Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Первая любовь, звонкие года…

Трепетное чувство подростковой любви зачастую вызывает у взрослых тревоги, страхи и непонимание. Прежде всего, это связано с проблемами формирования подростковой сексуальности. Где рождается бережное отношение взрослого к чувствам подростка? Как взрослому сохранять свою уверенность и оставаться адекватным в общении с влюбленным?

Влияет ли на реакцию взрослого его собственный прожитый опыт любви?

Любовь всегда была для меня наиважнейшим занятием или, скорее, единственным моим делом.
Стендаль «Красное и черное».


Уверена, что осведомленность взрослых людей об этапах психосексуального развития человека – обязательный атрибут культуры. Надеюсь, что предложенная информация послужит основой для построения комфортных отношений с детьми и подростками в различные периоды их развития.

Игорь Кон в книге «Подростковая сексуальность на пороге XXI века» отмечает феномен разделения репродуктивного поведения от сексуального. Это выражается в следующих признаках:
•    более раннем сексуальном созревании и пробуждении эротических чувств у подростков;
•    более раннем начале сексуальной жизни;
•    социальном и моральном принятии добрачной сексуальности и сожительства;
•    ослаблении «двойного стандарта», разных норм и правил сексуального поведения для мужчин и для женщин;
•    признании сексуальной удовлетворенности одним из главных факторов удовлетворённости браком и его прочности;
•    ресексуализации женщин, которых викторианская мораль вообще считала асексуальными;
•    сужении сферы запретного в культуре и росте общественного интереса к эротике;
•    росте терпимости по отношению к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности;
•    увеличении разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении.

Как видите, многое, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным.

Несмотря на столь серьезные изменения, психология сексуальности отмечает три фазы созревания либидо: платоническую, эротическую и сексуальную.

Закономерности созревания любви

Самая первая закономерность, непреложная истина – это уникальность любви и сексуальности каждого человека, индивидуальность пути развития, созревания. Поэтому, важно умение принимать свою телесность, историю, потребности, способы их реализации без стыда, вины и с интересом, позволяющим быть аутентичным и развивающимся.

Осознание себя как любимого и любящего, своих особенностей сексуальности, тесно связано с культурой общества и тенденциями его развития, но в то же время социум не может в полной мере претендовать на индивидуальный выбор.

Эксперимент человека с сексуальностью, с любовью длится всю жизнь. Поиск смыслов и обретение опыта – сродни поиска себя. Это уникальный труд души и тела. Следует отметить, что во все времена на результат этого труда общество накладывало свои резолюции, зачастую совершенно противоположные.

Уникальный среди других уникальных

Кто я среди других? Этот вопрос стоит перед человеком с момента рождения. Ответ на него сакраментален, ибо представляет самого человека с его телом, духовностью, психикой, эмоциями. Думается, что, осознавая себя таким образом, взрослый будет бережно относиться к росту опыта любви и сексуальности у ребёнка, подростка и юноши (девушки). Он не будет жестоко обходиться с проявлениями детского, подросткового, юношеского эксперимента, поскольку он мудр, спокоен, великодушен и имеет свой опыт – неповторимый, ценный, уважаемый.

Особенности прохождения этапов созревания любви

Вторая закономерность – желательность прохождения этапов созревания любви без психологической травматизации в поддерживающей обстановке. Очень кратко об этапах.
С 0 до 3 (4) лет формируются возможность доверия и близости, избирательная привязанность, основа объектной любви, аутоэротизм, стремление и достижение аллоэротизма (взаимного удовлетворения). Также развивается эротизм поверхности тела, что в будущем является основой сексуального возбуждения. Происходит осознание полового разделения людей. Этот период необычайно важен для развития в дальнейшем способности к привязанности, любви, сексуальности.

C 3 (4) до 10 (12) лет в несколько стадий формируется стереотип полоролевого поведения. Моделируется феминность и маскулинность, в поведении и представлении закрепляется приносящий удовольствие индивидуальный полоролевой образ, осознается желаемая модель партнёрских и семейных отношений. Следует отметить, любовь в возрасте 5 лет выглядит эгоцетрично. Ребёнок говорит: «Я влюбилась», «У моей девочки красивое платье» и т.п. Уже в 7 лет любовь совсем другая. «Мне нравится эта девочка, заметит ли она меня», «Этот мальчик такой смелый, напишет ли он мне записку», – подобное занимает мысли. Эгоцентризм улетучивается, на его место приходит опыт волнения, пережитого счастья, что заметили, или грусти, что не откликнулись.

