Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Половое воспитание в детском летнем лагере

До начала лета остаётся меньше месяца. Родители с нетерпением ждут отпуска, дети – каникул. Кто-то планирует провести их дома, кто-то на даче, кто-то на море, но большинство разъедется по лагерям. Попробуют быть самостоятельными, приобретут новые навыки, найдут новых друзей, а может быть, даже встретят первую любовь… Вот это и волнует взрослых. А вдруг ребёнок потеряет голову от чувств и вкусит запретный плод? Что могут сделать вожатые и воспитатели, чтобы уберечь ребят от опрометчивых решений, и как надо себя вести в сложных ситуациях: воспитанник оказывает знаки внимания вожатому, влюблённая парочка публично проявляет свои чувства или была «застукана» во время интима?

Несколько лет назад многие лагеря увеличили возраст воспитанников до 18 лет (раньше предельными были 14 лет). С одной стороны, великолепная новость для детей, с другой – новые тревоги для администрации и работников лагеря. Дело в том, что подростковый возраст – время, когда в жизни ребёнка происходит много изменений: биологических, социальных, психологических. Это не самый лёгкий период и для детей, претерпевающих эти метаморфозы, и для окружающих взрослых.

Основные проблемы, возникающие у детей за 15–18 дней смены, – это адаптация, выстраивание взаимоотношений со сверстниками, а также с вожатыми и воспитателем. В подростковом возрасте они усугубляются:
•    частой сменой настроения;
•    амбивалентностью чувств;
•    неподчинением взрослым;
•    стремлением к независимости;
•    вызывающим поведением;
•    недовольством собственной внешностью (появлением прыщей, особенностями фигуры, отсутствием модной одежды и т. д.);
•    развитием интереса к противоположному полу (первой влюблённостью).

Эмоциональная неустойчивость и амбивалентность (двойственность) чувств связаны с гормональной перестройкой организма. Ребята быстро переходят от одной эмоции к другой, при этом переживания нередко имеют высокую интенсивность: тинейджер бурно радуется, глубоко грустит – эмоции и чувства возводятся в абсолют. Амбивалентность выражается в том, что подросток может одновременно испытывать гнев и радость, любовь и ненависть. Это часто трудно понять взрослым: родителям, педагогам.
Данные аспекты эмоционального развития ребёнка оказывают существенное влияние на зарождение первой влюблённости и готовность вступить в половую связь в подростковом возрасте.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Самые большие страхи родителей подростков относительно лагеря:
•    могут попробовать алкоголь, наркотики, начать курить;
•    свяжутся с плохой компанией;
•    вступят в сексуальные отношения.

Во многом поведение подростка в лагере зависит от воспитания в семье. Чтобы попробовать алкоголь или другие «взрослые радости», не надо ехать в лагерь. Всё это можно осуществить, просто выйдя за порог квартиры. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт. Поэтому на родителей и возлагается задача научить ребят правильному и безопасному поведению, бережному отношению к здоровью, в том числе репродуктивному. Конечно, педагоги тоже подключатся к этому процессу, но основная ответственность всё же лежит на семье.

В наши времена просвещать детей на тему безопасного секса нужно уже в 10–12 лет, чтобы в дальнейшем избежать нежелательной беременности и различных заболеваний.

Лагерь – это последнее место, где может произойти первый секс. Конечно, всё зависит от специфики, дисциплины и педагогического состава. Но, как правило, в Беларуси в подобных заведениях дети находятся под круглосуточным наблюдением педагогов, возможности надолго уединиться у них практически нет. Кроме того, ребята постоянно заняты на отрядных и лагерных мероприятиях. Также в обязанности вожатых входит ежевечерняя проверка комнат: все ли дети лежат в кроватях и нет ли в них «сладких парочек».

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ И ВОЖАТЫМ:

1.    Будьте медиатором взаимоотношений ребят. Проводите мероприятия, сплачивающие детей в отряде, например, организуйте коллективные коллажи, минутки знакомства и т. д.
2.    Избегайте излишнего вмешательства в личное пространство подростков. Давление, запреты и тотальный контроль не сделают детей послушными, наоборот, усугубят желание действовать наперекор и побудят к скрытности.
3.    Учитывайте возрастные особенности (повышенный интерес к противоположному полу, появление новых чувств и переживаний, эмоциональную неустойчивость, стремление испытать новые ощущения и др.).
4.    Не допускайте панибратства, не потакайте во всём. Результатом такого поведения станет лишь неуважение со стороны отряда и отказ воспринимать авторитет вожатого.
5.    Сохраняйте нейтралитет. Относитесь к ребятам с уважением, но ровно и одинаково ко всем. Особенно если кто-то из них пытается с вами флиртовать.
6.    Аккуратно обозначьте границы приемлемого общения, если подросток решил признаться в своих чувствах.

СТАТЬИ В ПОМОЩЬ
Предлагаем для подготовки бесед с тинейджерами подборку наших материалов:
•    Екатерина Сорока «Влюблённость в учителя» («Здоровый образ жизни» № 1/2023, с. 22–25) – даны советы, как себя вести, если учащийся признаётся педагогу в любви, а также как помочь ему справиться с чувствами;
•    Наталья Стельмах «Говорим об этом. Старший школьный возраст» («Здоровый образ жизни» № 1/2023, с. 26–29) – предложены рекомендации для родителей и педагогов по корректному информированию о половом воспитании подростков 15–18 лет;
•    Екатерина Сорока «ИППП: если ты предупреждён…» («Здоровый образ жизни» № 7/2022, с. 27–29) – описаны различные заболевания, передающиеся половым путём, и даны рекомендации по их профилактике.

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВОЖАТЫХ СТАРШИХ ОТРЯДОВ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ:

1. Между подростками установились отношения (ребята публично выражают чувства и эмоции, обнимаются, целуются). Не устраивайте громких сцен – личное общение является одной из ведущих потребностей в пубертатном периоде и запретить это нельзя. Кроме того, любой запрет в этом возрасте вызывает обратную реакцию: тинейджеры могут менее заметно вести себя на публике, но более активно вне поля зрения взрослых, что без должного внимания к проблеме может быстро распространиться среди остальных детей и инициировать подражательство.

Самый оптимальный способ реагирования – беседа наедине с каждым подростком. Необходимо объяснить, что детский лагерь не место для интимных встреч, тем более для демонстрации своих отношений перед остальными детьми, напомнить о соблюдении установленных в учреждении правил. Важно также объяснить, что чувства можно проявлять и в другой, более романтической форме: например, можно делать плакаты с пожеланиями, сюрпризы, дарить цветы и т. д. Как правило, такая деятельность увлекает подростков и может продолжаться всю смену.

2. Подросток оказывает знаки внимания вожатому. Очень часто в лагерях вожатыми подрабатывают студенты 3–4-х курсов. Для тинейджеров небольшая разница в возрасте, приправленная крутым в детском восприятии статусом «взрослости» (не какой-то там ровесник-школьник!), нередко выливается во влюблённость: девочки начинают заигрывать с парнями-вожатыми, мальчики – с девушками.

С одной стороны, вожатый ни в коем случае не должен отвечать взаимностью подростку (отношения в отряде должны строиться с позиции «педагог – дети», какая бы разница в возрасте ни была!), а с другой, игнорирование чувств ребёнка может навредить ему или вынудить действовать более провокационно. Лучший способ поведения в данном случае – постараться переключить внимание подростка на другой предмет, например, привлечь к активному участию в жизни лагеря. Это позволит избежать формирования у подростка чувства предвзятости («Я у нашего вожатого на особом положении!»), а также поможет ему перенаправить эмоции в творчество и спортивную деятельность.

Если поведение подростка (как правило, девушки в отношении вожатого) носит провокационный характер (вплоть до обвинений в домогательствах), вожатый должен незамедлительно сообщить об этом старшему воспитателю и администрации. Это позволит избежать дальнейших недоразумений с родителями и руководством лагеря.

С подростком обязательно должна быть проведена беседа с участием психолога и представителя администрации лагеря. Следует установить, как на самом деле обстоит дело, а также принять решение, как поступить дальше (обычно вожатого переводят в другой отряд).

Нельзя:
•    идти на какие-либо уступки, показывать свою заинтересованность;
•    ругать подростка, пугая возможными последствиями;
•    шантажировать, угрожая рассказать всем о его безответных чувствах.
3. Подросток (чаще всего этому подвержены девочки) ревнует объект своей симпатии. Тинейджеры часто стыдятся своих переживаний и чувств по отношению к сверстникам и ещё не умеют выражать их. Например, тот, к кому они испытывают симпатию, нередко становится объектом агрессии, жалоб, негативных оценок.

Поговорите с подростком об особенностях отношений между парнями и девушками, однако сильно не драматизируйте ситуацию. Такой подход будет более уместным, чем обесценивание переживаний подростка. Помните, что в подростковом возрасте любой коллектив сверстников является тренировочным полигоном, где дети изучают себя, черпают эмоции, учатся с ними справляться.

ЕСЛИ ЗАСТАЛИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СЕКСОМ

Обычно первой реакцией у взрослых, особенно если это лица, ответственные за жизнь и здоровье детей, становится панический страх получить неприятности от родителей и администрации за недосмотр и возможные последствия. Агрессия, угрозы, колкие насмешки, попытка пристыдить, наказать – одновременно проявление шока и попытка переварить увиденное. Так себя вести не стоит. Алгоритм поведения в таких случаях следующий:
1.    Будьте тактичными. Если ребята вас заметили, половой акт прервётся сам по себе. Если нет, аккуратно дайте знать (покашляйте, постучите и т. д.), что они не одни в помещении.
2.     Извинитесь, что застали в такой момент, и спокойно, максимально нейтрально предложите побеседовать в комнате вожатых, когда ребята будут готовы. Разборки на эмоциях непосредственно на месте «преступления» только настроят парочку против взрослых и утвердят в «правильности поведения». Серьёзный разговор обязательно будет, но немного позже, так что у ребят не будет ложной уверенности, что всё сойдёт им с рук.
3.    Попробуйте разрядить обстановку с помощью юмора. Это минимизирует напряжение, а дети выйдут из «глухой обороны» – им тоже очень неловко и стыдно за эту ситуацию.
4. Поставьте в известность администрацию лагеря. В каждом таком учреждении есть свои правила оповещения родителей. Эти инструкции утверждаются непосредственно перед началом смены.
5. Посвятите беседу не столько половому воспитанию, сколько границам дозволенного. Вожатому желательно не обсуждать тему секса всесторонне, поскольку у семьи этих ребят может быть своё мнение на данную тему. Стоит напомнить о необходимости соблюдать безопасность при половом акте и его возможных последствиях. Также необходимо жёстко и недвусмысленно подчеркнуть неприемлемость подобного поведения в лагере, а также рассказать о мерах, которые вожатый и администрация вынуждены будут применить при повторном нарушении правил.
6. Не шпионьте за подростками, не усиливайте контроль. Такие действия будут травмировать ребят, настраивать против вожатого, так что установление доверительной обстановки будет наилучшим вариантом после произошедшего.

Как правило, влюблённость, возникшая в лагере, проходит после возвращения ребёнка домой. Однако от поведения вожатых зависит, останется она тёплым и нежным воспоминанием или горьким, стыдным и болезненным кошмаром.

НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог