Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Подростковый сленг

Многие родители бьют тревогу: «Мой ребёнок говорит на ужасном языке. Я совсем ничего не понимаю! А вдруг он связался с дурной компанией?! Что же делать???» Странный и непонятный язык, появившийся в повседневном обиходе подростка, – молодёжный сленг, который используется для поднятия и укрепления авторитета в группе сверстников. Явление обычное для этого возраста. Однако бывают и опасные исключения.

Молодежный сленг – одна из самых ярких разновидностей повседневного языка, которая меняется почти каждый день. Подростки любят выделяться не только внешним видом и поведением, но и речью. Поэтому неудивительно, что у молодого поколения есть собственный лексикон, поскольку они быстро реагируют на происходящее вокруг и более адаптивны, чем взрослые. Меняются реалии, меняются и подростки, творчески перерабатывая язык: играя со словами и создавая всё новые и новые их версии.
Сленг зависит от коммуникативной ситуации, в которой находится человек в тот или иной момент. Подростковый сленг отражает тенденции и популярную культуру определённого отрезка времени. Язык меняется и подстраивается под обстоятельства. Это происходит автоматически. Поколения меняются, какие-то вещи уходят в прошлое, другие приобретают новое значение.
Люди, которые родились в конце 1980 – начале 1990-х, росли совершенно в другом мире: не так был развит интернет, не было социальных сетей, общение происходило через письма и телефон. Сейчас ситуация с точностью до наоборот. Для миллениалов (родившихся между 1981 и 1996 гг.), поколений Z (родившихся между 1997 и 2009 гг.) и Альфа (текущее поколение, родившиеся начиная с 2010 г.) технологии имеют огромное влияние на развитие подросткового сленга. Скорость и смекалка сегодняшних цифровых коммуникаций явно влияют на эволюцию подросткового словаря.

Эволюция подросткового сленга
Дети нередко используют некий «тайный», понятный только им или небольшой группе язык, недоступный для взрослых. Примерно этим же руководствуются и подростки. Молодые люди трансформируют слова, чтобы они звучали более современно, и придают выражениям новое значение. Процесс создания нового слова происходит мгновенно: кто-то изобретает неологизм, кто-то подхватывает его, через некоторое время все так говорят.
В прошлом молодёжь заимствовала слова из песен, фильмов и уличного языка. Большинство слов современного сленга – это сокращённые англоязычные слова из интернета и компьютерных игр, в которых подростки проводят много времени. Социальные сети, быстрое и неформальное общение через мессенджер приводит к искажению слов и образованию сокращений, понятных только членам группы.
В присутствии родителей подросток обычно использует только часть огромного молодёжного лексикона, который процветает на школьных переменах, среди сверстников вне школы, на вечеринках. Молодым людям не хватает лингвистической чувствительности, их язык наполнен целым рядом осуждающих и отрицательных слов. Хотя родителей и утешает тот факт, что подростковый сленг – явление не новое, однако он может вызывать дискомфорт. Ведь зачастую взрослые сталкиваются с набором сленговых слов и фраз, о которых никогда не слышали ранее. Обычно родители или игнорируют непонятное, или отрицают, что не понимают. Однако общение дома становится проблемой, потому что язык подростков похож на код, который трудно расшифровать. Большинство взрослых это раздражает, но есть и те, кого сленг откровенно пугает, поскольку возникает тревога, что ребёнок темнит или связался с опасной компанией. Стремясь общаться с отпрысками на одном языке, родители либо без конца их одергивают, призывая к «нормальной» речи, либо сами осваивают молодёжные словечки.

