Пришло время понимать
Страхи, тревожность, негативные мысли и сниженное настроение возникают в условиях современной пандемии. Прежде всего связано это с высоким уровнем неопределённости. Где черпать ресурс? Как определиться с мерой заботы о себе и о своём окружении? Влияет ли наше психическое состояние на физическое здоровье?
Если людей пугать достаточно сильно и достаточно долго, они пойдут за любым, кто пообещает спасение.
Стивен Кинг «Туман»
Когда мир встречается с новыми эпидемиологическими вызовами, каждый человек оказывается перед выбором стратегии жизнеобеспечения.
Эмоциональное состояние человека в необычно трудных ситуациях
Стресс (острый, хронический) – характерное для повседневной жизнедеятельности напряжённое психоэмоциональное состояние, зачастую не приводящее к отрицательным последствиям.
Дистресс – вид стресса, который характеризуется невозможностью человека переработать событие и адаптироваться к ситуации.
Эустресс – вид стресса, который отличается повышением настроения, интереса к жизни, приливом сил, желанием что-то делать.
Любой вид стресса сопровождается процессом изменения способов жизни, связанных с новыми условиями реальности. Стресс, испытываемый индивидуально, может стать коллективным. Стрессом может стать наличие болезни, неопределённость диагноза, статистические данные по уже заболевшим и смертности, неблагоприятный прогноз, угроза заражения близких, прогноз финансового, коммерческого или профессионального спада, угроза жизни и возможность дальнейшего ухудшения здоровья.
Фрустрация – эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели.
Стресс в условиях эпидемиологически неблагоприятной обстановки может вызвать фрустрацию, поскольку резко нарушается удовлетворение стабильных потребностей человека на фоне общего стрессового напряжения, меняются жизненные стереотипы, появляется оторванность от привычного уклада жизни и среды общения. Длительная фрустрация приводит к перегрузке гормональной системы, истощению психических, физических, эмоциональных возможностей человека, возникновению психосоматических заболеваний. Различают фрустрацию:
стеническую – гнев, агрессия, настойчивость, раздражение, бегство, усиление активности и т.п.;
астеническую – регрессия, фиксация, боязнь, неуверенность, подавленность, чувство бессилия, апатия и т.п.
Фрустрация деформирует поведение человека, но в то же время может служить основой для более полного понимания личности, стать этапом развития.
Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека находиться в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Страх имеет объект, тревога характеризуется неопределённостью угрозы, диффузным беспокойством, ожиданием, опасением. Эпидемии, похожие на сегодняшнюю, – редкость для нашего общества. Подобные события нарушают равновесие в системе человек – другие люди (сообщество), что и повышает ситуационную тревожность. Существует и личностная тревожность – свойство человека к определённому уровню тревоги.
Тревожная личность – это человек, который тревогой реагирует на широкий спектр возникающих ситуаций. Люди с высоким уровнем тревоги склонны к психосоматическим заболеваниям.
Главная задача – выйти из состояния неопределённости, диффузности восприятия мира (тревоги), перейти к пониманию объекта своего страха и разработке мер по предотвращению реальной или кажущейся угрозы, совладанию с ситуацией, а возможно, и к развитию личности в сложившихся обстоятельствах.
Тревога в экстренной ситуации часто выступает как залог успешности человека в поисках оптимальных действий. После стрессов и фрустраций тревога может быть излишней, особенно если она мешает повседневной жизни. Более того, человек может испытывать приступы тревоги в виде панических атак, и в этом случае ему рекомендуется обратиться за психологической помощью.
Наша справка
Паника – массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.
Паническая атака – мучительный приступ внезапной интенсивной тревоги.
Копинг-поведение – система осознанных и целенаправленных действий по совладанию со стрессом в трудной жизненной ситуации.
Копинг-стратегия личности преодоления эпидемиологической ситуации в большей степени зависит от ресурсов человека и среды. Одно и то же поведение для одного человека, но с разными ресурсами среды, может быть как совладающим, так и дезорганизационным.
При эпидемиологической угрозе необходима первичная оценка сложившейся ситуации. Её цель – определить, является ли ситуация угрожающей. В случае меняющейся обстановки первичную оценку следует проводить регулярно, например каждое утро.
Механизмы личностной защиты и процессов совладания Механизмы защиты предназначены для осуществления контроля над проявлениями сложившейся ситуации. Защитные процессы позволяют:
уменьшить или устранить тревогу, напряжённость, осознанность болезненных и нежеланных эмоций;
избавиться от амбивалентности (двойственности – прим. ред.) чувств; согласовать побуждения.
Формы проявления механизмов защиты:
отстранение; подавление; проекция; вытеснение; избегание; рационализация.
Процессы совладания направлены на сохранение эмоционального равновесия, устранения, уменьшения, удаления факторов стресса.
Совладающее поведение способствует:
спонтанности и выбору;
усилению адаптивных возможностей;
гибкости, активности, реалистичности,
осознаваемости эмоциональных, психических, телесных и интеллектуальных проявлений.
Формы проявления процессов совладания:
эмоциональная компетентность – оптимальная координация между эмоциями и рациональным поведением, саморегуляция за счёт использования энергии отрицательных эмоций, а не за счёт их подавления, индивидуальный эмоциональный стиль, основанный на критериях адаптивности, комфортности, результативности, оптимальности;
рациональная компетентность – предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция.
Максимальный результат защиты выступает как минимальный результат совладающего поведения. Это не означает, что защита не нужна. Важна возможность гибкого передвижения личности от защиты к совладанию и обратно. В зависимости от ситуации.
Стили реагирования на негативную ситуацию защитный – ведёт к тревожности и психосоматике, итог – дезадаптация;
совладающий – повышает радость и воодушевление, итог – успех.
В ситуации эпидемии можно выбрать наиболее приемлемую для себя стратегию копинг-поведения (можно и комбинировать):
урегулирование эмоциональной реакции;
изменение ситуации, вызвавшей стресс, решение проблем;
когнитивное решение проблемы, направленное на разрешение неприятной ситуации;
изменение поведения;
руководство неконструктивными стратегиями, которые не приводят к
разрешению проблем;
конструктивные стратегии, приводящие к разрешению проблем.
Способы копинг-поведения избегание;
поиск социальной поддержки; решение проблем.
Методы поддержания здоровья
1. Синхрогимнастика «Ключ» по методу Хасай Алиева – системная работа со стрессом, повышающая защитные силы организма.
2. Кинезиологическая гимнастика – систематическая самопомощь организму.
3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой – система профилактики заболеваний, улучшения общего психофизического состояния.
4. Ощелачивание организма – система мер оздоровления и повышения сопротивляемости вирусным инфекциям.
5. Гигиена – система мер, позволяющих минимизировать вредоносное воздействие на организм болезнетворных факторов.
6. Хобби, чтение книг, общение в семейном кругу или с друзьями онлайн – деятельность, направленная на эмоциональную разгрузку.
Важно
Беречь медицинский персонал и стараться не заразиться, не нагружать систему здравоохранения, т.к. ни одна страна мира не располагает медициной, рассчитанной на большой процент одновременно заболевших и вновь прибывающих больных.
Поднимать уровень самодисциплины: серьезно относиться к ношению масок и перчаток, к дистанцированию, отмене встреч и смене планов, к пересмотру рациона питания, пищевым и иным привычкам.
Проявлять ответственность в вопросах гигиены.
НАТАЛЬЯ ПАШКЕВИЧ, психолог, кандидат педагогических наук, доцент