Первая любовь, звонкие года…
Трепетное чувство подростковой любви зачастую вызывает у взрослых тревоги, страхи и непонимание. Прежде всего, это связано с проблемами формирования подростковой сексуальности. Где рождается бережное отношение взрослого к чувствам подростка? Как взрослому сохранять свою уверенность и оставаться адекватным в общении с влюбленным?
Влияет ли на реакцию взрослого его собственный прожитый опыт любви?
Любовь всегда была для меня наиважнейшим занятием или, скорее, единственным моим делом.
Стендаль «Красное и черное».
Уверена, что осведомленность взрослых людей об этапах психосексуального развития человека – обязательный атрибут культуры. Надеюсь, что предложенная информация послужит основой для построения комфортных отношений с детьми и подростками в различные периоды их развития.
Игорь Кон в книге «Подростковая сексуальность на пороге XXI века» отмечает феномен разделения репродуктивного поведения от сексуального. Это выражается в следующих признаках:
• более раннем сексуальном созревании и пробуждении эротических чувств у подростков;
• более раннем начале сексуальной жизни;
• социальном и моральном принятии добрачной сексуальности и сожительства;
• ослаблении «двойного стандарта», разных норм и правил сексуального поведения для мужчин и для женщин;
• признании сексуальной удовлетворенности одним из главных факторов удовлетворённости браком и его прочности;
• ресексуализации женщин, которых викторианская мораль вообще считала асексуальными;
• сужении сферы запретного в культуре и росте общественного интереса к эротике;
• росте терпимости по отношению к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности;
• увеличении разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении.
Как видите, многое, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным.
Несмотря на столь серьезные изменения, психология сексуальности отмечает три фазы созревания либидо: платоническую, эротическую и сексуальную.
Закономерности созревания любви
Самая первая закономерность, непреложная истина – это уникальность любви и сексуальности каждого человека, индивидуальность пути развития, созревания. Поэтому, важно умение принимать свою телесность, историю, потребности, способы их реализации без стыда, вины и с интересом, позволяющим быть аутентичным и развивающимся.
Осознание себя как любимого и любящего, своих особенностей сексуальности, тесно связано с культурой общества и тенденциями его развития, но в то же время социум не может в полной мере претендовать на индивидуальный выбор.
Эксперимент человека с сексуальностью, с любовью длится всю жизнь. Поиск смыслов и обретение опыта – сродни поиска себя. Это уникальный труд души и тела. Следует отметить, что во все времена на результат этого труда общество накладывало свои резолюции, зачастую совершенно противоположные.
Уникальный среди других уникальных
Кто я среди других? Этот вопрос стоит перед человеком с момента рождения. Ответ на него сакраментален, ибо представляет самого человека с его телом, духовностью, психикой, эмоциями. Думается, что, осознавая себя таким образом, взрослый будет бережно относиться к росту опыта любви и сексуальности у ребёнка, подростка и юноши (девушки). Он не будет жестоко обходиться с проявлениями детского, подросткового, юношеского эксперимента, поскольку он мудр, спокоен, великодушен и имеет свой опыт – неповторимый, ценный, уважаемый.
Особенности прохождения этапов созревания любви
Вторая закономерность – желательность прохождения этапов созревания любви без психологической травматизации в поддерживающей обстановке. Очень кратко об этапах.
С 0 до 3 (4) лет формируются возможность доверия и близости, избирательная привязанность, основа объектной любви, аутоэротизм, стремление и достижение аллоэротизма (взаимного удовлетворения). Также развивается эротизм поверхности тела, что в будущем является основой сексуального возбуждения. Происходит осознание полового разделения людей. Этот период необычайно важен для развития в дальнейшем способности к привязанности, любви, сексуальности.
C 3 (4) до 10 (12) лет в несколько стадий формируется стереотип полоролевого поведения. Моделируется феминность и маскулинность, в поведении и представлении закрепляется приносящий удовольствие индивидуальный полоролевой образ, осознается желаемая модель партнёрских и семейных отношений. Следует отметить, любовь в возрасте 5 лет выглядит эгоцетрично. Ребёнок говорит: «Я влюбилась», «У моей девочки красивое платье» и т.п. Уже в 7 лет любовь совсем другая. «Мне нравится эта девочка, заметит ли она меня», «Этот мальчик такой смелый, напишет ли он мне записку», – подобное занимает мысли. Эгоцентризм улетучивается, на его место приходит опыт волнения, пережитого счастья, что заметили, или грусти, что не откликнулись.