Секретный язык
«Особенный» общий язык создаёт у подростков чувство солидарности, независимости от взрослых. Причина этого явления созвучна причине использования национального языка – это одна из составляющих развития чувства собственного достоинства, уверенности, чувства идентичности и принадлежности. Так подростки пытаются найти свой путь во взрослом мире и часто чувствуют себя комфортнее со сверстниками, общаясь с ними на своём «родном» языке.
Дебора Таннен, профессор лингвистики Джорджтаунского университета в Вашингтоне, отмечает, что подростки формируют язык в соответствии со своими потребностями. Не стоит их критиковать за это, однако и уподобляться им ради общения также не лучшая идея: «Нужно использовать язык, соответствующий контексту, точно так же, как нужно одеваться в соответствии с ситуацией. Взрослые выглядят глупо, пытаясь одеваться и говорить, как дети».
По мере того как ребёнок растёт, он будет постоянно пытаться найти способ определить свою личность и выделить свою независимость, нередко через принадлежность к определённой субкультуре (группе). Очень часто именно таким образом достигается такое важное новообразование этого периода, как усиление, расширение и очерчивание границ собственного «я», хотя оно может быть и иллюзорным. На начальном этапе становления личности подростка можно отметить отрицание, оттягивание взросления. Этому возрастному периоду характерны приверженность к особенной музыке, стилю одежды и поведению, лексике. Всё это может символизировать дистанцированность от мира взрослых, особенно если в семейных взаимоотношениях есть некоторые трудности и недопонимание.
Поэтому быстро меняющийся подростковый сленг – нормальная часть процесса взросления. Будучи мамой подростка, я нередко слышу незнакомые слова: «пруф» – доказательство; «рофл» – шутка; «чекать» – смотреть; «катать катку» – запустить компьютерную игру и играть; «шарить» – хорошо разбираться в какой-то теме и т. д. Сын на вопрос, зачем он употребляет такие слова и выражения, ответил просто: «Мама, так это наш язык, мы так все общаемся. Так проще понимать друг друга». Взрослым остаётся лишь принять и уважать право детей на личные границы в общении.

На связи с ребёнком
1.    Понимает родитель сленг или нет, он не должен быть исключён из общения. Наоборот, должен дать понять ребёнку, что всегда готов поговорить и заинтересован в том, что происходит в жизни чада. Так будьте же тем, к кому он может обратиться за мудростью и советом, а не тем, кто только осуждает.
2.    Не пытайтесь при общении с ребёнком соответствовать ему и подражать его голосу.
3.    Подростки любят обмен мгновенными сообщениями с помощью мобильных приложений, однако сокращать слова, общаясь с ребёнком, нет необходимости.
4.    Если вы не понимаете отпрыска, попросите его объяснить, покажите, что вам это интересно. Иногда речь подростка становится настолько непонятной, что вызывает отвращение и отторжение. Чаще всего это происходит у детей, с которыми родители всегда мало общались, игнорировали их состояние и настроение, просили замолчать и не мешать.

Красивая речь с детства
1.    Будьте примером для ребёнка. Если он будет слышать от вас красивую и правильную речь, то невольно будет стараться разговаривать так же.
2.    Очень важно прививать хороший вкус с детства – к книгам, музыке, фильмам, играм. Вместе проводите время за просмотром фильмов и чтением книг, уделяйте внимание культурному досугу, ходите в театры и на выставки. Это позволит сформировать богатый лексикон и уменьшит в глазах ребёнка привлекательность сленга.
Рано или поздно у подростка отпадёт необходимость «быть своим» среди сверстников, и он выберет действительно свой круг общения, где ему будет комфортно и незачем упрощать свою речь только ради того, чтобы его поняли и приняли.
Сленг – явление временное, поэтому этот сложный период нужно лишь пережить.

Наша справка
Однако не весь молодёжный сленг безобиден. Есть группа слов, принадлежащая речи наркоманов. Как правило, это зашифрованные названия наркотических препаратов, устройств для их употребления и дилеров. Обратите внимание, если при разговоре по телефону, с друзьями ребёнок упоминает слова:

  •  «Дживик», «спайс», «микс», «трава», «зелень», «книга», «журнал», «бошки», «головы», «палыч», «твёрдый», «мягкий», «сухой», «химия», «пластик», «сено», «липкий», «вишня», «шоколад», «россыпь», «дым», «зелёный флаг», «ляпка», «плюха» – наркотик (вид, способ употребления).
  •    «Соль», «микс», «легалка», «скорость», «белый», «ск», «мука», «рега», «росс» – синтетический наркотик.
  •   «Закладка», «клад» – место, где спрятана доза, которую можно приобрести через интернет.
  •     «Разминировать» – найти «клад» и употребить наркотик.
  •     «Бонг», «булька», «бульбулятор», «труба», «ботл», «батл», «бульбик» – приспособление для курения наркотика, обычно сделанное своими руками или же приобретённое в магазине.
  •     «Куры», «курицы», «кураки» – курьеры, делающие закладки.
  •    «Чайки» – люди, ворующие «клады» до того, как они доходят до адресата.
  •     «Трип-репорт» – описание полученного эффекта после употребления наркотика на сайте, где его продают. Обычно делается в качестве «благодарности» за бесплатную пробную дозу.

ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог