Опасный симптом
Думается, практически каждый в детстве приносил домой чужую вещь. Чаще всего игрушку, которую взял у другого ребёнка без спроса. Я до сих пор со стыдом вспоминаю, как в пятилетнем возрасте стащила у соседской девочки игрушечное постельное бельё. Понимала, что совершаю великое преступление, но не взять то, о чём так мечталось, было выше моих сил.
Конечно, пусть и мелкое, но это было воровство, которое должно повлечь серьёзные последствия. Так и случилось. Мать уличила меня и заставила с позором возвращать похищенное. Урок пошёл впрок.
Ситуация простая и понятная, но в то же время тревожная. Что делать, если «урок не идёт впрок»? Если случаи воровства вашим ребёнком продолжают повторяться? Если не помогают ни беседы, ни угрозы, ни наказания? Об этом сегодня рассказывает психолог и психотерапевт Татьяна Яровая.
– Упрощаю проблему: детское воровство – это серьёзно или ничего страшного?
– Воровство, совершённое ребёнком до восьмилетнего возраста, свидетельствует, как правило, лишь о его незрелости. Он ещё не усвоил понятие ответственности и не может понять, как это выглядит в глазах других, какие негативные реакции может вызвать данный проступок. Ребёнок, как правило, думает, что он всего лишь взял понравившуюся ему вещь, и ничего предосудительного в этом нет. В отличие от подростков, которые осознают, что поступают заведомо плохо.
– Почему малыши всё-таки совершают воровство?
– Это связано, как правило, с недостаточно развитой волей. Даже если ребёнок стыдится поступка, ему нелегко побороть соблазн обладать понравившейся вещью. Зачастую и сами взрослые провоцируют детей на воровство, оставляя ценные вещи и деньги на виду, в доступных местах. Далеко не каждый ребёнок может справиться с таким искушением.
Иногда детское воровство может свидетельствовать о серьёзных проблемах в отношениях с родителями. Порой ребёнок пробует воровать, потому что считает, что у родителей нет к нему любви, он всем безразличен, он испытывает дефицит тепла и понимания. Дети думают, что у них есть право причинять вред тем, кто их окружает, поскольку те о них не пекутся. Таким образом ребёнок привлекает внимание взрослых.
Иногда с появлением младших сестёр или братьев первенец крадёт вещи у них. Причина не в том, что эти предметы нужны ему. Он делает это из ревности.
– Что вы посоветуете взрослым в таких ситуациях?
– Родителям необходимо находить время и способ, чтобы показать любовь к ребёнку. Не унижайте и не оскорбляйте его, а также других членов семьи. Важно, чтобы между детьми и родителями были уважительные и доверительные отношения. Только тогда вы будете для ребёнка авторитетом и сможете привить ему представление о порядочности и честности.
– Ребёнок растёт, проблемы становятся всё более и более серьёзными…
– В школе дети могут совершать кражи ради острых ощущений, чтобы самоутвердиться среди сверстников, продемонстрировать, что они крутые, или просто на спор. На кражу ребёнка может подтолкнуть и плохая компания.
Родителей должно насторожить то, что чадо может взять любой предмет, который, как говорится, плохо лежит. Берёт даже то, что ему вовсе не нужно. Он может даже выбросить украденную вещь, без сожаления потерять её или подарить. Часто ребёнок не может объяснить, для чего ему нужна та или иная чужая вещь, может даже и не вспомнить, у кого её взял.
Такие симптомы могут свидетельствовать о серьёзном заболевании. Поэтому родители должны обратиться за помощью к специалисту.
– Бывает и так, что родители сами виноваты в таком поведении сына или дочери. Вы со мной согласны?
– Конечно, такое случается. Родители иногда сами подают детям плохой пример, например, рассказывая о том, как они кого-то обманули, перехитрили, принесли что-нибудь с работы. Дети копируют поведение родителей и делают практически то же самое.
