Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Принципы полового воспитания у детей с инвалидностью

Многие темы, связанные с сексуальным просвещением, в нашем обществе считаются табуированными, а уж если они ещё и касаются людей с инвалидностью… Тем не менее говорить о половом воспитании с такими детьми надо. Почему это необходимо и на что следует обратить внимание, рассказала эрготерапевт, учитель-дефектолог, педагог-психолог Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Ирина Куксик.

ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В ПОЛОВОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ?

Половое созревание – это неотъемлемая часть развития любого человека. Оно зависит от индивидуальных особенностей, гормонального уровня, стиля воспитания, культуры, семейных ценностей и традиций, начинается в определённом возрасте, причём у девочек раньше. В физиологическом плане у подростков с инвалидностью всё как у остальных людей. Исключение – люди с тяжёлыми, множественными нарушениями развития. Как правило, у них крайне низкий уровень активности, малый вес (до 30 кг), бывают гормональные сбои. Соответственно, наблюдаются задержки в половом развитии. Например, вторичные половые признаки менее выражены либо могут не сформироваться вовсе.
Важно обратить внимание на уровень понимания информации: если у ребёнка только физические нарушения, он понимает её так же, как и остальные дети, а вот при наличии интеллектуальных нарушений давать знания необходимо в максимально доступной форме.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ
1.    Ориентация на реальный возраст. У людей с серьёзными интеллектуальными нарушениями уровень развития крайне низкий и может соответствовать дошкольному возрасту. Они имеют проблемы с речью, пониманием, усвоением школьных навыков, поэтому родители и специалисты нередко воспринимают их как маленьких детей и взаимодействуют с ними, как с детьми. Например, излишне опекают, не развивают самостоятельность, не формируют восприятия себя как взрослого человека, не учат правилам и нормам взрослого поведения. Это ошибка!
Общаться с такими людьми надо согласно реальному возрасту: если человеку 12 лет, значит, как с 12-летним, если 25 – как с 25-летним. Да, уровень его развития может быть низким, но физиологический возраст соответствует норме.
2.    Учёт уровня понимания. От того, насколько человек понимает происходящее, зависит, как и какую информацию ему преподнести. Например, при интеллектуальных нарушениях лучше подбирать видеоролики, в которых сведения подаются упрощённо: выделены ключевые моменты, все объяснения на доступном языке. Подойдут фото, реальные изображения тела. Одни понимают абстрактную картинку, другим нужны фотографии, а третьим необходимо показывать на их же теле.
3.    Актуальность и реалистичность информации. Также она должна соответствовать возрасту и национальным культурным особенностям. Утверждения вроде «детей находят в капусте», «девочки всегда имеют длинные волосы и носят юбки», «мальчики никогда не плачут» устарели, не отражают реальность и не подходят людям с интеллектуальными нарушениями.

Важные темы для обсуждения с детьми и подростками, имеющими инвалидность:
•    чем тело мальчика отличается от тела девочки;
•    правила безопасности;
•    профилактика насилия;
•    самообслуживание и гигиена;
•    поведение и взаимодействие с другими людьми и пр.


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ


Телесную чувствительность (способность чувствовать сигналы и ощущения своего тела. – Прим. ред.) родители формируют у ребёнка с раннего детства. Она важна для физического, эмоционального и речевого развития. Но дети с тяжёлыми множественными нарушениями развиваются иначе, чем остальные. Их уровень развития крайне низкий. Зачастую именно телесная чувствительность является для них единственным доступным инструментом восприятия своего тела и окружающего мира, поэтому её формирование должно происходить в течение всей жизни. Для этого есть прекрасный метод базальной стимуляции.

Наша справка
Метод базальной стимуляции – реабилитационный комплекс процедур, который применяется при тяжёлых двигательных нарушениях. Стимуляция бывает:
•    вибрационная (развивает чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом – по сути, контактный слух);
•    вестибулярная (развивает равновесие тела в состоянии покоя и при движении в трёх основных направлениях: вверх-вниз, влево-вправо, вперёд-назад);
•    соматическая (позволяет осознать границы своего тела, учит идентифицировать ощущения и ориентироваться в них).

