Класс, у нас новенький…
Смена школы – это серьёзное испытание как для подростка, так и для его родителей. Ведь надо не просто поменять место учёбы, а расстаться с привычным образом жизни и друзьями, заново налаживая взаимоотношения с окружающими. В каких случаях перевод необходим и как его сделать максимально безболезненным?
ПРИЧИНЫ СМЕНЫ ШКОЛЫ
Переезд в другой город или страну
Например, родителям пришлось сменить место жительства из-за повышения на работе. Для тинейджера это может быть колоссальным стрессом: в старой школе остались друзья, любимые учителя и т. д. В этом случае лучшее, что можно сделать, – помочь адаптироваться на новом месте: не давить, дать время привыкнуть, поддерживать.
Травля со стороны одноклассников
Серьёзный повод пересмотреть окружение ребёнка. Буллинговые ситуации, как правило, сами по себе не разрешаются. Если вмешательство не помогает, администрация школы или классный руководитель не относятся к проблеме серьёзно, а подросток продолжает сталкиваться с травлей, лучше сменить обстановку. Конечно, перемены в жизни страшат, но лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Если оставить всё как есть, опасаясь, что в другой школе ничего не изменится, – тинейджер продолжит находиться в нездоровом окружении.
Алгоритм перевода в новую школу
1. Выберите учреждение, в которое хотели бы отдать ребёнка. Поговорите с директором, узнайте, есть ли свободные места в классах, просмотрите программу обучения и предметы, которые изучаются. Чем больше информации, тем легче осуществить перевод. Постарайтесь познакомиться с будущим классным руководителем, посетите кабинеты, спортивный зал, столовую и даже уборную.
2. Напишите заявление руководителю школы. Решение о принятии ребёнка принимается в течение 5 дней. Если есть согласие на перевод, в школу, которую посещал подросток, подают заявление о досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) для перевода в другое учреждение образования, прикрепив к нему письменное согласие на перевод.
3. Заберите из старой школы медкарту подростка, справку об обучении и ведомость с оценками, подписанную директором.
4. Принесите в новую школу паспорт или свидетельство о рождении ребёнка, справку о его регистрации по месту жительства (или пребывания), паспорт родителя и документы, выданные в прежнем учреждении образования.
Проблемы во взаимоотношениях с учителями
Особенно, если педагог предвзято относится к ученику. Ранимые и чувствительные школьники, особенно с синдромом отличника, сильно переживают, теряя интерес к учёбе. Главной их мотивацией становится избегание конфликта. Отсюда вытекают проблемы с самооценкой, неврозы, нежелание ходить в школу.
В основе отношений между учащимися и учителями должна быть психологическая безопасность. Если родители не могут решить проблему, ребёнка лучше перевести (не всегда нужно менять школу, иногда достаточно сменить класс).
Трудности в обучении
Иногда ребёнок попадает в школу со сложной, углублённой программой или профилем обучения, не соответствующим его наклонностям. Например, его отдали в школу, где акцент делается на изучении языков, а ему легче даются химия и биология. Он, хоть и старается изо всех сил, но не успевает за одноклассниками, которым эти предметы даются легче. Это создаёт определённый дискомфорт – тинейджер не верит в свои силы, думает, что он слабее других.
Бывает и по-другому: ребёнок по знаниям превосходит ровесников, он быстрее всех выполняет задания и ему скучно на уроках.
СТРАХИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ДРУГУЮ ШКОЛУ
Я боюсь быть отвергнутым
Ребёнок, который был популярен в старой школе, может переживать, что в новом коллективе он будет менее заметен. А столкнувшийся с буллингом боится, что ситуация повторится. Поговорите с подростком, подбадривая и объясняя, что новый класс – это возможность найти новых друзей.
Мне кажется, я не значим
Это проблема для инициативных ребят, которые активно участвовали в разных мероприятиях школы (конкурсах, олимпиадах, акциях и т. д.). На новом месте им может показаться, что они и их таланты никому не нужны. Подбодрите подростка, порекомендовав узнать, что предлагает администрация, и выбрать для себя занятие по душе.
