Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Когда учитель – мишень

Не существует ни одной школы, где бы ни встречался буллинг. Чаще всего его объектами являются ученики, но что делать, когда им становится учитель? Травля в интернете, вербальные оскорбления, провокации и игнорирование исполнения требований – как всего этого избежать или хотя бы научиться противостоять?

В последнее время учителя всё чаще сталкиваются с различными угрозами со стороны учеников. Молодые специалисты склонны объяснять травлю ещё недостаточной профессиональной компетентностью, а опытные – отсутствием уважительного, как в советское время, отношения к педагогическому труду. Второй серьёзной причиной буллинга может быть профессиональное выгорание: чем меньше учитель удовлетворён работой, чем больше устал и равнодушен к изложению знаний, тем чаще он будет сталкиваться с различными видами угроз и издевательств со стороны учеников.

Учитель в положении объекта буллинга находится под мощным социальным ограничением, которое исключает побег как средство прекращения оскорбительного взаимодействия. Находящиеся под прессингом педагоги не могут просто уйти с урока, т.к. должны сохранять свой статус и профессионализм. Им приходится оставаться до конца, что фактически делает их пленниками в собственном классе.

Клеймо позора, связанное с унижениями со стороны учеников, приводит к порочному кругу, в котором педагоги чувствуют настолько большой стыд, что обращение за помощью к коллегам, руководству или друзьям становится непосильной задачей. Тем самым они отчуждают себя от потенциальной поддержки и шанса на спасение. Большинство учителей считают, что более компетентные коллеги могут легко и эффективно управлять атмосферой в классе, что априори не может вызывать какие-либо конфликты и издевательства. По этой стереотипизированной причине педагогам не хватает смелости обратиться за необходимой помощью. К тому же культурно и исторически так сложилось, что о травле и иных проблемах открыто говорить не принято. А буллинг со стороны учеников и вовсе рассматривается как явление неодобряемое, нежелательное и подлежащее замалчиванию.

Результат травли известен: появление различных психологических комплексов, ухудшение состояния здоровья на фоне постоянного стресса, ведь буллинг – процесс систематический, а также снижение самооценки вплоть до развития депрессии и появления суицидальных мыслей.

А кто инициатор?

За травлю берутся в основном ученики средней и старшей школы. По сути, как явление школьный буллинг возникает, когда класс либо некая его часть переживает кризис и ей жизненно необходима сплочённость, какой-то объединяющий фактор. В здоровых коллективах этим фактором становится классный руководитель – заботливый взрослый, который передаёт группе правила, нормы и границы поведения. В дисфункциональных – наиболее простым решением становится травля наиболее слабого или уязвимого компонента школьного мира.

Агрессивное отношение учащихся включает: 

отказы выполнять требования;

осознанное нарушение дисциплины на систематической основе;

провокации;

демонстрация презрения (с помощью жестов или взглядов);

жалобы в администрацию школы по надуманному или отсутствующему поводу;

распространение слухов, обсуждение личной жизни и комментарии внешнего вида педагога;

словесные угрозы;

кибербуллинг.

Однако не только ученики могут выступать в роли агрессоров. Довольно часто учителя страдают и от нападок родителей, которые скорее поверят вымышленной и приукрашенной истории ребёнка, чем постараются узнать, что случилось на самом деле. Когда травлю открывают близкие родственники учеников, педагоги чаще всего сталкиваются с игнорированием приглашений на личную встречу, несправедливой оценкой работы, руганью или неуважительным общением на повышенных тонах, различными угрозами, завышенными и необоснованными требованиями к внешнему и моральному облику, шантажом письменными жалобами и др. Зачастую и руководство школы пренебрегает своим статусом и полномочиями, не слишком разбираясь в происходящем, заваливает учителей лишней работой, угрожает депремированием или общественным порицанием.

Знай свои права

Какими бы ни были причины буллинга, это совсем не значит, что педагоги должны терпеть издевательства со стороны учеников, их родителей или администрации! В обязательном порядке им следует обратиться за помощью к лицам, которым они доверяют, школьному психологу или в соответствующие органы.

Позиция учителя в наше время становится очень уязвимой, поэтому педагогам необходимо знать, как законно отстоять свои права, а также быть уверенным в себе и своих силах, не пренебрегать профессией или полномочиями, стараться сглаживать углы, не провоцировать или поддерживать конфликты, происходящие в стенах школы.

Избавиться на 100 % от конфликтных ситуаций невозможно, но и их игнорирование и избегание на постоянной основе не приводит к ожидаемому положительному результату. Конечно, каждый реагирует и переживает по-разному, однако часто такие конфликты завершаются увольнением учителя или исключением ребёнка из школы. Важно вовремя заметить назревающую проблему и решить её между собой или же с привлечением других лиц в виде администрации школы, психолога и родителей.

Как минимизировать масштабы и формы проявления буллинга

1. Повысить престиж профессии. Естественно, что за один день позиция педагога не сдвинется с места, но каждый человек, работая над собой, вносит бесценный вклад в будущее.

2. Укрепить позитивный имидж преподавателя в современном обществе. На данном этапе личного самосовершенствования уже не будет достаточно, т.к. для реализации подобных масштабных планов необходимо привлечение средств массовой информации, ведь на лидеров мнений будет равняться немалое количество людей.

3. Уйти от трактовки образования как услуги. Пора дать понять людям, что профессия педагога не является товарной услугой, «скармливаемой» детям. Ведь учителя – это проводники во взрослую жизнь, которые обучают молодое поколение всему необходимому и дают знания для реализации как личности и профессионала. Их не следует принижать или недооценивать!

4. Разместить видеокамеры во всех помещениях школы. Часто нарушения и преступления учреждениях образования трудно расследуются из-за отсутствия свидетелей и камер. Если ученики будут предупреждены о видеосъёмке, это поможет минимизировать шансы возникновения потенциального преступления либо травли, поскольку инициаторы будут бояться совершить эти противоправное действие, справедливо полагая, что их легко вычислят.

5. Воспитать уважение к учителю как в стенах школы, так и в домашней обстановке. Ключевую роль в становлении личности ребёнка играет воспитание, именно поэтому важно с ранних лет прививать положительные общественно значимые нормы и ценности, особенно уважение к другим людям. Большинство педагогов выбирает такую профессию именно по причине желания помочь молодому поколению в развитии, становлении личности, чтобы дать государству как можно больше воспитанных и образованных граждан, которые будут стремиться к великим достижениям и открытиям.

6. Обеспечить правовую и психологическую поддержку педагогов. В обязательном порядке учителям следует обратиться за помощью к соответствующим специалистам для предотвращения негативных сценариев.

7. Организовывать для преподавательского состава специальные тренинги и семинары. Курсы могут посвящаться буллингу (как явлению, психологии его участников, способам противостояния) или кризисной психологии.

ТЕКСТ: АНАСТАСИЯ ЛОКТЕВА, психолог