Пример соматической базальной стимуляции
Строится на симметрии, гармоничном чередовании напряжения и расслабления, ритмизации. Взрослый прикасается каждый раз в одних и тех же местах, в определённой последовательности и направлении, чтобы ощущения не были неожиданными, а ребёнок мог освоиться в ситуации. Сначала стимулируется туловище (от плечевого пояса к поясничному отделу), потом конечности (руки – снизу-вверх от кисти к плечу, ноги – сверху-вниз от бедра к стопе) и только потом лицо (движениями изнутри наружу, от шеи или лба к губам и рту).
Процедура выполняется медленно, ритмично – 24–26 прикосновений в минуту. Руки взрослого при этом должны быть расслаблены и свободно скользить по телу ребёнка. Можно дополнительно применять: губки, массажные и матерчатые перчатки, шерсть, кожу, махровые, хлопковые, шёлковые, велюровые платки или ткани, фен и т. д. Длительность процедуры – от 5–7 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка и количества охватываемых зон тела.

Если подросток с инвалидностью не проявляет сексуальность
Сексуальность – это естественно. Это инструмент реализации инстинкта продолжения рода. Степень её выраженности зависит от воспитания, культуры, религии, гормонального уровня, возраста и индивидуальных особенностей. Поэтому сексуальность надо не подавлять, особенно медикаментозно, а научить человека ею управлять. Например, направлять в мирное русло: физическую активность, искусство, общение и др.

Как безопасно применять способы невербального общения
Люди с нарушениями интеллектуального развития нередко пользуются языком тела и жестов – так им проще выразить свои чувства. Например, вместо того чтобы сказать: «Ты мне нравишься!», они могут обнять человека. Но не все окружающие могут понять их правильно: кто-то может отреагировать агрессивно, а кто-то воспользоваться ситуацией. Минимизировать риски позволяет обучение правилам социальной коммуникации и поведения, но одних лекций на тему, что делать можно, а что нельзя, будет недостаточно. Необходимо многократно отрабатывать все полученные знания на практике.
Например, сначала объясните, как реагировать, если к человеку с инвалидностью подошёл незнакомец, погладил его, взял за руку и т. д. Из-за отсутствия опыта это может восприниматься как дружеский жест. Объясните, что так делать не стоит, и покажите, что от такого человека нужно уйти. Следующий этап – моделирование этой ситуации и отработка правильных действий до полного закрепления.

Как говорить о сексуальной безопасности
Согласно исследованиям, люди с инвалидностью чаще подвергаются действиям сексуального характера. Профилактика насилия крайне важна. Конечно, полностью защитить от него не получится, но и запирать человека в четырёх стенах – не выход.
Необходимы специально организованные занятия в учреждении образования или дома. Спроектируйте ситуации, в которых человек может оказаться, например, с момента выхода из дома и до появления в школе/центре/мастерских. Какие на этом пути есть риски? Незнакомец в лифте? Старшеклассники в школьном туалете? Дайте чёткую инструкцию, как реагировать на опасность: например, кричать, бежать, звать на помощь, рассказать обо всём окружающим. На каждую ситуацию – свой алгоритм действий.

Советы родителям
•    Не дожидайтесь появления проблемы, делайте всё заблаговременно и планомерно. Как учите писать, читать или умываться. Половое просвещение, в частности профилактика сексуального насилия, должно быть компонентом воспитания в любой семье. Если необходимо, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
•    Излагайте информацию порционно, так она будет усвоена лучше.
•    Повторяйте самое важное, пока ребёнок не запомнит.
•    Беседы о половом созревании нужно провести до того, как оно начнётся. Не ждите, что ребёнок первым задаст вопросы. Чтобы он был информирован, инициируйте разговор сами.
•    Изъясняйтесь в естественной манере (как при обсуждении любой другой темы).
•    Избегайте длинных поучительных лекций. При этом рассказ не должен ограничиваться одними биологическими фактами.
•    Объясните, как защитить себя от сексуального насилия. Не высмеивайте подростка за его любопытство или поступки, связанные с сексуальным влечением. Не обвиняйте в том, чего он не совершал.
•    Относитесь к вопросам ребёнка серьёзно. Если не можете дать ответ, не бойтесь в этом признаться. А если всё же нашлись, убедитесь, что ребёнок понял всё правильно.

Советы педагогам
•    Тесно взаимодействуйте с родителями. Нельзя проводить информационную работу без согласия опекунов. Также с ними стоит обсудить, что необходимо знать ребёнку. Если он растёт у достаточно прогрессивных родителей, ему не нужны какие-то специально организованные занятия, а если в семье, где не принято поднимать темы сексуального воспитания, то без помощи специалиста не обойтись.
•    Учитывайте при работе целевую аудиторию, возраст, нарушения. Например, в одной школе-интернате целый урок посвятили обсуждению профессий для мужчин и женщин. Во-первых, это весьма стереотипная информация. Во-вторых, целевая аудитория – дети с интеллектуальными нарушениями, для которых перечисленные профессии не актуальны.
•    Продумывайте форму подачи материала. Коэффициент эффективности лекций нулевой. Нужны тренинги, занятия с игровым элементом. К сожалению, готовых учебных программ по половому воспитанию нет ни в общеобразовательной школе, ни в специальной, ни в ЦКРОиРе (Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Прим. авт.). Но информацию частично можно найти на YouTube. Там много мультфильмов и образовательного видеоконтента для детей и подростков.
•    Ориентируйтесь на конкретную проблему. Кстати, подросток дома может вести себя одним образом, в школе – другим. Обсудите и эти моменты.

Принципы и рекомендации общения на занятиях
для людей с интеллектуальными нарушениями*
•    Ждать и слушать. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, специалисту и другим участникам тренинга необходимо слушать его внимательно и терпеливо. Подождите, пока человек сам закончит фразу. Отвечать и поправлять, додумывать и договаривать за него не стоит. Помните, специалист должен помогать участникам тренингов только в том, с чем они сами не могут справиться. Однако если ответ был не понятен, не стесняйтесь переспросить.
•    Говорит один – остальные слушают. Если не придерживаться данного принципа, возникает хаос и шум. Участники перестают воспринимать друг друга и информацию, теряют интерес.
•    Быть «на шаг впереди». Предупреждайте конфликтные ситуации, возникающие в процессе тренинга, мягко и внимательно контролируйте деятельность и тактичность высказываний участников.
•    Краткость и ясность. При формулировании фраз и предложений помните, что многим молодым людям с интеллектуальными нарушениями трудно понимать подтекст и то, что вне контекста. Поэтому вся информация должна быть прямой, максимально ясной и краткой (не более 12 слов во фразе). Адаптируйте и структурируйте не только материалы, но и речь. Если участник тренинга использует только отдельные слова, сократите свою фразу до нескольких слов, но слишком не упрощайте.
•    Общение между участниками. Важным аспектом коммуникации на занятиях, помимо предоставления участникам возможности общаться друг с другом, является делегирование им части ответственности и полномочий. Тем самым они учатся принимать решения самостоятельно, нести ответственность за сказанное, а также развивают лидерские качества.
•    Похвала и поддержка. Не забывайте о похвале и поддержке инициативности каждого участника тренинга.
* Фрагмент учебно-методического комплекса онлайн-школы Social Skills «Рекомендации для специалистов. Организация онлайн-занятий по обучению и формированию социальных навыков у людей с интеллектуальными нарушениями».

ЕКАТЕРИНА СОРОКА