Я тоскую по друзьям из прежней школы
Часто подростку больно расставаться со старыми друзьями. Постарайтесь разделить его чувства, по возможности приглашайте ребят в гости, на ночёвку.
Мне трудно освоиться с программой
Если она серьёзно отличается от той, по которой подросток занимался раньше, первое время можно помогать ему с учёбой. Потом ребёнок адаптируется и будет справляться самостоятельно.
АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ
Быстрее всех к новому месту привыкают дети 7–10 лет. В частности, если переехали до начала учебного года. В классах ещё не сформировались компании, нет лидеров или аутсайдеров. Поэтому появление новенького не привлечёт избыточного внимания. К тому же в этом возрасте большое значение имеет неоспоримая авторитетность классного руководителя. Если он представит ребёнка, попросит ребят показать новичку школу, то в коллективе его примут гораздо быстрее и охотнее.
В средних классах (дети 11–15 лет) ребята уже активно собираются в компании, поэтому подростку понадобится больше времени, чтобы «влиться в тусовку». Сначала к нему будут присматриваться и только потом начнут общение. Кстати, для подростков многое значит внешний вид – та самая ситуация, когда в первый день встречают по одёжке. Поэтому тинейджеру нужно выглядеть аккуратно и опрятно.
Со старшеклассниками сложнее. Внутри их коллектива уже налажены социальные связи, а сами ребята больше нацелены на поступление в высшие учебные заведения, чем на заведение новых дружеских отношений. Наладить контакт со сверстниками помогут доброжелательность и созвучность интересов.
СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ
• Изучи обстановку. Узнай внутренний распорядок в школе, расписание уроков, имена одноклассников и т. д. Попроси родителей о совместном посещении школы до поступления в неё. Не бойся проявить любопытство.
• Следи за гигиеной. Выбери наряд, в котором будешь чувствовать себя уверенным на 100 %. Проверь, не помялась ли одежда. Аккуратно уложили волосы. Первое (положительное!) впечатление производит опрятный внешний вид.
• Будь дружелюбным и вежливым. Не забывай про свою индивидуальность. Если слишком сильно нервничаешь, попробуй улыбнуться. Так легче расслабиться и понравиться одноклассникам.
• Не бойся задавать вопросы. Например, где находится кабинет математики, какие классные мероприятия проводятся, есть ли интересные секции.
• Обращайся за помощью и поддержкой. Это нормально, если ты волнуешься или у тебя что-то не получается. В твоей жизни начался новый этап. Не проходи его в одиночку. Расскажи о том, что чувствуешь, родителям, учителям, друзьям или человеку, которому доверяешь.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
• Объясните ребёнку, почему необходим перевод. Мягко и осторожно, но честно поговорите с ним о причинах вашего решения. Обсудите всё заранее, чтобы у него было время привыкнуть к мысли о том, что коллектив придётся сменить. Расскажите о положительных моментах, которые ждут его в новой школе. Главное – не давите!
• Не стесняйтесь делиться собственными переживаниями. Откровенный разговор поможет сблизиться. Можно вместе погрустить о том, с чем расстаётесь. Даже если ребёнок не любил свою прежнюю школу, у него может там остаться что-то, чего ему будет не хватать. Например, любимый учитель или факультатив по интересам.
• Устройте мини-экскурсию по новому месту учёбы. Если есть возможность, вместе с подростком сходите на день открытых дверей или открытое мероприятие. Погуляйте по зданию. Пообщайтесь с учителями. А потом обсудите впечатления: что понравилось, а что нет.
• Попросите учителей помочь. Например, как правильно представить подростка. Возможно, он мог бы рассказать о своих интересах и увлечениях новым одноклассникам. Педагог заинтересован в скорейшей адаптации школьника и с радостью пойдёт навстречу.
• Будьте опорой. Поддержите, первое время помогайте ему собраться в школу. Говорите, что у него всё получится. Подросток может волноваться, поэтому проверьте, не мятые ли у него брюки, уложены ли волосы, не забыл ли он положить в рюкзак необходимые вещи. Можно также немного помогать с уроками, пока ребёнок не освоится.
