Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Подростковая депрессия

Психические состояния, напоминающие депрессию, в течение непро-должительного периода – естественная реакция организма на неприятности. Это могут быть конфликты, стрессовые ситуации или просто житейские невзгоды. Изменение настроения в данном случае вполне оправдано. Детям и подросткам свойственно самим преодолевать такие эпизоды. Но некоторые склонны к развитию стойких эмоциональных нарушений, одним из которых является депрессия. В преддверии Всемирного дня психического здоровья мы решили рассказать об этом более подробно.

В современном обществе различного рода и степенью депрессиями стра-дают в среднем 2 % детей младшего возраста. А вот у подростков депрессия встречается в три раза чаще. Однако часто депрессии в детском и подрост-ковом возрасте остаются нераспознанными в связи с частотой её маскирован-ных форм.
Маскированная депрессия, которая часто квалифицируется как психосоматическое расстройство, до сих пор представляет собой недостаточно изученный вид психической патологии. У детей она протекает так же, как и у взрослых.
Симптомы психосоматического расстройства (маскированной депрессии) у детей и подростков:
– дисфорическое настроение, обычно депрессивного наклона: потеря интереса к жизни и способность получать удовольствие от происходящего;
– потеря аппетита;
– изменение массы тела;
– изменение потребности во сне (бессонница либо сонливость);
– изменение психомоторной активности, потеря энергии;
– социальная замкнутость;
– трудности концентрации внимания;
– появляется чувство никчемности и вины, как правило, необоснованное – это может сочетаться с навязчивыми мыслями о смерти, нежеланием жить, суицидальными попытками;
– снижение успеваемости или изменение отношения к школе;
– постоянное нахождение в ожидании наказания;
– появление несвойственной раньше агрессивности;
– возможны соматические жалобы (головные боли, боли в животе, сердце и т.д.).

Детско-подростковые депрессии могут также маскироваться такими симптомами как стойкое антисоциальное нарушение в поведении, гиперактивностью, энурезом, хронической неуспеваемостью в школе.

Долгое время считалось, что у детей соматизированные депрессии не могут возникнуть в силу их недифференцированной психики. Однако в настоящее время пришли к выводу, что в детском возрасте, особенно раннем, психогенные, депрес-сивные реакции развиваются только в связи, с разрушающим воздействием на «комплекс привязанности», который обычно формируется к 6 месяцам.
В детско-подростковом возрасте они проявляются «соматическими ощуще-ниями», не имеющими органического подтверждения, или такими симптомами, как школьные фобии, депрессии с картиной юношеской астении, ипохондрической симптоматикой, а также может наблюдаться неуживчивость: драчливость, прогулы занятий, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Для нормального развития ребёнок должен получать достаточно тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит.
К одному году у ребёнка развивается сильная привязанность к родителям, и он враждебно реагирует на попытки разделить его с ними. Это очень важное явление в эмоциональном развитии ребёнка, которое нельзя ни в коем случаи разрушать.
А вот уже после трёх лет степень и характер привязанности меняются. В этом возрасте привязанность к воспитателям формируется на уровне нескольких поведенческих систем и приводит к возникновению близости с ними.
В подростковом возрасте привязанность к родителям может значительно ослабевать, варьировать от полного отказа от близости до прилипания к ним. В большинстве случаев граница проходит где-то посередине. При этом у боль-шинства детей остаётся сильная привязанность к родителям несмотря на значи-мость других взрослых.

У ребёнка со слабо развитой привязанностью или выросшего без родите-лей высока вероятность развития антисоциального поведения, депрессии или суицидальных тенденций. Для таких подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское или агрессивное поведение. Они перестают интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе.
Связано это с тем, что при незрелой психике аффективный уровень реагирования является преимущественным, так как в этом возрасте ещё отмечается недостаточная способность к переработке внешних впечатлений, их анализу, прогнозированию, критической оценке, незаконченность социализации личности.
Как правило, депрессии в детско-подростковом возрасте можно эффек-тивно лечить и при этом не всегда нужно прибегать к медикаментозным препаратам.



Рекомендации
– на раннем этапе возникновения депрессивного расстройства эффектив-на психотерапия, оказанная психологами и детско-подростковыми психотера-певтами.
– в более запущенных случаях медикаментозного лечения не избежать, но любом случае медикаментозная терапия при депрессии должна сочетаться с психотерапией.
Однако нельзя сказать, что после прохождения курса лечения проблема будет полностью разрешённой. Подходов в лечении депрессии у детей и подростков много, но каждый из них основан на внимании к ребёнку и его поддержке в трудное время жизни, а такую помощь и поддержку всегда может обеспечить семья.
Берегите своих детей! Будьте внимательны к их проблемам и пережива-ниям, проявляйте заботу и нежность. И в ваш дом никогда не придёт такая проблема как депрессивное расстройство.

ЛЕОНИД НЕСТЕР, главный врач Могилевской областной пси-хиатрической больницы, главный внештатный психиатр главного управления по здравоохранению Могилевского облисполкома