Профессиональное выгорание
Испытываете апатию, чувство бессмысленности своего труда, бесконечную усталость, проблемы со сном и пищеварением? Это синдром профессионального выгорания, частый спутник успешной деловой жизни. В 1981 году ему дали красивое образное определение: «Запах горящей психологической проводки». И он действительно заслуживает такого описания, поскольку это чрезмерное накопление негативных эмоций без возможности «разрядиться», которое развивается на фоне хронического стресса и ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника.
Чем опасно профессиональное выгорание и как его вовремя распознать, рассказала психолог Могилёвской областной психиатрической больницы, главный внештатный психолог главного управления по здравоохранению Могилёвского облисполкома Ирина Барановская.
– Ирина Геннадьевна, чем профессиональное выгорание отличается от обычной усталости?
– Во-первых, стресс всегда сопровождается чрезмерной вовлечённостью в процесс, а выгорание, наоборот, отстранённостью. Во-вторых, усталость уходит после отдыха, а выгорание – нет. В-третьих, оно распространяется на все сферы жизни человека, а стресс только на определённую ситуацию.
– А от эмоционального выгорания?
– Принципиальной разницы между ними нет, но при профессиональном выгорании человек связывает своё психоэмоциональное и физическое состояние с постоянным стрессом на работе.
– Чем опасен этот синдром?
– У него широкий спектр проявлений. От нарушений вегетососудистой системы до развития тревожных фобий. Например, со стороны физиологии могут быть головокружения, учащённое сердцебиение, проблемы с весом, нарушение сна, одышка, чувство неполноты вдоха, дерматиты, ухудшение памяти. Со стороны психики – агрессия, раздражительность, рассеянность, чувство страха и гиперответственность, негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы, повышенная критичность ко всему.
– Представители каких профессий чаще всего сталкиваются с профессиональным выгоранием?
– В настоящее время это медицинские работники, педагоги, психологи и психотерапевты, социальные работники, люди, занятые в сфере услуг, сотрудники правоохранительных органов, журналисты. Что их объединяет? Необходимость постоянно контактировать с большим количеством других людей. И не просто взаимодействовать, а изо дня в день постоянно выслушивать чужие проблемы, жалобы, переживания, а также стойко сносить недовольство, претензии и требования. Поскольку мы существа эмпатичные, то невольно откликаемся на эмоциональное состояние окружающих. Такие регулярные отклики и создают предпосылки для развития профессионального «перегорания».
– Кто ещё находится в зоне риска?
– Те, кто работает в меняющихся условиях, связанных с частыми форс-мажорными ситуациями, высокой отвественностью и большим количеством обязанностей. При этом пол и возраст большого значения не имеют, в отличие от личностных характеристик человека: уровня тревожности, обязательности и отношения к выполняемому объёму работ.
– Правда ли, что люди с позитивным мышлением реже подвержены профессиональному выгоранию?
– Да, и это давно доказано. Оптимизм делает психическое здоровье более стабильным. Также он приносит уверенность в себе, влияет на успешность человека во всех аспектах жизни, включая профессиональную деятельность. Негативное мышление, напротив, разрушает все цели и перспективы. Важно помнить, что
«как думаем, так и живём». Если строим планы, не веря в их успех и благополучный исход, то, действительно, реализуем потом свои негативные сценарии. А как живём, так себя и чувствуем.
– Можно ли распознать профессиональное выгорание ещё на этапе зарождения?
– На первой (всего их три) стадии синдрома у работника появляются рассеянность и забывчивость. Если он не помнит, сделал или нет какие-то запланированные действия (заполнил документ, позвонил нужному коллеге, отправил почту) – это первый звоночек подступающего кризиса. Но люди зачастую не обращают внимания на такие «мелочи».
– Что происходит потом?
– Примерно через 3–5 лет развивается вторая стадия. Наблюдается снижение интереса к работе, потребностей в личных встречах. Трудовая неделя кажется слишком долгой, вставать и идти на работу не хочется, а мысли о ней вызывают ощутимый дискомфорт. Возникает неудовлетворённость собой, ощущение безысходности и истощения сил. Человек жалуется на отсутствие энергии, апатию, головные боли, начинает часто простужаться (из-за хронического стресса снижается иммунитет), легко раздражается. Эта стадия длится от 5 до 15 лет.