С 10 (12) до 18 (26) лет идёт формирование платонической, эротической и сексуальной любви (либидо).
На трех этапах этого периода формируются:
фантазии о духовной близости, наслаждение от них, потребность в платоническом общении, поиск невербального отклика, реализация платонических фантазий (подарки, помощь, разговоры, совместные компьютерные игры и т.п.), возникновение эротических фантазий;
наслаждение эротическими фантазиями, исследования эрогенности собственного тела, поиск позитивного отклика со стороны любовного объекта, удовлетворение от реализации
эротических желаний (ласк, поцелуев, прикосновений, петтинга и т.п.), появление сексуальных фантазий;
реализация сексуальных фантазий (приятное фантазирование в зоне нормативности, маструбация, начало половой жизни и т.п.).
Институт доверия
Третья закономерность заключается в том, что в жизни ребёнка, подростка, юноши должны быть люди, которые подтверждают их (растущих) красоту, ловкость, умения, гендерные и половые роли наилучшим образом. Если с кем-то или чем-то не повезло, то эта роль отводится групповым и индивидуальным формам работы в психологии, кто-то находит ответы в религии, йоге или других институтах с прописанными правилами. В любом случае на разных этапах жизни, с разными вызовами времени – человеку нужен человек.
Задача взрослого – сообщить поведением, мировоззрением, доверием и разумностью, что в мире есть не только люди, с которыми безопасно, комфортно, что существуют берущие-отдающие отношения. И это норма. Зрелость сексуальная и любовная подразумевает, что другой использует тело, время, эмоции, деньги человека, но и он пользуется ресурсами других для удовлетворения своих потребностей.
Приоритетом в подростковой сексуальности выступают влюбленность, любовь-отношения и дальше половая жизнь.
Сложности
Четвертая закономерность – осознанность взрослых при встрече с со сложностями отношений.
• Первая сложность сексуального развития – это наличие эмоциональных или сексуальных инцестуозных отношений в семье.
• Вторая – присутствие абьюза, в том числе и сексуального.
• Третья проблема – профессиональное отношение педагогов к влюблённости в них учащихся.
• Четвертая – неадекватность реакции взрослых на проявления этапов психосексуального развития ребёнка (чрезмерность реакций, морализаторство, конкуренция, повышенный интерес, попытки дружить и советовать, желание запретить, проявить агрессию, невыносимые чувства: ужаса, печали, злобы, одиночества, зависти и т.п.).
Проблемы могут проистекать как от незнания норм развития, так и от попадания взрослого в «воронку собственной травмы», в «там и тогда», в повышение тревоги, страха, появление соматических реакций (давление, сердцебиение, спазмы, головные боли и т.п.), панических атак. При возникновении сложностей, взрослому рекомендуется обратиться за психологической помощью.
НАША СПРАВКА
При поликлиниках действуют кабинеты для подростков. Желательно при чувстве тревоги обратиться туда.
Когда говорить о презервативе
Примерно в 5 лет ребёнок вынужден составить мнение о том, что такое красивая яркая коробочка на кассе, валяющаяся на асфальте штуковина, принесенная в садике другом вещь... Так вот, если в пять лет поступил прямой вопрос от ребёнка, необходимо дать прямой ответ: как защита от беременности, если не планируют ребёнка, и от инфекции. Если не можете сказать, предложите ответить чуть позже, поскольку вам нужно подумать. Родители тоже имеют право на паузу. Но если ребёнок получит прямой и чёткий ответ, увидите, как наполнятся гордостью его лёгкие и засветятся уважением глаза, ведь от сверстников он уже получал информацию.
Задумайтесь о вопросе презерватива. С долей здорового юмора, но с серьезными намерениями обеспечьте подростка средствами защиты, если вы уже в курсе, что образовалась пара, когда он идёт на дискотеку или в гости. Ещё раз самостоятельно или с помощью специалиста в поликлинике объясните правила бережного отношения к своему здоровью и здоровью любимого человека.
НАТАЛЬЯ ПАШКЕВИЧ, психолог, кандидат педагогических наук, доцент