Но если родители всё же узнают о неблаговидном поступке чада, им необходимо правильно отреагировать на случившееся. Не следует паниковать и думать, что ваше дитя – вор и преступник. Осуждение и суровое наказание только усугубят ситуацию. Следует выяснить причины, которые привели ребёнка к воровству, постараться повлиять на их устранение.
– Как это сделать практически?
– Не пускайте ситуацию на самотёк. Даже если ребёнок в самом раннем возрасте принёс домой чужую игрушку. Это должно послужить поводом дать сыну или дочери важный урок.
Расскажите, что значит «своё» и «чужое». Объясните, что прежде чем взять то, что хочется, нужно спросить разрешение владельца. Интересуйтесь материальными потребностями ребёнка, давайте ему карманные деньги. Когда он подрастёт, можно дать ему возможность самому заработать немного денег и купить то, что хочется.
У многих детей существует привычка копаться в сумках родителей, особенно если они только что пришли с работы или из магазина. Сделайте ребёнку замечание и объясните, что так поступать недопустимо. Если эту привычку не пресечь в раннем возрасте, то позже он начнёт копаться в вашем кошельке.
Дети должны в раннем возрасте усвоить, что чужое брать нельзя. И родители обязаны им об этом периодически напоминать.
– Какова тактика родителей, если установлено, что кража уже совершена?
– Я уже говорила, что ценные вещи и деньги необходимо поместить в недоступное место. Но если всё же какой-то предмет исчез, постарайтесь акцентироваться не на вычислении виновного в пропаже, а на её возвращении. Дайте сыну или дочери возможность реабилитироваться. Пусть чадо вернет украденный предмет и сохранит достоинство. Родители могут сказать: «Мы не хотим разбираться, кто виновен в пропаже, просто эта вещь должна быть возвращена на место. Очень надеемся, что через час она найдётся».
Если вы точно знаете, что именно ваш ребёнок совершил кражу, постарайтесь не допрашивать его: «Так это ты украл? Как ты мог совершить такой поступок?!» Лучше поговорите по душам: «Знаю, что эту вещь забрал ты. Однажды в детстве со мной тоже было такое. Как мне было стыдно! С тобой теперь такое же происходит?» Задавайте детям вопросы о чувствах, ощущениях, отношении к происшествию, но не читайте мораль и не осуждайте их. Дети часто совершают воровство, поддавшись сиюминутному порыву, и не учитывают чувства других.
– Что предпринять, если это не срабатывает?
– Если ребёнок не пришёл к выводу, что украденную вещь надо вернуть, то вы должны убедить его: похищенное следует отдать его владельцу. Не наказывайте и не осуждайте, лучше покажите, что понимаете, как это будет стыдно и тяжело сделать. Но чадо должно само пройти через это испытание. Важно, чтобы дети поняли, что ответственность за данный проступок им придётся нести самим, а не родителям.
Если же случилось так, что украденный предмет утерян или испорчен, и придётся возмещать материальный ущерб владельцу, сократите количество карманных денег для сына или дочери, не купите желанную обновку. Таким образом дети почувствуют на себе, что значит лишиться чего-нибудь.
– Возьмём самую неприятную ситуацию: ваш ребёнок пойман с поличным на воровстве. Как действовать?
– Если ваш ребёнок попал в неприятную ситуацию – совершил воровство, не спешите ругать его при всех, не навешивайте на него ярлык преступника, иначе единичный проступок станет сутью личности. Он будет думать: «Раз взрослые так говорят, то я на самом деле такой плохой». В ребёнке может развиться озлобленность, неуверенность в себе, убеждение в своей испорченности.
Сделайте так, чтобы дети поняли, что не стали плохими, даже совершив ошибку и попав в трудную ситуацию. Чтобы они знали, что у них всегда есть шанс исправить оплошность, спасти репутацию, не потеряв любовь и уважение родителей.
ЕЛЕНА РОМАНОВА