Для третьей стадии характерна полная потеря интереса к работе и жизни, эмоциональное безразличие, отупение, отсутствие сил и желаний. Человек хочет проводить время в одиночестве, отказывается от общения с окружающими, предпочитая ему взаимодействие с природой и животными. Такое состояние может продолжаться 10–20 лет.
– Допустим, профессиональное выгорание произошло. Что делать?
– Если оно в лёгкой форме, необходимо: уменьшить нагрузку на работе, разделить дела и ответственность между коллегами, заняться реализацией своих настоящих целей, адекватно реагируя на неожиданности и неприятности. Не стоит завышать требования к себе и преувеличивать свои возможности. Ещё один вариант – поменять род деятельности.
Например, сменить умственную нагрузку на физическую (спорт, прогулки и т. д.).
– А когда надо сменить работу?
– Если понимаете, что, несмотря на все предпринятые меры, состояние усугубляется. Но прежде чем принимать такие судьбоносные решения, рекомендую обратиться за помощью к специалисту, который поможет выяснить, в чём причина недовольства, усталости и стресса,а также научит мыслить позитивно.
– Можно ли предотвратить выгорание?
– Вполне. Если вовремя устраивать себе полноценный максимально приятный отдых, заниматься любым видом спорта, практиковать скандинавскую ходьбу или обычные прогулки на свежем воздухе. Большое значение имеют режим сна и бодрствования и сбалансированное питание. Конечно, эти советы не исключают появления синдрома профессионального выгорания, но значительно уменьшают его выраженность.
Также существуют различные приёмы и техники самоподдержки, саморегуляции и первой помощи при выгорании. Полезно делать дыхательную гимнастику, упражнения на управление тонусом мышц. Так, при психоэмоциональных перегрузках возникают мышечные зажимы. Если научиться их расслаблять, то уменьшится и нервное напряжение.
СИМПТОМАТИКА ВЫГОРАНИЯ
Физические признаки:
•тремор;
•усталость;
•изменение веса;
•головокружение;
•проблемы со сном;
•снижение иммунитета;
•чрезмерная потливость;
•общее плохое самочувствие;
•нарушения пищевого поведе- ния;
•болезни сердечно-сосудистой системы.
Эмоциональные признаки:
•апатия;
•истерика;
•эмоциональное истощение;
•утрата идеалов и надежд;
•чувство беспомощности;
•неуверенность в себе;
•чувство вины;
•депрессия;
•пессимизм;
•потеря мотивации;
•негативное восприятие своего профессионализма.
Поведенческие признаки:
•уход от ответственности;
•работа более 45 часов в неделю (трудоголизм);
•импульсивность;
•социальная самоизоляция;
•перенос своих проблем на окружающих;
•на выполнение обязанностей надо больше времени, чем раньше;
•«заедание» проблем;
•употребление наркотиков или алкоголя, чтобы справиться со стрессом.
ТЕХНИКИ ДЛЯ БОРЬБЫ С ВЫГОРАНИЕМ
Пушинка
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы она не колыхалась.
Самопоощрение
Людям необходима похвала за работу, особенно в условиях повышенных нервнопсихических нагрузок. Иначе служебные действия кажутся недооценёнными, появляется чувство бессмысленности, ненужности, безысходности: «Что бы я ни сделал, руководству всё равно», «Моя работа ничего не стоит» и т. д.
Снизить уровень тревожности и психоэмоционального напряжения позволяет самоодобрение. Хвалите себя при любой возможности, даже за мелочи: «Умница!»,«Отличная работа!», «Круто получилось!». Желательно делать это не менее 5–7 раз в течение рабочего дня.
Ритм
Задайте организму определённый ритм с помощью монотонных движений. Например, перебирайте бусины на чётках или ожерелье, походите по кабинету (два шага – вдох, пять шагов – выдох) и т. д.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.Найдите причину неудовлетворённости работой и немедленно устраните её.
2.Проведите анализ соотношения положительных и негативных факторов в своей работе. Если минусов больше, задумайтесь о её смене.
3.Научитесь выстраивать чёткие границы между рабочим и личным временем.
4.Не переживайте за те ситуации и проблемы, на которые вы не можете повлиять и не в силах что-либо изменить.
5.Осуществляйте только свои цели и потребности, а не те, которые вам стараются навязать.
6.Заботьтесь о своём здоровье, соблюдайте режим сна и бодрствования, занимайтесь спортом, больше гуляйте и отдыхайте на природе.
ДАРЬЯ РАДЬКОВСКАЯ