С 10 (12) до 18 (26) лет идёт формирование платонической, эротической и сексуальной любви (либидо).

На трех этапах этого периода формируются:
фантазии о духовной близости, наслаждение от них, потребность в платоническом общении, поиск невербального отклика, реализация платонических фантазий (подарки, помощь, разговоры, совместные компьютерные игры и т.п.), возникновение эротических фантазий; 

наслаждение эротическими фантазиями, исследования эрогенности собственного тела, поиск позитивного отклика со стороны любовного объекта, удовлетворение от реализации

эротических желаний (ласк, поцелуев, прикосновений, петтинга и т.п.), появление сексуальных фантазий;

реализация сексуальных фантазий (приятное фантазирование в зоне нормативности, маструбация, начало половой жизни и т.п.).

Институт доверия

Третья закономерность заключается в том, что в жизни ребёнка, подростка, юноши должны быть люди, которые подтверждают их (растущих) красоту, ловкость, умения, гендерные и половые роли наилучшим образом. Если с кем-то или чем-то не повезло, то эта роль отводится групповым и индивидуальным формам работы в психологии, кто-то находит ответы в религии, йоге или других институтах с прописанными правилами. В любом случае на разных этапах жизни, с разными вызовами времени – человеку нужен человек.

Задача взрослого – сообщить поведением, мировоззрением, доверием и разумностью, что в мире есть не только люди, с которыми безопасно, комфортно, что существуют берущие-отдающие отношения. И это норма. Зрелость сексуальная и любовная подразумевает, что другой использует тело, время, эмоции, деньги человека, но и он пользуется ресурсами других для удовлетворения своих потребностей.

Приоритетом в подростковой сексуальности выступают влюбленность, любовь-отношения и дальше половая жизнь.

Сложности

Четвертая закономерность – осознанность взрослых при встрече с со сложностями отношений.
•    Первая сложность сексуального развития – это наличие эмоциональных или сексуальных инцестуозных отношений в семье.
•    Вторая – присутствие абьюза, в том числе и сексуального.
•    Третья проблема – профессиональное отношение педагогов к влюблённости в них учащихся.
•    Четвертая – неадекватность реакции взрослых на проявления этапов психосексуального развития ребёнка (чрезмерность реакций, морализаторство, конкуренция, повышенный интерес, попытки дружить и советовать, желание запретить, проявить агрессию, невыносимые чувства: ужаса, печали, злобы, одиночества, зависти и т.п.).

Проблемы могут проистекать как от незнания норм развития, так и от попадания взрослого в «воронку собственной травмы», в «там и тогда», в повышение тревоги, страха, появление соматических реакций (давление, сердцебиение, спазмы, головные боли и т.п.), панических атак. При возникновении сложностей, взрослому рекомендуется обратиться за психологической помощью.

НАША СПРАВКА
При поликлиниках действуют кабинеты для подростков. Желательно при чувстве тревоги обратиться туда.

Когда говорить о презервативе

Примерно в 5 лет ребёнок вынужден составить мнение о том, что такое красивая яркая коробочка на кассе, валяющаяся на асфальте штуковина, принесенная в садике другом вещь... Так вот, если в пять лет поступил прямой вопрос от ребёнка, необходимо дать прямой ответ: как защита от беременности, если не планируют ребёнка, и от инфекции. Если не можете сказать, предложите ответить чуть позже, поскольку вам нужно подумать. Родители тоже имеют право на паузу. Но если ребёнок получит прямой и чёткий ответ, увидите, как наполнятся гордостью его лёгкие и засветятся уважением глаза, ведь от сверстников он уже получал информацию.

Задумайтесь о вопросе презерватива. С долей здорового юмора, но с серьезными намерениями обеспечьте подростка средствами защиты, если вы уже в курсе, что образовалась пара, когда он идёт на дискотеку или в гости. Ещё раз самостоятельно или с помощью специалиста в поликлинике объясните правила бережного отношения к своему здоровью и здоровью любимого человека.


НАТАЛЬЯ ПАШКЕВИЧ, психолог, кандидат педагогических наук, доцент