• Не забывайте расспрашивать о новой школе. Например, как там всё устроено, какие впечатления от первых дней, что получается, а что нет, кто из одноклассников понравился в общении и т. д. Не фокусируйтесь на отметках (сначала они могут поползти вниз).
• Познакомьтесь с учителями и родителями детей, которые учатся с тинейджером. Это можно сделать на родительских собраниях или в чате класса, а можно устроить всем классом поездку на природу или в интересное место.
• Не препятствуйте общению со старыми друзьями. Для вашего ребёнка они важны. Ему и так трудно от того, что он с ними расстаётся. Попробуйте организовать им встречу. Поверьте, подросток будет очень благодарен.
• Посетите школьного психолога. Если переезд вызывает у ребёнка сильный стресс, лучше обратиться за помощью к специалисту.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ
• Представьтесь подростку. Расскажите о себе и классе, важных школьных правилах, а также, если есть возможность, покажите ему, где он будет учиться.
• Объясните, куда новенький может обратиться за помощью или советом. Особенно это важно в первые дни адаптации, поскольку он ещё никого не знает и находится в непривычной для себя обстановке.
• Спросите у ребёнка, что бы он хотел рассказать о себе будущим одноклассникам. Увлечения, интересы, даже любимые предметы могут облегчить вливание в коллектив.
• Поговорите с родителями о сотрудничестве. Обсудите, как вы будете обмениваться информацией и контактировать. Узнайте, как складывались отношения ребёнка с одноклассниками и учителями в предыдущей школе, что вызывало трудности.
• Подготовьте класс к приходу нового ученика. Расскажите ребятам о том, кто с ними будет учиться, объясните, что привыкать к другому месту не всегда просто. Попросите быть вежливыми и тактичными с новеньким, поддержать его.
• Понаблюдайте, как у него складываются отношения с другими, что получается лучше, а что хуже. Можете задавать новенькому конкретные вопросы: «С кем ты подружился?», «Что тебе понравилось в школе?», «Что кажется неприятным или сложным?».
Комментарий эксперта
Наталья Стельмах, детский психолог:
– Смена школы – большое событие как для ребёнка, так и для родителей. Это решение надо тщательно обдумать, ведь он может не найти себя среди новых одноклассников и учителей.
Допустим, вы видите, что ребёнку плохо в школе: он не ладит со сверстниками, к нему предвзято относятся учителя, участились симптомы высокого психоэмоционального напряжения и страха – соматические жалобы (боли в животе, головная боль, тошнота и рвота). Не спешите принимать радикальные меры – выясните сначала, в чём суть проблемы. Возможно, есть более щадящий выход из сложившейся ситуации. Откровенно поговорите с ребёнком, побеседуйте с классным руководителем, родителями буллеров или проблемными учителями.
Если без перевода в другую школу никак не обойтись, постарайтесь поддержать ребёнка в этот трудный период. Также надо хорошо подумать над выбором нового учреждения образования. Не спешите переводиться из государственной школы в частную – далеко не факт, что там будут хорошие учителя и дружный класс. Чтобы узнать, подойдёт ли школа ребёнку, сходите туда лично и поговорите с учителями, а также опросите родителей учащихся, что они думают о ней и педагогическом коллективе.
Как только решение будет принято, побеседуйте с классным руководителем и договоритесь о том, чтобы класс поприветствовал нового ученика. Ребёнку будет приятно, если в первый день ребята встретят его карточками с милыми пожеланиями или транспарантом. В свою очередь подросток может угостить одноклассников сладостями или печеньем. Эти действия облегчат первый контакт.
После перевода ребёнка в новую школу понаблюдайте, особенно вначале, как ребёнок учится. Не задавайте слишком много вопросов, как он себя чувствует, – от чрезмерного внимания ему может быть некомфортно. Если ребёнок бодр и безбоязненно думает о завтрашнем дне в школе, перевод прошёл успешно.
ЕКАТЕРИНА СОРОКА