
Не слушайте тех, кто говорит «интимная жизнь подростка – не ваше дело!», ведь это ваш ребёнок и вы несёте за него ответственность. Вы имеете право знать это наверняка. Вопрос в том, как получить эту информацию, не разрушив хрупкие взаимоотношения.
Самый верный способ – откровенно поговорить. Но даже самые доверительные отношения между детьми и родителями не всегда предполагают обсуждение таких интимных вопросов. Есть несколько косвенных признаков вступления подростка в половую жизнь, но делать выводы только по ним нельзя.
К примеру, просмотр пикантного контента может говорить о вполне нормальном интересе к данной теме, но ещё не означает, что ребёнок уже вкусил запретный плод. То же можно сказать о появившейся любви к красивому белью, более тщательному уходу за телом и подбору нарядов, вращению в кругу более взрослых друзей. «Квартирные вопросы» могут быть вызваны желанием устроить обычную вечеринку дома, пока родители в отъезде. А желание остаться с ночёвкой у друга – просто ночным бдением за компьютером или настольными играми. Даже отказ девочки посетить гинеколога может быть продиктован банальной стеснительностью, особенно если её не приучили не бояться этого важного доктора.
Смутить и зародить подозрения могут резкие изменения в поведении, загадочное выражение лица в стиле «я знаю то же, что и ты, но ты не знаешь, что я уже знаю», но и здесь возможно обычное объяснение – ребёнок просто прочитал где-то информацию и теперь показывает взрослость.
Если ребёнок уже вступил в ранние половые отношения
1. Не паникуйте и не драматизируйте. Когда-нибудь это должно было случиться. Выдохните, проглотите гнев, обвинения и причитания и успокойтесь. Ваша негативная реакция на поведение подростка, особенно если вы ещё не разобрались в вопросе, способна привести к эмоциональному срыву и психической травме. Поэтому к разговору с ребёнком надо подходить в максимально устойчивом и уравновешенном состоянии.
2. Выясните для начала, что эти отношения собой представляют, что в них привлекает подростка, что он получает в результате.
3. Если сложно самим начать этот разговор, желательно обратиться за помощью к специалистам.
4. Часто у несовершеннолетних возникают проблемы с преодолением последствий: не столько правовых или социальных, сколько эмоциональных. В таких ситуациях также необходима консультация – психолога или сексолога.
И семья, и школа как места, где подростки проводят большую часть своего времени, должны информировать молодых людей и воспитывать их в сексуальном плане. Адекватное половое воспитание – крайне необходимая мера для предупреждения всех негативных последствий ранней половой жизни. Обязательно необходимо внушать подросткам, что полноту любви можно испытывать, будучи зрелой во всех отношениях личностью. Возможно, тогда в жизни молодых людей будет меньше разочарований и трагедий.
НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог